Виктор Михайлович Васнецов.
«Портрет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой».
За короткое время привыкнув к Абрамцеву и полюбив его обитателей, художник остро ощущал разлуку с ними. Позднее, приехав на Кавказ для лечения, Нестеров писал Е. Г. Мамонтовой: «Ваше письмо перенесло меня в Абрамцево, воспоминание о котором вызывает во мне лучшие чувства. Вы спрашиваете меня о впечатлении, произведённом на меня Кавказом… скажу Вам так, Кавказа я никогда не любил, ехал туда по необходимости, природа его мне чужда, в ней нет (по-моему) той тихой песни севера, которая так мне любезна и понятна у нас… Правда, я не видел «настоящего Кавказа», может быть, тогда пришлось бы мне свои слова взять назад или оговориться…». «Тихая песня» севера – вот что находил Нестеров в Абрамцеве. Эти слова с наибольшей полнотой характеризуют все его пейзажные работы. Много лет спустя, уже на склоне жизни, Нестеров характеризовал Е. Мамонтову как исключительно привлекательного человека: «Какое счастливое сочетание большого ума и большого сердца, какое редкое равновесие того и другого! Величайший житейский такт, мудрость жизни, неусыпная мысль к доброму деланию, скромность, простота… Чудная мать, заботливая хозяйка, энергичный разумный член общества, друг меньшей братии, с прекрасной инициативой в области просвещения и прикладных искусств. При всём том обаятельная в обращении с людьми, с привлекательным лицом, тихими, немного прищуренными глазами и несколько печальной приятной улыбкой, чертами лица правильными, несколько грузинского типа…».
Абрамцево.
В комнатах музея Абрамцева висят два портрета Е. Г. Мамонтовой – работы И. Репина и В. Васнецова. Они как бы дополняют характеристику Нестерова, раскрывая глубокое духовное содержание этой обаятельной, милой сердцу всех, кто с ней встречался, женщины.
Михаил Васильевич Нестеров.
«Пустынник».
1888-1889.
Целая серия картин Нестерова на темы древнерусских преданий связана с Абрамцевым. Их объединяет проникновенное, лирически тонкое изображение родного пейзажа и глубокое понимание духа исторической эпохи. Одной из лучших и наиболее известных работ художника является его картина «Пустынник» (1888-1889). Добившись удивительного единства образа природы и внутреннего состояния человека, Нестеров впервые заявил о себе как о замечательном мастере русского пейзажа. На выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1889 года эта картина имела большой успех и ещё до появления перед зрителями была куплена П. Третьяковым. Это было первое произведение, которое знаменитый собиратель купил у Нестерова. «Каждого молодого художника (да и старого), - писал Нестеров, - заветной мечтой было попасть в его галерею, а моей тем более: ведь мой отец давно объявил мне полусерьёзно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее».
Михаил Васильевич Нестеров.
«Святая Русь».
1905.
С Абрамцевым связано рождение таких картин Нестерова, как «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Дмитрий царевич убиенный», наконец «Святая Русь».
Михаил Васильевич Нестеров.
«Автопортрет».
1915.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Абрамцевские впечатления глубоко отразились и в дальнейшем творчестве художника. «До знакомства с ним (Абрамцевым), - заметила Н. В. Поленова, - он не мог найти себя».
Летом 1906 года М. В. Нестеров опять работает в любимых местах. «Вот я и снова под Москвой у Сергия, - писал он в одном из своих писем. – Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминаю былое – невозвратную юность, молодое творчество!.. Сегодня видел оригинал «ёлочки» для «Пустынника»: за 18 лет она стала елью, кудрявой, стройной».
Михаил Васильевич Нестеров.
«Путь ко Христу».
Марфо-Мариинская обитель, Москва.
И даже позднее, когда Нестеров, будучи привлечённым к росписям в Марфо-Мариинской обители в Москве, задумал весьма далёкую от жизни картину «Христиане», которая должна была символически изобразить путь русского народа, он для этюдов снова поехал в Абрамцево.
Михаил Васильевич Нестеров.
«Всадники (Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры в начале XVII века)».
Весной следующего года Нестеров возвращается к этюдам – в тех же местах. 19 мая он сообщил Турыгину из Троице-Сергиевой лавры, что отметил своё 46-летие, написав три этюда: «двух баб» и пейзаж. В одном из писем этого периода следует признание, которое даёт ключ к пониманию всего творчества Нестерова. «Если бы ты знал, - пишет художник в этом месте, похожем на исповедь, - как народ и всяческая «природа» меня способны насыщать, делать меня смелее в своих художественных «поступках». Я на натуре как с компасом. Отчего бы это так?.. Натуралист ли я, или «закваска» такая. Или просто я бездарен, но лучше всего, всего уверенней всегда я танцую от печки, и, знаешь когда я отправляюсь от натуры, я свой труд больше ценю и верю в него. Оно как-то крепче, добротнее товар выходит». Неизменная привязанность Нестерова к Абрамцеву имела глубокую связь с его творческой настроенностью, с его художественным методом.
Абрамцево. Столовая.
И в последующее время Нестеров почти каждый год посещал Абрамцево и писал здесь этюды к своим картинам. Лето 1917 года М. Нестеров провёл в Абрамцеве. С. Дурылин вспоминал, что они много гуляли по парку и окрестным лесам. Художник восхищался красотой пейзажей и не уставал возносить хвалу русской природе. Возвращались утомлённые, но довольные, заходили в старый аксаковский дом. Михаил Васильевич направлялся в столовую, где висел портрет Веруши Мамонтовой («Девочки с персиками» В. Серова). Восхищаясь искусством Серова-портретиста, принося восторженную дань его таланту, Нестеров высоко ценил достоинства других художников – мастеров портрета. В Абрамцеве имелось несколько карандашных портретов работы И. Репина, В. Поленова, В. Васнецова. Посещая абрамцевский дом, М. Нестеров подолгу изучал и эти рисунки. Его самого неодолимо тянуло к портрету. Как когда-то, много лет назад, ландшафты Абрамцева и Хотькова послужили художнику для создания прекрасных пейзажей на его картинах, так теперь портреты живших в Абрамцеве художников послужили импульсом для занятий портретной живописью.
Михаил Васильевич Нестеров.
«Портрет академика А. Н. Северцева».
1934.
Но шли годы. Произошла февральская, а затем и Великая Октябрьская социалистическая революция. Страна пережила гражданскую войну. В том же 1917 году М. Нестеров поехал за семьёй в Армавир и только через три года смог возвратиться в Москву. В этот период в ставшем родным для художника Абрамцеве произошли изменения. В 1918 году была национализирована усадьба. М Нестеров встречался здесь и с академиком Северцевым, с которого позднее написал замечательные портреты.
Михаил Васильевич Нестеров.
«Автопортрет».
1928.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Осенью 1924 года Нестеров опять в Абрамцеве, Муранове и Загорске. «В ближайшее время, - писал он 15 сентября 1924 года, хочу побывать в Муранове, бывшем имении Тургеневых… оттуда поеду в милое сердцу Абрамцево и к Троице…».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: