- 5 -

Евреи

в живописи и литературе

 

Исаак Ильич Левитан.
«Еврейка в восточном покрывале».
1884.

Исаак Ильич Левитан. "Еврейка в восточном покрывале". 1884.

Он все любил делать по старине, как делалось в былые счастливые времена, до 1844 года, когда в силу гзейрас и малхус, т. е. царского указа, русско-польским евреям предсталa горькая необходимость обрезать свои «святые пейсы»*, снять меховые шапки — штраймеле, и нарядиться в кургутное немецкое платье (*Пейсы — нависочные локоны, называются у евреев святыми, так как ношение их установлено самим Моисеем: «Не остригайте висков на голове вашей кругом и не уничтожай боков бороды твоей» (Левит, гл. 19, ст. 27).)

Всеволод Крестовский. «Тьма египетская».

* * *

Обеденный стол был уже накрыт двумя белыми скатертями, в память двойного отпуска субботней манны и в честь Шаббос «удваивающей душу»*. (*По учению Талмуда, еврей в шабаш, живет удвоенной жизнью, удвоенной душой.)

Всеволод Крестовский. «Тьма египетская».

* * *

Все это, сдается мне, одна только глупая новая мода, новый способ шахровать* на счет обывательских карманов. (*Шахровать — выражение специально еврейское, означающее отчасти спекулировать, отчасти заниматься разными не совсем-то чистыми делами.)

Всеволод Крестовский. «Тьма египетская».

* * *

- Я буду говорить на тему наиболее любезную, наиболее сочувственную каждому еврейскому патриоту в голусе*. (*Голуса — изгнание. Иго голуса началось для евреев после окончательного разрушения иерусалимского храма и рассеяния по лицу земли народа еврейского.)

Всеволод Крестовский. «Тьма египетская».

* * *

- Да не только я, Айзик Шацкер, а каждый «пархатый жид», ам-гаарец* конечно, в тысячу раз более родовит и кровно аристократичен, чем любой из потомков всех этих Людовиков и Карлов. (*Ам-гаарец — плебей, невежда, лишенный талмудического образования.)

Всеволод Крестовский. «Тьма египетская».

* * *

Грезится вдруг бедному Айзику, что он уже не бедный безызвестный Айзик, а ламдан-годул и талмуд-хухем, великий ученый, мудрец-талмудист, успевший приобрести себе шем, т. е. имя, славу и знаменитость, так что его во всем Израиле называют не иначе как «гордостью века», гаон гадор, и он вступает с самыми знаменитыми мудрецами-раввинами в торжественный пильпул*, показывает на удивление всем такой харифус маггидус**, не оставляя ничего даже на долю тейку***, что перед ним преклоняются не только свои, но и нееврейские ученые, которых он впрочем от души презирает, хотя и охотно принимает от них поклоны и льстивые выражения их похвал, восторга и почтения. Евреи признают его даже цадиком, святым человеком, и в качестве цадика он разъезжает по всем еврейским палестинам России, Польши, Австрии и Румынии, со свитой учеников и помощников, трубящих и возвещающих его славу, лечит от неплодия, исцеляет с одного нашепту всяческие недуга, решает семейные дела и споры, судит и рядит, учит и проповедует, и повсюду собирает обильную дань в виде рублей, дукатов, гульденов и левов… (*Пильпул — религиозный казуистический или юридический диспут всех ученых бейс-гамидраша. ** Харифус маггидус — остроумный разбор (Галаха) религиозных узаконений, и ловкость в свободном истолковании избранных текстов (Агада). *** Тейку — талмудическое восклицание употребляется обыкновенно при неподдаюищхся разрешению спорных вопросах теологического или философского характера.)

Всеволод Крестовский. «Тьма египетская».

* * *

Еще не успев досуха обтереться полотенцем, почтенный рабби поспешил накрыть себе голову бархатной ермолкой, — «чтобы чувствовать на себе страх Божий»*, и, осмотрев кисти цицыса — целы ли в нем все нити, — еще поспешнее надел лапсердак, совершая над цицысом положенную молитву**. (*Талмуд, Трактат «Шаббос». ** Нити цицыса служат талисманом против посягновений злого духа, а потому многие евреи никогда не снимают его, даже и ночью.)

Всеволод Крестовский. «Тьма египетская».

* * *

- Доктор Зельман живет за нашим ойривом — надо к нему бежать за мост, как же бежать за ойрив*. Что подумают, что скажут?! (*Ойрив — соединение; бывает двух родов: ойрив-хацойрис — соединение дворов и ойрив-тхимин — соединение пространства. Евреи во время шаббоса не имеют свободы передвижения более чем на 2000 шагов и права переноса вещей из комнат во двор и наоборот (Талмуд, кн. Мугин-Эрец). Ойрив устраняет подобные стеснения. Ойрив-хацойрис состоит в том, что хозяин двора передает свой хлеб соседу. который объясняет всем жильцам дома, что хлеб этот подарен всем и все они считаются жильцами одной квартиры, где переноска вещей не возбраняется.)

Всеволод Крестовский. «Тьма египетская».

* * *

 

1 2 3 4 ... 6 7 8 9 10 11 12

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: