Микеланджело Буонаротти.
«История творения. Господь сотворяет Адама».
Фрески плафона Сикстинской капеллы.
…Бог сотворил человека из праха, из красной глины, вдунул в него душу и придал ему собственные черты. Он дал ему и имя – Адам, что дословно означает «человек».
Алексей Павловский. «Ночь в Гефсиманском саду». Ленинград, «Лениздат». 1991.
* * *
Паоло Учелло.
«Сотворение Адама».
Цикл фресок на темы Ветхого Завета в крытой галерее Санта Мария Новелла во Флоренции.
Адам первозданный был создан из праха земного (Быт. 2.7) и создан был в “естестве трехсоставном”: тело – душа – дух. Дух человеческий обладает от Господа по своему творению огромной силой, но свойство человеков (по свидетельству Феофана Затворника) в том, что дух человека, не соединенный с Духом Святым, не может управлять душой и телом, а попадает к ним в рабство (в зависимость). Так произошло и с Адамом. Адам совершил свое падение и отпадение не тогда, когда вкусил от запретного плода, а когда поверил диаволу и не поверил Богу, когда нарушил союз любви. Святой Дух никого не держит насильно, но если нарушены узы любви, то Святой Дух оставляет человека без Себя.
Душа человеческая состоит из разумной и не разумной частей. Разумная часть также трисоставная: рассудочная, волевая и чувствующая (эмоциональная). В зависимости от индивидуальных наклонностей человека, дух может оказаться в рабстве у рассудочной части души (тогда человек становится рационалистом), у волевой части (фанатиком), у чувствующей части (так называемым “человеком настроения”, когда душа передоверяется впечатлениям (что характерно, например, для светских художников)).
Недаром Пушкин называл состояние творческого вдохновения кратким словом «дурь».
Наконец, дух может опуститься ниже и оказывается в рабстве у неразумной части души (поднимаются страсти, гнев, развивается чрезвычайное воображение, появляется печаль, уныние, беспричинная тоска).
Когда страсти развиваются, дух опускается еще ниже и попадает в рабство плоти. Тогда человек становится плотским, и у него появляются соответствующие пороки (чревоугодие, блуд и так далее).
Алексей Павловский. «Ночь в Гефсиманском саду». Ленинград, «Лениздат». 1991.
* * *
Адриан Честерман.
«Рождение Адама».
Уильям Блейк.
«И Элохим создал Адама».
Братья ван Эйк.
«Адам».
Гентский алтарь. Фрагмент.
1432.
Фра Анджелико.
«Распятие с Марией и св. Домиником, Голгофа и череп Адама».
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: