Иван Константинович Айвазовский.
«Переход евреев через Красное море».
1891.
Частная коллекция.
Под словом «еврей» мы подразумеваем не менее шести этносов. «Евреи» — это вообще не этнос, а религиозно-культурная общность. Мы обычно имеем дело с одним из этих этносов, с восточноевропейскими евреями «ашкенази». Вот ашкенази — этнос.
Владимир Махнач. «Что есть народ (этнос, нация)». Москва, 2006 год.
* * *
Вопрос студента: Извините, а почему вы сказали, что евреи — это не этнос? Там ведь есть какие-то физиологические особенности.
Ответ: Нет, физиологических особенностей у них нет, потому что есть не менее четырех антропологических типов типичных евреев. И самый распространенный еврейский тип, про которого мы говорим «типичный еврей», — это так называемый арменоидный тип. Смешно, да, что арменоидный тип — это типичный еврей?! Это, соответственно, брахицефал, не очень высокого роста, склонный к полноте, черноволосый и склонный к быстрому раннему облысению. Но есть же и тип худощавого стройного еврея рыжеволосого и голубоглазого. Он встречается редко, но он встречается. Я много таких видел, в конце концов.
Так вот их антропологические типы разные. Это разные этносы. А то, что сейчас называется «евреями» — это реликтовые этносы «сефардов», то есть испано-итальянских евреев. Они родились примерно в эпоху Спасителя, а сейчас — реликт. Они давно прошли свои тринадцать веков. Это «таты» — горские евреи северного Кавказа. Их этногенез мне неизвестен. Это «бухарские евреи» — потомки иранских евреев. Это для меня совершенно не представимые «фалаша», абсолютно чернокожие евреи из Эфиопии. Я даже в Иерусалиме пару фалаша видел. Евреи их ужасно не любят, но они абсолютно талмудические ортодоксальные евреи, но черные.
Вопрос студентки: А как это могло получиться — евреи черные? Они просто ассимилировались?
Ответ: Нет, там же рядом всё, допрыгнуть можно. Какое расстояние от Святой Земли до Эфиопии?
Студент: Но еврей может быть и атеистом, и мусульманином.
Махнач: Да, конечно. Правда, мусульманина не встречал, не знаю. А православным бывает в наше время. И что характерно, за два поколения такие перестают быть этническими евреями вообще. И не потому, что русские этого требуют, а потому что иудеи отторгают христиан. Да, христианство для всех открыто. Святитель Епифаний Кипрский, современник Златоуста, был не просто еврей, а вроде бы даже гипотетически сын раввина. Хотя нужно сказать, что по воспитанию он был абсолютный еврей, потому что он был зануда и начетчик. Он был, конечно, святой человек. Ведь не случайно он составил описание ересей. Он подробнейшим образом описал все уже тогда бывшие ереси. Между прочим, мечтаю, чтобы этот «ящик противоядия», наконец, издали. Никто не смеет почему-то. Наверное, евреи не разрешают. У нас святоотеческую литературу уже издают, а вот Епифания не издали до сих пор.
Вопрос студентки: А где же евреи, которых Моисей из Египта вывел?
Ответ: А то был только что родившийся народ древних евреев. Он закончил свою историю во времена Спасителя. Кстати, классические тринадцать веков. А вот те, кто были до исхода, те были не евреи, те были их предки. И называть «евреем» Авраама может только абсолютно безграмотный человек. На таком же основании араб может сказать, что Ибрагим — араб, мы от него происходим.
Вопрос студентки: А бывает случай, когда иудаизм принимает не еврей?
Ответ: Да! Но они это не поощряют. Они шовинисты, они этого не любят. Но это возможно. Если будешь просить, примут. Их мало, тех, кто перешел в иудаизм.
Вопрос студентки: А что такое «еврей» тогда?
Ответ: Религиозно-культурная общность «иудеи талмудические».
Владимир Махнач. «Что есть народ (этнос, нация)». Москва, 2006 год.
* * *
Несомненно, древние евреи — создатели высокой культуры и своеобразной цивилизации, о чем свидетельствует культ Соломонова храма и прежде всего Библия. Одной Библии достаточно, чтобы прославить любой народ! Но все это создал народ, уже почитавший единого Бога. А на момент утверждения монотеизма, т. е. на момент Исхода древние евреи — отсталый скотоводческий этнос Древнего Востока, знающий только две животноводческие культуры (осла и козу) и кое-какое примитивное земледелие. И это на фоне мощнейших тогда цивилизаций Египта и Месопотамии.
Владимир Махнач. «Культура традиционных и первобытных обществ». 1997 год.
* * *
Другой народ, вышедший из Месопотамии, выросший из месопотамской культуры, — древние евреи, хотя они принципиально отталкивали все месопотамское. Их история полностью укладывается в Библию. Более того, в Библии — источнике очень подробном — нетрудно усмотреть фазы их этногенеза. Этнический субстрат, послуживший будущему рождению евреев, был перемещен (возможно, в качестве союзников) в Египет нашествием гиксосов в XVI веке до н. э. В Египте правят гиксосские династии, что не оставляет ни малейшего сомнения в правоте ветхозаветного рассказа об Иосифе. Он действительно мог быть вторым человеком после фараона в Египетском царстве, ибо сам фараон был из гиксосов, то есть Иосифу относительно соплеменный, а египтянам — оккупант. Во время Второго переходного периода гиксосская династия была сметена, и был восстановлен Египет Нового царства. На его территории в оставшемся субстрате из переселенцев и произошел этнический старт древних евреев.
Библия указывает названия городов, которые евреи строили для египтян, пребывая в «египетском пленении», если это так можно назвать. Города эти историчны: они построены при Рамзесе II, который правил продолжительное время (года 1289-1224 до н. э.), что позволяет скорректировать начало древнееврейской истории.
Естественно, пребывание в Египте — скрытый подъем (инкубационный период) древнееврейского этноса, а явный подъем описан в Исходе под водительством Моисея. Пассионарный перегрев был растрачен на завоевание владычества в Палестине и победы над многими народами и закончился основанием единого Израильского царства, которое датируется очень точно. Время правление первого древнееврейского царя Саула: около 1030-1010 годов до н. э. Затем следует Давид, потом продолжительное правление Соломона, а далее царство распадается на Израиль и Иудею, что очень характерно для фазы этнического надлома. Попадание сначала Израиля в ассирийский плен, а затем Иудеи — в нововавилонский при Навуходоносоре II приходится на надлом. Затем наступает инерция. Более того, благодаря исключительной подробности Библии, мы видим регенерацию в инерции древних евреев, которая имела место при первых Маккавеях. И на том в I веке н. э. история древних евреев заканчивается. А появление уже следующего иудейского этноса — это восстание Бар-Кохбы (Сына Звезды) при римском императоре Элии Адриане во II веке н. э.
Владимир Махнач. «Палестина и Финикия». 1997 год.
* * *
Главное наследие древних евреев действительно есть Библия, и все же древнееврейская культура не сводится только к ней. Это обособленная культура. Великой она не была, хотя оказала поистине великое воздействие на другие народы. Единственность в исповедании единого Бога предопределяла ее изоляцию, хотя существенно различную в разные эпохи. Древнееврейская архитектура имеет месопотамские черты. Никакой своей архитектурной школы или даже своего почерка в архитектуре у древних евреев не было. А отказавшись от изобразительного искусства, евреи лишили себя и этого наследия.
Чтобы понять культуру древних евреев, нужно вдуматься в их культ — культ Иерусалимского ветхозаветного Соломонова храма. Он создавался как единственное место поклонения единому Богу. Условие это выполнено не было. После разделения царства на Израиль и Иудею израильтяне построили свой храм, а пару десятилетий назад археологи обнаружили, что в Израильском царстве было даже два храма, хотя это было нарушением первоначального замысла. Израиль, воюя с Иудеей, постоянно пытался завладеть Ковчегом Завета, оставшимся в Иерусалимском храме. Сделать это ему не удалось, зато удалось Навуходоносору. А после восстановления храма Ковчега уже не было (он был утрачен во время «вавилонского плена»). Но сам храм был восстановлен примерно в том же виде, в каком он был построен при Соломоне.
Три части Соломонова храма повторяются в любой христианской церкви. Притвор соответствует Двору иудеев Иерусалимского храма. Основной объем (наос, неф) соответствует собственно Иерусалимскому храму с жертвенником всесожжения. Алтарь храма соответствует тому месту Иерусалимского храма, где находилась главная святыня — Ковчег Завета. Это место обычно называется в нашей литературе «святая святых» (множественное число величия), а, говоря современным языком, можно не очень корректно сказать «святое святых». «Святая святых» отделялась от собственно храма и места жертвенника завесой, и в каждом христианском храме обязательно будет завеса в том или ином виде. Есть и много других совпадений. Священнические облачения имеют прямые пересечения с библейскими и по покрою, и по символике. Так же, как в Иерусалимском храме, у западных и восточных христиан в алтаре у престола остались семисвечники, но это уже просто верность традиции.
Владимир Махнач. «Палестина и Финикия». 1997 год.
* * *
Главное наследие древних евреев действительно есть Библия, и все же древнееврейская культура не сводится только к ней. Это обособленная культура. Великой она не была, хотя оказала поистине великое воздействие на другие народы. Единственность в исповедании единого Бога предопределяла ее изоляцию, хотя существенно различную в разные эпохи. Древнееврейская архитектура имеет месопотамские черты. Никакой своей архитектурной школы или даже своего почерка в архитектуре у древних евреев не было. А отказавшись от изобразительного искусства, евреи лишили себя и этого наследия.
Чтобы понять культуру древних евреев, нужно вдуматься в их культ — культ Иерусалимского ветхозаветного Соломонова храма. Он создавался как единственное место поклонения единому Богу. Условие это выполнено не было. После разделения царства на Израиль и Иудею израильтяне построили свой храм, а пару десятилетий назад археологи обнаружили, что в Израильском царстве было даже два храма, хотя это было нарушением первоначального замысла. Израиль, воюя с Иудеей, постоянно пытался завладеть Ковчегом Завета, оставшимся в Иерусалимском храме. Сделать это ему не удалось, зато удалось Навуходоносору. А после восстановления храма Ковчега уже не было (он был утрачен во время «вавилонского плена»). Но сам храм был восстановлен примерно в том же виде, в каком он был построен при Соломоне.
Три части Соломонова храма повторяются в любой христианской церкви. Притвор соответствует Двору иудеев Иерусалимского храма. Основной объем (наос, неф) соответствует собственно Иерусалимскому храму с жертвенником всесожжения. Алтарь храма соответствует тому месту Иерусалимского храма, где находилась главная святыня — Ковчег Завета. Это место обычно называется в нашей литературе «святая святых» (множественное число величия), а, говоря современным языком, можно не очень корректно сказать «святое святых». «Святая святых» отделялась от собственно храма и места жертвенника завесой, и в каждом христианском храме обязательно будет завеса в том или ином виде. Есть и много других совпадений. Священнические облачения имеют прямые пересечения с библейскими и по покрою, и по символике. Так же, как в Иерусалимском храме, у западных и восточных христиан в алтаре у престола остались семисвечники, но это уже просто верность традиции.
Владимир Махнач. «Палестина и Финикия». 1997 год.
* * *
А перед Спасителем и во времена Спасителя еврейский этнос переживает обскурацию, он рассыпается. Потому появляются саддукеи, которые не верили в посмертную жизнь, фарисеи (слово нарицательное, «фарисеи лицемеры», хотя ученые, благочестивые люди), эссеи, которые в общем-то ждали Христа и пытались проповедовать нравственность древнейшего Ветхого Завета, зелоты, которые хотели драться, сражаться и убивать.
Владимир Махнач. «Сирия, Палестина, Карфаген». Лекция. 2001 год.
* * *
А перед Спасителем и во времена Спасителя еврейский этнос переживает обскурацию, он рассыпается. Потому появляются саддукеи, которые не верили в посмертную жизнь, фарисеи (слово нарицательное, «фарисеи лицемеры», хотя ученые, благочестивые люди), эссеи, которые в общем-то ждали Христа и пытались проповедовать нравственность древнейшего Ветхого Завета, зелоты, которые хотели драться, сражаться и убивать.
Владимир Махнач. «Сирия, Палестина, Карфаген». Лекция. 2001 год.
* * *
Потомки древних евреев — это кто угодно. Их значительная часть стала христианами. Следовательно, и мы тоже можем быть их потомками. А вот потомки тех вторых евреев, евреев II века христианской эры — это сейчас реликт. Есть такой народ — сефарды, выходцы из Испании и юга Франции. Они самые уважаемые люди в государстве Израиль, у них есть даже свой, особый главный раввин. В Израиле есть главный раввин для ашкенази и отдельно главный раввин для сефардов. Они уже реликт, гомеостаз. Я интересовался, читал их биографии. Государству Израиль уже 60 лет, уже можно судить. Среди сколько-нибудь заметных его создателей и деятелей нету ни одного сефарда! Неэнергичные люди. Всё, реликт. Все только ашкенази, восточноевропейские иудеи. Они примерно наши ровесники, XIII-XIV века.
Так что нынешние «евреи» — это не этнос. Этносы — это сефарды, ашкенази. Есть также таты (горские евреи на Кавказе). Они тоже иудеи талмудические, язык у них тюркский, что характерно. Есть, наконец, фалаша, абсолютно чернокожие евреи из Эфиопии, которые, кажется, все уехали в Израиль, к ужасу всех израильцев, хотя все эти фалаша совершенно ортодоксальные иудеи.
Слушательница (самая умная): Они их вывезли на самолетах, когда в Эфиопии был голод. Была операция «Моисей». Они их спасли.
Махнач: Ага, ясно. Я видел в старом Иерусалима двух явных фалаша. Их мало, но они встречаются.
Та же слушательница: Они там занимают низшую ступень в обществе.
Махнач: Да, конечно.
Владимир Махнач. «Сирия, Палестина, Карфаген». Лекция. 2005 год.
* * *
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: