Павел Чистяков.

"Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту".

1860.

 

Павел Чистяков. "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту". 1860.

Картина Павла Чистякова со всеми ее характерными для исторической живописи эпохи классицизма чертами (театральностью и символичностью поз персонажей), тем не менее, достаточно точно отражает один из драматических эпизодов Смуты. Патриарх Гермоген известен как личность неординарная, а в среде русского духовенства, всегда склонного к подчинению светской власти, какого бы она пошиба ни была, даже уникальная. Вообще Гермоген слыл человеком не особенно ученым, считался «нравом груб». Бывший казак, он стал священником лишь в 50 лет, был, согласно источникам, «прикрут в словесах и воззрениях», прослыл упрямцем, говорящим правду в глаза своим оппонентам. Его побаивались даже цари. С захватом власти Лжедмитрием летом 1605 года, при общем восторге москвичей по случаю свадьбы «батюшки Димитрия» он был единственным, кто осудил брак русского царя с католичкой Мариной Мнишек, за что его тотчас отправили в ссылку. Свергший Лжедмитрия в 1606 году и ставший царем Василий Шуйский сделал 75-летнего Гермогена патриархом. Пожалуй, во времена патриарха Тихона (Белавина) не было в истории русского патриаршества более тяжкого служения, чем то, которое выпало на долю Гермогена. Когда в июле 1610 года дворяне, недовольные слабым, «безсчастным» царем Василием Шуйским, «свели» его с престола и постригли против воли, только Гермоген протестовал против этого насилия, видя в содеянном пролог несчастий для России. И опять никто не поддержал святителя. Только, согласно легенде, в Архангельском соборе Кремля, царской усыпальнице, раздавались вздохи и плач, будто русские монахи скорбели в своих гробах о надвигающейся страшной эпохе братоубийства и безвластия, получившей название «Смута».

Тем временем к власти пришла Семибоярщина – правительство из семи бояр. При этом никто не желал слушать Гермогена, говорившего, что надо немедленно выбрать в цари либо князя Василия Голицына, либо Михаила Романова (это первое упоминание 14-летнего мальчика в связи с избранием на царство), чтобы предупредить разгоравшуюся Смуту. В августе бояре решили, дабы избежать розни, не останавливаться ни на одном местном кандидате, а постановили пригласить на русский престол 15-летнего королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III, который в это время воевал с Россией и осаждал Смоленск. Так тогда казалось, что можно разом убить двух зайцев: и государя себе заполучить, и мир восстановить. С представляющим польского короля гетманом Жолкевским Семибоярщина заключила договор о Владиславе, поставив условия, что поляки покончат с появившимся к тому времени Лжедмитрием II и что Владислав, приехав в Россию, примет православие. В тот момент Гермоген поддержал бояр. Только он в благодарственном письме королю просил Сигизмунда как можно скорее прислать сына в Москву, ибо русские без него «как овцы без пастыря». За несколько недель 300 тысяч москвичей прошли через Успенский собор, где служил патриарх, присягая в верности царю Владиславу. Жолкевский же, воспользовавшись благоприятным моментом, ввел польские войска в Москву и, в сущности, оккупировал русскую столицу. Вот с этого момента Гермоген и взошел на свою Голгофу. Он стал решительным, непреклонным противником и поляков, и бояр Семибоярщины, которые начали сползать на позиции типичного коллаборационизма. Оказалось, что Сигизмунд думает не так, как Жолкевский. Он вовсе не собирается посылать сына в Москву, а… желает сам быть русским царем, объединив Россию и Польшу, естественно, без всякого перехода в православие. Гермоген во время богослужения в Успенском соборе в декабре 1610 года публично запретил своей пастве целовать крест королю-католику – а именно присяги требовал Сигизмунд от Семибоярщины. Идя навстречу другим пожеланиям короля, Семибоярщина отдала приказ гарнизону Смоленска сдать, несмотря на героическую защиту, город. И опять Гермоген не только не присоединился к боярам, но и осудил их предательство. Это ему не прошло даром. С помощью доносов, пыток и ложных свидетельств бояре и стоявший за их спинами гетман Гонсевский, сменивший Жолкевского, начали «шить» дело об измене Гермогена, который якобы поддерживал тайные связи с Лжедмитрием II и участвовал в заговоре против Семибоярщины, что вообще было невозможно: все знали Гермогена как яростного противника нового самозванца. И тем не менее патриарх был объявлен изменником и посажен под домашний арест. Несмотря на опалу и грозящую ему опасность, Гермоген не молчал: он не раз публично осуждал бояр, которые, по его словам, «променяли свое государское прирождение на худое рабское служение врагу».

Более того, в начале 1611 года через порученцев он стал призывать жителей других городов «идти на польских и литовских людей к Москве вскоре». Не все ясно с грамотами, которые от его имени расходились по всем городам. Патриарх упорно отвергал обвинения бояр и поляков в посылке таких подстрекательских грамот. Возможно, так это и было: вряд ли ему, сидевшему под арестом, позволяли писать, и изображение патриарха, якобы сочинявшего грамоты в камере (что можно видеть на некоторых картинах), - явный вымысел художников. По-видимому, было достаточно переданного за пределы тюрьмы устного слова духовного вождя (а именно им и стал Гермоген!), чтобы от его имени появились и пошли гулять по России грамоты, призывавшие к борьбе с поляками. Эти грамоты, был ли их автором сам Гермоген или другие люди, сыграли колоссальную объединяющую роль в возникновении земского движения, спасшего в следующем 1612 году Россию. И мы даже ныне, глядя на историю и современность Русской православной церкви, можем понять, сколько же Гермогену нужно было мужества, чтобы подняться против светской власти, всегда угнетавшей церковь. При этом патриарх знал, что расправиться с ним врагам будет очень легко, никто из епископов его не поддерживал, предпочитая поддакивать Семибоярщине. Когда же началось восстание против поляков уже в Москве, оккупанты окончательно решили расправиться с упрямцем. Опять появился донос с обвинениями, что патриарх «учал смуту и кровь заводить на Москве». Без всякого церковного суда Гермогена согнали с Патриаршего двора, содрали с него святительские одежды и, как простого монаха, под охраной свезли на подворье Кирилло-Белозерского монастыря. Однако известно, что в глазах народа гонения даже из грешников делают праведников, а здесь речь шла о святом старце безупречной репутации. И власть, ощущая моральное превосходство Гермогена, не могла с этим не считаться.

Павел Чистяков. "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту". 1860.

Осенью 1611 года к патриарху явилась польская коллаборационистская делегация во главе с полковником Казановским и боярами: князем Б. М. Лыковым и М. Г. Салтыковым. Скорее всего, именно этот эпизод и отразил в своей картине Чистяков. Делегаты потребовали, чтобы патриарх подписал грамоту в полки ополчения и потребовал от Пожарского и Минина остановить их победное движение на Москву. Патриарх возражал, ему стали угрожать, но старец был, как всегда, непреклонен. «Что де вы мне уграживаете? – говорил он. – Единого я Бога боюся. Буде вы пойдете все литовские люди из Московского государства, и я их (полки ополчения. – Е. А.) благословляю отойти прочь. А буде вам стояти в Московском государстве, и я их благословляю всех против стояти помереть за православную христианскую веру!» После этого рокового спора узника перевели в подземную тюрьму Чудова монастыря в Кремле. Там он и умер 17 февраля 1612 года. По одним слухам, его отравили угарным газом, по другим – заморили голодом. В патриаршей летописи было сказано, что охранники «меташа бо страдальцу Христову нечеловеческую пищу – на неделю сноп овса и мало воды». Известно, что как раз в это время Кремль с его польским гарнизоном и Семибоярщиной был в тесной осаде, среди осажденных начался голод и сноп овса был настоящей ценностью, он мог спасти жизнь человека. Поэтому, скорее всего, измученный тюрьмой и издевательствами, 80-летний старец не выдержал тягот заключения (по некоторым источникам, на него еще наложили цепи) и умер как истинный мученик. Уже при царе Алексее Михайловиче, оценившем по достоинству его мужество, мощи Гермогена перенесли в Успенский собор и торжественно похоронили рядом с мощами патриарха Иова и митрополита Филиппа Колычева – святителей, которые также пострадали за свои убеждения.

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. ОбразыРоссии глазами историка.». «Арка», Санкт-Петербург. 2013 год.

* * *

 

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ ЧИСТЯКОВ (1839-1919)

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: