Ад

в живописи и литературе

 

Адольф Вильям Бугро.
«Данте и Вергилий в аду».
1850.
Музей Орсе, Париж.

Адольф Вильям Бугро. "Данте и Вергилий в аду". 1850. Музей Орсе, Париж.

И, когда он вошел в, эту старинную мрачную крепость, ему показалось, что какой-то голос прокричал ему в ухо слова, начертанные флорентийским поэтом над вратами ада: «Входящие, оставьте упованье»*.
* Знаменитая строка из поэмы великого итальянского поэта, уроженца Флоренции, Данте (1265–1321). В поэме Данте «Божественная комедия» изображен ад, над вратами которого начертаны эти слова (в другом переводе: «Оставь надежду всяк сюда входящий»).

Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард». Библиотека приключений в 20 томах. Том 15. Москва, «Энергоиздат». 1983 год.

* * *

 

Андреас Ритзас?
Икона «Сошествие во Ад»,
Средиземноморье. Середина XV в.

Андреас Ритзас? Икона "Сошествие во Ад". Средиземноморье. Середина XV века.

По имеющимся у нас сведениям, человек не способен вообразить себе то, чего он так или иначе не видел. Образные представления человека об аде гораздо более развиты, дифференцированны и детальны, чем о рае. К тому же ад, так сказать, хорошо заселен нами и нашими знакомыми. Ад нам как бы понятен.

Андрей Битов. «Оглашенные».

* * *

 

Иероним Босх.
«Сад земных наслаждений. Ад.».

Иероним Босх. "Сад земных наслаждений. Ад.".

В представлении китайцев ад состоял из десяти кругов или, точнее сказать, инстанций, поскольку ад в Китае, как всякое публичное учреждение, мыслился по образу чиновничьей канцелярии. В первой инстанции определялось наказание, уготованное для души в стенах чистилища, в последней – её судьба в следующем рождении (душа могла переродиться в одном из шести состояний – от святых небожителей до зверей и растений). Считалось, что накануне перерождения адские власти давали душам напиток забвения, который отнимал у них память о прошлой жизни… В  массе простонародья наибольшее значение среди властителей подземного царства придавалось всемилостивому бодхисаттве Дицзан-вану, у которого можно было просить заступничества и хозяину пятой канцелярии Яньло-вану – наиболее грозному и неподкупному судье ада, ведущему своё происхождение от буддийского Ямы – владыки ада.

Владимир Малявин. «Китайская цивилизация».

* * *

 

Иероним Босх.
«Стол со сценами, изображающими семь смертных грехов и «четыре последние вещи» (Смерть, Страшный суд, Ад и Рай)».

Иероним Босх. "Стол сл сценами, изображающими семь смертных грехов и "четыре последние вещи" (Смерть, Стращный суд. Ад и Рай)".

Библия и Коран злонамеренно едины в запугивании адом всех, кто не признаёт их Божественное происхождение и проявляет свою волю и собственное миропонимание вместо безоговорочно-бездумного следования догматам веры. Наличие ада и рая представляется крайне немилостивым и недостойным Божественной воле, когда изначально предопределены некие «отходы производства», обречённые на нескончаемые мучения.

В противовес этим учениям верования Русской цивилизации до её крещения не включали в себя учений о вечном аде и рае. Такое мировоззрение делало людей свободными от морального террора и прямого подкупа, когда они вершат свои дела от души, а не из-за чувства боязни или ради ожидаемого воздаяния.

В. Ефимов. «Коран и пути преодоления российско-чеченского разлома». Радиопрограмма №17 (16.11.2002).

* * *

 

Икона «Сошествие во ад».
Византия, Афон. XII век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона ", Сошествие во ад". Византия, Афон. XII век. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Мастерская Андрея Рублёва.
«Сошествие во ад».
1425-1427.
Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра.

Мастерская Андрея Рублёва. "Сошествие во ад". 1425-1427. Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра.

«АД» с ассирийского означает «Отец». По-арамейски «ад» означает один (первый), а «ад-ад» – единственный.

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

 

Мастерская Андрея Рублёва.
«Сошествие во ад».
Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Мастерская Андрея Рублёва. "Сошествие во ад". Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Питер Брейгель Старший.
«Сошествие Христа во ад».

Питер Брейгель Старший. "Сошествие Христа во ад".

Библия не менее 300 раз пугает верующих ужасами ада, также программируя их психику на катастрофичность бытия.

В. Ефимов. «Счастье и смысл жизни – цивилизационные особенности». Радиопрограмма №26 (07.04.2003).

* * *

 

Сандро Боттичелли.
«Инферно (Карта ада)».
1480-1490.
Библиотека Ватикана.

Сандро Боттичелли. "Инферно (Карта ада)". 1480-1490. Библиотека Ватикана.

 

Сандро Боттичелли.
«Ад».
Иллюстрация к «Божественной комедии», песнь 18-я, восьмой круг).
1480-1495.
Берлинский гравюрный кабинет, Берлин.

Сандро Боттичелли. "Ад". Иллюстрация к "Божественной комедии", песнь 18-я, восьмой круг). 1480-1495. Берлинский гравюрный кабинет, Берлин.

 

Сандро Боттичелли.
«Ад».
Иллюстрация к «Божественной комедии», песнь 31-я).
Около 1492-1497.

Сандро Боттичелли. "Ад". Иллюстрация к "Божественной комедии", песнь 31-я). Около 1492-1497.

 

«Собрание проповедей монаха Иоанна Коккиновафа о деве Марии. Рай, четыре реки рая и врата ада».

Собрание проповедей монаха Иоанна Коккиновафа о деве Марии. Рай, четыре реки рая и врата ада".

 

Эдуард Мане.
Копия картины Э. Делакруа «Данте и Вергилий в аду».
1854.
Музей изящных искусств, Лион.

Эдуард Мане. Копия картины Э. Делакруа "Данте и Вергилий в аду". 1854.

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: