Л. Дьяков.

"Венецианские пейзажисты XVIII века".

"Юный художник" №4 1983 год.

 

К началу XVIII века некогда могущественная Венеция утратила значение политического центра Средиземноморья, превратившись в своеобразный центр паломничества. Сюда съезжались богатые путешественники со всех концов Европы, чтобы полюбоваться красотами города. И каждый мечтал увезти на память картину, рисунок или гравюру, изображающую какой-либо уголок прекрасного города. Недаром наибольшей популярностью среди других жанров пользовался пейзаж.

«Население Венеции, - писал историк Монье, - это праздничная и праздная толпа: поэты и приживальщики, парикмахеры и ростовщики, певцы, танцовщицы… - все, что живет удовольствиями или создает их.

В Венеции семь театров, двести постоянно открытых кафе, бесчисленное множество казино, в которых зажигаются свечи только в два часа ночи и в которых самые благородные кавалеры и дамы смешиваются с толпой незнакомцев… Днем перед кафе пятьсот посетителей сидят за столиками, и говор их смешивается со звоном ложечек, которыми мешают шербет. Под арками Прокураций проходят плащи из серого шелка, из голубого шелка, из красного шелка, из черного шелка, проходят зеленые камзолы, обшитые золотом и отделанные мехом, проходят пурпурные рясы, халаты с разводами, муфты из леопарда, веера из бумаги, тюрбаны, золотые ризы, султаны и маленькие женские треуголки, вызывающе сдвинутые на ухо. Это народонаселение феерии, восточного базара, морского порта, где все обычаи встречаются, где сталкиваются и уживаются рядом все наречия».

Трудовой люд Венеции – рабочие мануфактур, гондольеры, рыбаки, грузчики, перевозчики. Эта среда во многом питала венецианское искусство, имевшее широкую народную основу. Гаспаро Гоцци, брат знаменитого драматурга Карло Гоцци, рассказывал, что совсем неграмотные люди рисовали красивые виды без всяких специальных знаний. А вот прошение ремесленников, столяров и каменщиков, поданное в 1741 году. Они просят, чтобы в праздничные дни, утром и после обеда, их обучали итальянскому языку и правилам знаменитых архитекторов, а также тому, как выполнять рисунки и точные профили.

В Венеции XVIII века существовало два направления пейзажной живописи: архитектурной и видовой, или ведутной. Наибольшим признанием пользовался пейзаж-ведута. В буквальном переводе слово «ведута» означает «вид». Различали два его типа. «Точная ведута» развилась как продолжение городского ландшафта, распространенного в Голландии XVII века. Этим родом живописи занимались такие художники, как Л. Карлеварис, Б. Белотто. Для наиболее верной передачи перспективы они пользовались оптической камерой. Венецианец Альгаротти следующим образом описывает ее устройство: «Посредством стеклянных линз и зеркала приспособление перемещает образ объекта и дает изображение на листе бумаги. Этот искусственный глаз известен как оптическая камера. Поскольку она допускает проходить только ярким лучам от объекта в фокус, она дает образ исключительной чистоты и силы. Ничего не может быть более приятного глазу и более полезного, чем картина, выполненная с помощью этого способа. Очертания точные, перспектива и светотень изумительно реалистические, в то время как цвет живой и мощный».

 

Джованни Антонио Каналетто.
«Портик с висящим фонарем».
Офорт.
1740-е.

Джованни Антонио Каналетто. "Портик с висящим фонарем". 1740-е.

Подлинным мастером ведуты стал Джованни-Антонио Каналетто (1697-1768), которому удалось объединить в своих пейзажах документальную точность с тонким чувством природы.

 

Джованни Антонио Каналетто.
«Вид Большого канала около церкви Санта Кроче».
Перо, коричневые чернила, карандаш.
1730-е.

Джованни Антонио Каналетто. "Вид Большого канала около церкви Санта Кроче". 1730-е.

 

Джованни Антонио Каналетто.
«Вид церкви Сан Лоренцо».
Перо, коричневые чернила, карандаш, с заливками серым тоном.
1740-е.

Джованни Антонио Каналетто. "Вид церкви Сан Лоренцо". 1740-е.

 

Джованни Антонио Каналетто.
«Улочка, перекрытая арками».
Перо, коричневые чернила, карандаш, с заливками серым тоном.
1740-е.

Джованни Антонио Каналетто. "Улочка, перекрытая арками". 1740-е.

 

Джованни Антонио Каналетто.
«Залив Сан-Марко».
Масло.
Конец 1730-х.

Джованни Антонио Каналетто. "Залив Сан-Марко". Конец 1730-х.

Он начал работать как живописец в мастерской декоратора, а в 1719 году отправился в Рим. По возвращении на родину принялся за самостоятельную работу, и вскоре известность его распространилась за пределы Венеции. Каналетто начал изображать знаменательные события из жизни родного города. Так, в 1726 году состоялся прием французского посла. Картина, рассказывающая об этом событии, находится теперь в Эрмитаже. Вскоре он написал «Празднование Вознесения», затем «Прием императорского посла графа Боланьо».

 

Джованни Антонио Каналетто.
«Отъезд венецианского Дожа на обручение с Адриатическим морем».
Масло.
1730-е.

Джованни Антонио Каналетто. "Отъезд венецианского Дожа на обручение с Адриатическим морем". 1730-е.

Живописец работал под открытым небом, делая наброски карандашом, что в то время было новшеством. В его картинах с добросовестной правдивостью и совершенной перспективой воспроизводились интересные уголки города. При этом он постоянно заботился о красоте живописи – характерна картина «Отъезд венецианского Дожа на обручение с Адриатическим морем». Тщательно выписанные здания, как бы окутаны влажным воздухом, золотистый солнечный свет, множество человеческих фигур, зеленоватые воды Адриатики, где различима каждая волна, малиновое пятно корабля Дожа – все подчинено цели передать пышное, праздничное зрелище.

 

Франческо Гварди.
«Площадь Сан Марко».
Масло.
Около 1760.

Франческо Гварди. "Площадь Сан Марко". Около 1760.

 

Франческо Гварди.
«Площадь Сан Марко». Фрагмент.
Масло.
Около 1760.

Франческо Гварди. "Площадь Сан Марко". Фрагмент. Около 1760.

Наряду с «точной ведутой» в Венеции был известен жанр «фантастической ведуты», крупнейшим представителем которого стал Франческо Гварди (1712-1793).

 

Франческо Гварди.
«Посещение Дожем церкви Сан Никколо».
Масло.
1760-е.

Франческо Гварди. "Посещение Дожем церкви Сан Никколо". 1760-е.

В его холстах сама по себе фантастическая Венеция становится еще более похожей на мираж. Такова большая композиция «Праздничный корабль Дожа «Бучинторо». 1770 года. Но, в отличие от Каналетто, художник не стремился изобразить сцену документально. Он создает феерическое зрелище. Расширяет пространство лагуны, чтобы она вместила сказочный корабль Дожа и бессчетное число сопровождающих его судов, растворяет дворцы в золотистой воздушной дымке, заполняет набережную движущейся, волнующейся, динамичной толпой.

 

Франческо Гварди.
«Вид таможни близ Риальто».
Масло.
1750-е.

Франческо Гварди. "Вид таможни близ Риальто". 1750-е.

Гварди был в числе создателей городского пейзажа, поэтом родного города, умевшем лирически изобразить любой скромный уголок Венеции. Такова небольшая картина «Рио деи Мендиканти» 1780 года. Главным становится передача стихии воздуха и воды, как будто тонущих в зеркале вод гондол, фигурок людей.

Гварди – великолепный колорист, сплавляющий предметный мир в единый голубовато-охристый с отдельными белильными вспышками красочной массе, так соответствующей влажной, прозрачной, зыбкой венецианской атмосфере. В его картинах зритель прогуливается по уютным дворикам, любуется величественными арками со старинными фонарями, заглядывает в игорный дом Ридотто с одетыми в маски странными посетителями, посещает музыкальные концерты, проходящие в роскошных апартаментах с лепниной, люстрами знаменитого муранского стекла, зеркалами и стенами, покрытыми голубым бархатом; бродит по паркам загородных вилл; неторопливо плывет по вечерней лагуне.

Таков мастерский холст живописца «Гондола в лагуне», исполненный в 1780 году, с его жемчужно-серой тональностью и то ли скользящей гондолой, то ли сказочным городом, выплывающим издалека. Живопись здесь приобретает качества образной поэтической строфы.

 

Франческо Гварди.
«Вид церкви».
Перо, кисть, бистр.
1770-е.

Франческо Гварди. "Вид церкви". 1770-е.

 

Франческо Гварди.
«Поселяне».
Перо, кисть, бистр.
1770-е.

Франческо Гварди. "Поселяне". 1770-е.

Гварди – один из блестящих мастеров рисунка в мировом искусстве. Он передавал свет и воздух, подвижность и изменчивость атмосферы, чередование пространственных планов. Неподражаемо вписывал человеческие фигуры в окружающую среду, изображая массу людей с помощью нескольких беглых штрихов, - словом, придавал сценам жизненность.

 

Франческо Гварди.
«Дворик».
Масло.
Вторая половина XVIII века.
Государственная картинная галерея Армении.

Франческо Гварди. "Дворик". Вторая половина XVIII века. Государственная картинная галерея Армении.

Художник работал пером и тонкой кистью, любил коричневые чернила, бистр, иногда применял акварель. Рисовал, как правило, на плотной, грубой бумаге, позволявшей добиваться живописных эффектов. Техника придавала изображению особую динамичность, легкость, воздушность. Вот, например, рисунок бистром «Венецианский дворик» с разнообразными по интенсивности тона отмывками, легкими, прозрачными тенями и темпераментными росчерками пера. Недаром картины и рисунки Гварди с их тонким, поэтическим настроением, разнообразием оттенков чувств предвосхитили романтический пейзаж XIX века.

 

ВЕНЕЦИЯ

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: