Икона «Св. Сисой перед гробницей Александра Македонского».
Средиземноморье.
XVI-XVII вв.
ГРОБНИЦА, монументальное сооружение, вмещающее останки умершего или их символическое замещение (кенотаф). Монументальность призвана увековечить память о погребённом и, в ряде культур, обеспечить ему подобающее пристанище в загробном мире (некоторые гробницы буквально или символически воспроизводят жилые постройки). Многим гробницам свойственны огромные размеры (египетские пирамиды, «царские» или «княжеские» курганы и т. п.), сложные архитектурные формы и конструкции. Часто гробница состоит из нескольких наземных и подземных сооружений, основными из которых являются надгробие, входная камера (или вертикальная шахта), дромос (коридор), склеп (погребальная камера). Одни гробницы являются наземными постройками или выделяются своей надземной частью (курган, мавзолей, мастаба, пирамида, толос, наус), другие представляют собой подземные, пещерные и скальные сооружения (с использованием естественных пещер или целиком высеченные в скале) – «царские» гробницы Ура; шахтовые гробницы Микен; погребальные памятники Персеполя, Петры и др. Для предохранения останков и сокровищ погребённого от осквернителей и грабителей сооружались ложные коридоры, особые кладовые, тайники, ловушки, замаскированные и запечатанные входы (например, пирамиды Египта и майя, курганы скифов и сарматов). Собственно гробница может быть лишь частью комплекса, предназначенного для совершения обрядов. Так, гробницы ряда египетских фараонов Среднего и Нового царств устроены при поминальных храмах. Внутри культовых сооружений гробниц может быть отдельное подземное помещение (крипта, склеп) или монументальный гроб (саркофаг). Наряду с гробницами – усыпальницами правителей и выдающихся личностей нередки семейные гробницы. К древнейшим гробницам такого рода относятся некоторые виды мегалитов – подкурганные камерные гробницы, дольмены.
«Большая Российская энциклопедия». Том 8. Москва. 2007 год.
* * *
Даниел Тиварт.
«Девушки, украшающие гробницу».
XVII век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Направлялись к левому церковному притвору, где стояла рака* с мощами княгини Ольги. (*Рака — гробница; ковчег с мощами святого.)
Семён Скляренко. «Владимир».
* * *
Ян Брейгель Старший.
«Морское побережье с гробницей Сципионов».
1607.
Частная коллекция.
Гюбер Робер.
«Гробница Цецилии Метеллы».
Около 1765.
Андреас Каспар Гюне.
«Екатерина II возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра Великого».
1791.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Карл Павлович Брюллов.
«Улица гробниц. Помпеи».
1827.
Частная коллекция, Россия.
Эжен Делакруа.
«Аббатство Вальмонт: гробница».
1831.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Валерий Павлович Овсянников.
«Ярославова гробница в Киево-Софийском соборе».
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Эдуард Мане.
«Ангелы у гробницы Христа».
1864.
Жан-Леон Жером.
«Гробница султана».
Около 1873.
Частная коллекция.
Жан-Леон Жером.
«Гробница имама Хусейна».
Частная коллекция.
Василий Васильевич Верещагин.
«Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри».
1874-1876.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Василий Васильевич Верещагин.
«Гур-Эмир. Мечеть над гробницей Тамерлана».
1870-е.
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
Василий Васильевич Верещагин.
«В Иерусалиме. Царские гробницы».
1884-1885.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: