Винченцо Катена.
«Христос в Эммаусе».
У моря Тивериадского
Еще раз Иисус явился апостолам у моря Тивериадского.
Были там Петр, Фома Близнец, Нафанаил, Иаков, Иоанн и еще двое учеников.
Пошли они ловить рыбу, ловили целую ночь, но ничего не поймали. А утром глядят – Иисус стоит на берегу. Но ученики его не узнали.
- Дети мои, есть ли у вас какая пища? – обратился к ним Иисус.
И они ответили:
- Нет.
- Закиньте сеть по правую сторону лодки – и поймаете, - сказал Иисус.
И действительно, закинули они сеть, но не могли вытащить ее от множества рыбы.
- Это Господь! – воскликнул один из апостолов.
Опоясался Петр одеждой, ибо был наг, и бросился в воду.
Другие ученики приплыли в лодке. На берегу увидели они разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.
- Принесите рыбу, которую вы сейчас поймали, повелел Иисус.
Вытащили они сеть, и в ней оказалось сто пятьдесят три больших рыбины, и при таком множестве сеть не порвалась. – Идите обедать, - сказал им Иисус.
Никто из учеников не посмел спросить его: «Кто ты?», ибо знали, что это Господь.
Взял Иисус хлеб и рыбу и дал им.
Так в третий раз явился Иисус апостолам по воскресении из мертвых.
«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.
* * *
«Христос Пантократор».
Великий Новгород. Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца.
1468.
Вознесение
Сорок дней являлся Иисус ученикам своим. Повелел он им не отлучаться из Иерусалима:
- Иоанн Креститель крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым.
- Не в этот ли раз ты, Господи, восстановишь царство народа нашего? – вопрошали апостолы.
- Не ваше дело знать времена и сроки, - отвечал Христос. – Примите вы силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете свидетельствовать обо мне по всему свету.
Сказал это Иисус, поднялся, и облако скрыло его от глаз учеников.
«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.
* * *
Н. Кошелев.
«Христос во славе».
Последний суд
- Когда во славе своей придет Сын Человеческий, - говорил Иисус, - и с ним придут ангелы, когда воссядет он на престол славы своей, соберутся перед ним все народы, и отделит он одних от других, как пастух отделяет овец от козлов. Овцы встанут по правую руку, а козлы – по левую. И скажет Отец Небесный тем, кто справа:
«Приблизьтесь, благословенные, наследуйте Царство, приготовленное для вас от создания мира, ибо голоден я был, и вы меня накормили, жажда меня мучила, и вы дали мне пить, был я странником, и вы меня приютили, был я наг, и вы одели меня, был я болен, и вы меня не чурались, был я в темнице, и вы навестили меня».
Тогда праведники скажут в ответ:
«Господи! Когда мы видели тебя голодным – и накормили, жаждущим и напоили, странником – и приютили, нагим – и одели, больным или в темнице?»
«Истинно говорю вам, - ответит Отец Небесный, - то, что вы сделали одному из меньших братьев моих, то вы сделали мне».
Потом скажет Отец ваш Небесный тем, кто по левую руку:
«Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу, ибо был я голоден, и вы не накормили меня, жажда меня мучила, и вы не дали мне пить, был я странником, и вы не приютили меня, был я наг, и вы меня не одели, был я болен и в темнице, и вы не посетили меня».
«Когда это было, Господи?» - спросят они.
И Отец Небесный скажет им:
«Истинно говорю вам: то, что вы не сделали одному из младших братьев моих, то вы не сделали мне».
И пойдут одни в муку вечную, а другие – в вечную жизнь.
«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.
* * *
Эль Греко.
«Христос-спаситель».
Напомним, что христианские изображения креста часто сопровождаются надписью ЦАРЬ СЛАВЫ, относящей именно к Христу.
Таким образом, согласно традиции, Христос - Царь Славы. Такое выражение можно толковаться по-разному. Но теперь мы начинаем осознавать, что его надо понимать совершенно буквально: Царь Славян.
Таким образом, обнаружив соответствие с Новым Заветом, мы получаем замечательную возможность по-новому взглянуть на евангельскую историю противостояния Ирода и Иисуса Христа. То, что в Евангелиях кратко изложено лишь в нескольких стихах, на страницах русских летописей, оказывается, уцелело в куда более подробном варианте. Правда, летописи дошли до нас лишь в тенденциозной романовской версии. Тем не менее, как мы видим, они сохранили много подлинных деталей, освещающих евангельские сюжеты новым, неожиданным светом.
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. «Царь славян».
* * *
Фра Бартоломео.
«Воскресший Христос со святыми».
Современные исследователи черпают сведения о "древне"- египетской религии в основном из следующих источников. Во-первых, сохранилось сочинение Плутарха об Исиде и Осирисе, на греческом языке. Правда, историки относятся к нему настороженно. По их мнению там много ошибок: "Плутарх отождествляет некоторых египетских богов с греческими и вводит в текст многочисленные утверждения, являющиеся плодом его собственного воображения или следствием неточной информации". Но некоторые из якобы ошибок могут оказаться следствием заблуждений не Плутарха, а самих историков. Хотя, конечно, ошибки Плутарха также не исключены.
Далее, кроме Плутарха, в распоряжении исследователей есть многочисленные египетские изображения и тексты. Однако, что касается "древне"- египетских текстов, то задача их перевода на современные языки достаточно сложна. Несмотря на расшифровку иероглифов, смысл многих "древне"- египетских терминов до сих пор остается неясным. Поэтому современные переводы иероглифов и папирусов получаются довольно темными. А иногда - даже противоречивыми. Например, при обсуждении одного из старинных папирусов, египтолог Э. Бадж вынужден заявить, что, дескать, "египетские писцы не очень хорошо понимали, что писали". Но, скорее всего, дело не в невежестве писцов, а в неспособности современных комментаторов до конца понять смысл подлинных "древне"- египетских текстов. Поэтому к их переводам надо относиться с осторожностью. В значительной степени они являются лишь некоей интерпретацией не совсем понятного переводчикам материала.
Близость египетского бога Осириса к Христу настолько очевидна, что ее отмечали многие исследователи. Более того, этот факт был хорошо известен и в средневековой христианской традиции. Соответствие между Осирисом и Христом обнимает собой почти все основные моменты учения о Христе. Кроме того, многие другие утверждения Библии и церковного предания тоже отражены в "древне"- египетских мифах.
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. «Царь славян».
* * *
Фернандо Галлего.
«Благославляющий Христос».
Считается, что греки тоже знали Осириса и уподобляли его Дионису, Адонису и Бахусу. Но имя ДИОНИС или ДИО-НИС естественно воспринимается как БОГ-НИКА, Бог Никейский. Напомним, что слово НИКЕЯ по-латински пишется через "с": Nicea. Поэтому НИКА легко переходило в НИСА. Все зависело от того, как прочитать С: по-русски (по-гречески) - как С, или же по-латински - как К. Но сочетание БОГ НИКА прекрасно подходит к Христу. Вспомним, что на распятиях рядом с Христом очень часто пишется слово НИКА, см. выше. Кроме того, НИКА означало "победитель", что тоже хорошо соответствует наименованию Христа ПОБЕДИТЕЛЕМ в церковной литературе. Например, Христос ПОБЕДИЛ смерть своим Воскресением. Поэтому его называли Бог-Победитель или Бог-Ника или Дио-Нис (Адо-Нис). И лишь впоследствии комментаторы XVII-XVIII веков придумали "древне"- греческого якобы языческого бога Диониса, будто бы не имеющего никакого отношения к Христу. Что неверно. Древние греки под именем Диониса чтили Христа. Но это отнюдь не означает, что их богослужения и современное христианское богослужение - одно и то же.
Что же касается имени БАХУС, то оно просто совпадает со словом БОГ. Добавлено лишь греко-латинское окончание "ус".
Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. «Царь славян».
* * *
Деисус. Икона. Фрагмент.
Середина XVI века.
На старых русских, а также сербских и болгарских, иконах, изображающих Христа, на нимбе вокруг его головы рисовали крест и на нём писали три церковно-славянские буквы. На левом конце – буква «ОТ» (она писалась как буква Омега с буквой Т наверху). На верхнем конце креста рисовали букву «ОН» с титлой (ОН писалось в виде буквы О), а на правом конце – букву «ИЖЕ восьмеричное», соответствующую современному И, но писавшуюся как современное Н.
На более поздних иконах эти буквы стали исчезать. Иногда все три буквы, или некоторые из них, сохранялись. Но почти всегда – и явно не случайно – пропадала титла над О.
Зададимся вопросом, что обозначали три буквы: ОТ, ОН (с титлой), ИЖЕ на нимбе Христа? Для человека, знакомого с церковно-славянской записью цифр, ответ более или менее очевиден. Это – число 878. В самом деле.
Во-первых, ВСЕ ТРИ БУКВЫ ИМЕЮТ ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Поясним, что не все буквы церковно-славянской азбуки обладают эти свойством: их только 9 х 3 = 27. А всего в кириллице, с учётом юсов, 40 букв. НО ВСЕ ТРИ БУКВЫ, ИЗОБРАЖАЕМЫЕ НА НИМБЕ ХРИСТА, ЧИСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ.
Во-вторых, ВСЕ ТРИ БУКВЫ НА НИМБЕ ХРИСТА СТОЯТ В НУЖНЫХ РАЗРЯДАХ. Поясним, что в церковно-славянской записи цифр (поскольку там нет нуля) для единиц, десятков и сотен используются различные буквы. А именно: девять букв для разряда единиц (1, 2, …9), другие девять букв для разряда десятков (10, 20, …90) и ещё девять – для разряда сотен (100, 200, …900). Тысячи, десятки тысяч и т. д. обозначаются с помощью особых значков рядом с буквами. Отсюда следует, что далеко не всякий упорядоченный набор из трёх церковно-славянских букв-цифр обозначает некое число. Необходимо, чтобы первая буква была из разряда сотен, вторая – из разряда десятков, а третья – из разряда единиц. Иначе запись получится бессмысленной или, по крайней мере, ошибочной. Но на нимбе Христа число записано совершенно правильно, без каких-либо ошибок. А именно, при чтении слева направо, первая буква ОТ означает 800. Вторая, ОН, означает 70. А третья буква ИЖЕ восьмеричное обозначает 8. Получается число 878.
Но это ещё не всё. В ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ ПРАВИЛО, ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСЕЛ В ПОТОКЕ ТЕКСТА. А именно, число выделяется с помощью титлы. Причём, если число многозначное, тот титла ставится обязательно над второй справа буквой-цифрой… Например, для трёхзначного числа титла будет стоять над средней буквой. ИМЕННО ЭТО МЫ И ВИДИМ НА НИМБЕ ХРИСТА…
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, НА НИМБЕ ХРИСТА ЗАПИСАНО ЧИСЛО 878.
Что оно может означать? В церковном предании нет сведений о том, чтобы с самим Христом как-то связывалось число 878. Оно не упоминается в Евангелиях и других текстах, рассказывающих о жизни Христа. С другой стороны, данное число очень уж напоминает дату. Поскольку речь идёт о русских иконах, то естественно читать её по русско-византийской эре от Адама. То есть по стандартной эре средневековых русских источников. В церковных русских документах эра от Адама использовалась до конца XVII века повсеместно, а в некоторых случаях даже позже. Поэтому, если на русской иконе изображена какая-то дата, то было бы очень странно, если бы её указали не по русско-византийской эре от Адама.
Но тогда у нас есть ровно две возможности прочитать эту дату. В ней явно опущены тысячи лет, что вполне соответствует летоисчислению в русских документах, скажем, XVI-XVIII веков. Следовательно, перед нами либо 6878 год, либо 5878 год от Адама. Первая дата, при пересчёте на года н. э., даёт 1370 год н. э. (из 6878 нужно вычесть 5508). Вторая дата даёт 370 год н. э. Все остальные возможности приписать тысячелетия приводят либо к датировкам ранее начала н. э., либо к будущему времени. Что явно бессмысленно.
Отметим, что 370 год н. э., будучи изображён на нимбе Христа, не имеет никакого смысла не только в новой хронологии, но даже в скалигеровской. Кроме того, дата обнаружена нами именно на русских иконах эпохи XV-XVI веков. Что само по себе указывает на дату: 1370 год как наиболее вероятную. Но эта дата идеально соответствует вычисленной нами выше приблизительной эпохе принятия христианства. Мы уже пришли к заключению, что принятие христианства произошло в конце XIV века, в эпоху Куликовской битвы 1380 года. И 1370 год попадает как раз туда. Возможно, он означал какой-то крупный этап на пути принятия христианства. Как известно, оно было принято не сразу, а в итоге достаточно длительных усилий.
Вернемся к старым иконам. Любопытно проследить - как менялось отношение к упомянутым трем буквам с течением времени. Поясним, что старые иконы со временем темнели и их приходилось подновлять, то есть писать заново поверху. Таких слоев могло накопиться много. Только в XIX веке научились «раскрывать» иконы, то есть удалять верхние слои и добираться до слоев раннего письма. Поэтому сегодня, разглядывая СТАРЫЕ иконы, следует отдавать себе отчет в том, что часто мы видим не старый оригинал, а скрытый слой. Который мог быть частично утрачен и в некоторых случаях подрисован реставраторами по сохранившимся контурам. Поэтому если реставраторы чего-то не понимали или что-то показалось им странным или неправильным, они могли вполне искренне «подправить» оригинал. То есть исправить «очевидную» для них «ошибку». Мы рассказали об этом вот почему. Если обратиться к многочисленным сохранившимся иконам с буквами на нимбе Христа, то мы увидим, что на подавляющем большинстве икон титла над буквой О отсутствует.
Дело в следующем. Три буквы - ОТ, ОН с титлой, ИЖЕ восьмеричное - для ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА, ЗНАКОМОГО С ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ АЗБУКОЙ сразу же говорят, что тут записано число. А именно, 878. Причем число записано не где-нибудь в углу иконы, А НА НИМБЕ ХРИСТА. Но тогда мгновенно возникает вопрос – что оно означало? И как число 878 связано с Христом? Ответов на данный вопрос у специалистов ХVП - XIX веков уже не было. Подчеркнем, что в XVIII - XIX веках церковно-славянский язык изучали в школах. Это был обязательный предмет. Очень многие, даже те, кто кончил только три класса церковно-приходской школы, знали церковно-славянский язык и понимали церковно-славянские цифры. Поэтому практически любой человек того времени, прочитав на нимбе Христа церковно-славянское число 878, тут же мог задать вопрос: что это значит? А ответа не было. Потому, совершенно естественно, пошли по пути наименьшего сопротивления. На новых иконах титлу над О вообще не ставили, а раскрывая старые иконы, старались ее не подновлять. Или даже затирать (для надежности).
Что мы действительно и видим на иконах ХУIII - XIX веков! Буквы на нимбе Христе иногда стоят, но титла отсутствует повсеместно. Более того, иногда слегка изменены и сами буквы (хотя и редко).
Г. Носовский, А. Фоменко. «Крещение Руси». Москва, «АСТ». 2006 год.
* * *
«Процветшее древо Христа (Плоды страданий Христовых)».
Начало XIX века.
Елизавета Бём (Эндаурова).
«Дорого яичко в Христов день»!
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К праздничку Христову»!
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«И дитя знает, что Христов день»!
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К праздничку Христову! Не конь везёт, а Бог несёт»!
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: