- 2 -

Евреи

в живописи и литературе

 

Адольф Менцель.
«Еврейское кладбище в Праге».
1852-1853.
Музей Берггрюна, Берлин.

Адольф Менцель. "Еврейское кладбище в Праге". 1852-1853. Музей Берггрюна, Берлин.

Поп тут же и пояснил свою не вполне ясную аллегорию:

- Есть овцы белые, что пасутся на склонах горних, близ взора  Божия.  А есть овцы черные, их пастбище - низины земные, где  произрастают  плевелы  и терновники. Белые овцы - христиане, черные - евреи. Пускай  жиды  жрут  свои колючки, лишь бы к нашему стаду не прибивались,  не  портили  белизну  руна. Сказано на Шестом Вселенском Соборе: у жида не  лечись,  в  бане  с  ним  не мойся, в друзья его не бери. А для того чтоб Божье стадо с паршивыми  овцами не смешивалось, существуем мы, Божьи овчарки. Если чужая овца к нашей пастве подбирается, мы ее клыками за ляжки, да трепку  ей,  чтоб  прочим  неповадно было.

Борис Акунин. «Пелагия и красный петух».

* * *

Салах своей болтовней отвлекал путешественницу от тревожных мыслей.

- Зря евреи тут стали жить, - вздыхал он, отгоняя комаров. - Летом  все от лихорадка помрут. Зачем им земля? Евреи - народ городской.  Сидели  бы  в город. Совсем с ума сошли, это их Аллах наказал. Даже жалко.

Как выяснилось далее, жальчей всего евреев ему за  то,  что  они  могут жениться только на  еврейках,  а  это  самые  несносные  женщины  на  свете. Коварные, лживые, во все суют свой горбатый нос.

- Спать с еврейка  -  как  совать  свой  мужество  в  нора,  где  живет скорпион, - сказал Салах, заставив  Пелагию  поморщиться  от  столь  сильной метафоры.

Темой коварства еврейских женщин возница увлекся  надолго.  Разумеется, помянул подлую Юдифь, убившую спящего Олоферна, но  более  всего  возмущался Иаилью,  осквернившей  священный  закон  гостеприимства.  Разбитый   в   бою полководец Сисара (которого Салах  именовал  "предком  арабов")  попросил  в шатре Иаили убежища. И что  же  она,  вероломная,  сделала?  Согласно  Книге Судей, "сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром. Сисара сказал  ей:  дай  мне  немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком,  и  напоила  его  и покрыла его. Сисара сказал ей: стань у дверей шатра, и  если  кто  придет  и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". Иаиль,  жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и  подошла  к  нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости - и умер".

Борис Акунин. «Пелагия и красный петух».

* * *

Тогда на Лубянке преобладали евреи, латыши, поляки — представители наций, активней всего участвовавших в революции.

Борис Акунин. «Шпионский роман».

* * *

Любопытство мое на этот счет было вызвано тем, что многие имеют самое ложное представление об одежде испанских мавров, воображая их одетыми по-восточному. Напротив того, их же собственные летописцы свидетельствуют, что они многое переняли у христиан. Так, например, тюрбаны, без которых мусульман прямо-таки не мыслят, они носить перестали; только в западных провинциях этот убор еще украшал головы знати, богачей и правительственных чиновников. Вместо них в обычай вошла шерстяная шапка, красная или зеленая – вероятно, такая же, как у берберов, известная под названием туниски, или фески; ее и посейчас всюду носят на Востоке, правда, чаще всего под тюрбаном. Евреям были предписаны желтые фески.

Вашингтон Ирвинг. «Альгамбра». Москва, «Наука». 1979 год.

* * *

Так же, как во всех украинских местечках, евреи жили по всему городку, но ютились преимущественно в своем особом квартале. Тут были ветхие деревянные клетушки, едва обмазанные глиною, с острыми черепичными кровлями. Улицы – узкие, еще более стесненные выставными деревянными лавочками и выступами домов на гнилых, покосившихся столбиках. Всюду висящее из окон тряпье, копошащиеся на кучах отбросов, вместе с собаками, полунагие жиденята, и грязь, и вонь.

Борисов с Голицыным вошли в домик, где беременная жидовка с чахоточным румянцем на впалых щеках, с полосатым тюрбаном на бритой голове хлопотала, примазывая глиной деревянную заслонку к жерлу раскаленной печи, куда задвинула шабашевые блюда (была пятница, день шабаша), так как в день субботний прикосновение к огню считается смертным грехом.

Дмитрий Мережковский. «Царство Зверя. Александр Первый».

* * *

На утренней молитве хватали евреев и, окрутив в талэс*, топили… (*Покрывало полосатое, надеваемое во время молитвы.)

Алексей Чапыгин. «Разин Степан».

* * *

…Цель, ради которой, при поддержке общественного мнения, учреждался в Испании Святейший трибунал, формулировалась предельно ясно и четко - искоренение ереси "иудействующих". Так в то время называли евреев, принявших крещение, и в то же время продолжавших исповедовать иудаизм. На этих людей, бывших частью большой группы испанского населения, называемой "обращенные", пришелся основной удар инквизиционных преследований.

Рихтер. «Архитектура забвения».

* * *

— Во-первых, слово «евреи» уже звучит оскорбительно, — заметил он тоном школьного учителя. — Следует писать «лицо еврейской национальности». Во-вторых, об этих лицах принято говорить, как о покойниках: или хорошо, или ничего. Все остальное антисемитизм.

Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 5-Хранитель Силы».

* * *

 

1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: