Жена в живописи

 

Альбрех Дюрер.
«Жена, облачённая в солнце».
Ксилография из серии «Апокалипсис».
1498.

Альбрехт Дюрер. "Жена, облачённая в солнце". Ксилогарафия из серии "Апокалипсис". 1498.

 

Андрей Рублёв.
«Лики праведных жен».
1408.
Успенский собор, Владимир.

Андрей Рублёв. "Лики праведных жен". 1408. Успенский собор, Владимир.

 

Василий Иванович Суриков.
«Жена чернобородого стрельца».
Этюд к картине «Утро стрелецкой казни».
1879.

Василий Суриков. Жена чернобородого стрельца. Этюд к картине "Утро стрелецкой казни". 1879.

Жена:
1. Замужняя женщина (по отношению к своему мужу).
Марья Гавриловна была жена полкового доктора, молодая, хорошенькая немка, на которой доктор женился в Польше. (Л. Толстой. Война и мир.)
2. То же, что женщина.
Здесь люди вольны, небо ясно. И жёны славятся красой. (Пушкин. Цыганы.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1981 год.

* * *

 

Винсент Ван Гог.
«Жена рыбака на берегу».
1882.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Винсент Ван Гог. "Жена рыбака на берегу". 1882. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

 

Ганс Гольбейн младший.
«Леди Анна Болейн. Королева Англии, вторая жена короля Генриха VIII».
Эскиз.
Около 1522.
Национальный Британский музей.

Ганс Гольбейн Младший. "Лкди Анна Болейн. Королева Англии, вторая жена короля Генриха VIII". Эскиз. Около 1522. Национальный Британский музей.

 

Е. Риджби.
«Портрет графа А. Х. Бенкендорфа с женой Елизаветой Андреевной».
1840.

Е. Риджби. Портрет графа А. Х. Бенкендорфа с женой Елизаветой Андреевной. 1840.

Жену называли супругой, хозяйкой, самой, маткой. Дополнялись эти названия несколько вульгарным «баба», фамильярно-любовным «женка», хозяйственно-уважительным «большуха» и т.д.

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

* * *

 

Е. А. Устинов.
«Пушкин с женой в саду».
1998.

Е. Устинов. Пушкин с женой в саду. 1998.

Странно: мы знаем, как часто сердобольные женщины отказываются от личного счастья ради больных, калек, возятся с пьяницами, с оболтусами, щедро отдавая им свое тепло, знания, эрудицию. Вытаскивают из бытовой грязи пустяковых заурядных мужчин, делая это чуть ли не с удовольствием, с гордостью обреченных на подвиг. А с другой стороны, в истории слишком мало отмечено женщин, которые столь самоотверженно служили бы большой, сильной личности. Скорее наоборот - они отравляли жизнь великим людям. Классический пример в этом отношении - Софья Андреевна Толстая. Достаточно познакомиться с ее дневниками, чтобы понять: осознав разумом избранность и величие Льва Николаевича, она не восприняла душой его огромность, самобытность. Мелкая оказалась душа-то, заурядная. Самая обычная женщина, она из кожи вон лезла, чтобы проявить себя, не уразумев, что единственная возможная заслуга, единственная цель, оправдывающая ее существование - быть опорой Льва Николаевича, отдать свои силы, чтобы увеличить его силы, влить задатки свои в его мощный талант. О работе бы его пеклась, о спокойствии, о здоровье. А она даже на старости лет, сидя у постели больного мужа, мечтала о своем любовнике, о духовном и всяком прочем общении с ним.
Или жена Пушкина, дофлиртовавшая до того, что мужу пришлось защищать свою и ее честь на дуэли. В могилу свела величайшего поэта. А после его смерти обрела другую постель. Даже славную фамилию поторопилась сменить.
А жена Герцена, осквернившая святая святых - беременность: с ребенком в чреве изменила великому мыслителю со случайным смазливым музыкантом!

Владимир Успенский. «Тайный советник вождя».

* * *

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Муж да жена - одна душа (но не всегда)».

Елизавета Бём (Эндаурова). Муж да жена - одна душа (но не всегда).

Митрофаний всегда говорил, что мужчину делает жена, и для наглядности пояснял свою идею при помощи математической аллегории. Мол, мужчина подобен единице, женщина - нулю. Когда живут каждый сам по себе, ему цена небольшая, ей же и вовсе никакая, но стоит им вступить в брак, и возникает некое новое число. Если жена хороша, она за единицей становится и ее силу десятикратно увеличивает. Если же плоха, то лезет наперед и во столько же раз мужчину ослабляет, превращая в ноль целых одну десятую.

Борис Акунин. «Пелагия и белый бульдог».

* * *

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Народы России. Поляки. В Польше муж жены больше! Всяк хозяин в своём доме большой!»

Елизавета бём (Эндаурова). Народы России. Поляки. В Польше муж жены больше! Всяк хозяин в своём доме большой!

Какова ни была, да замуж вышла
За таково за детину да за невежу.
Не умеет вор-невежа со мной жиги,
Он в пир пойдет, невежа, не простится,
А к воротам идет, невежа, кричит-вопит:
«Отпирай, жена, широки ворота!»
Уж как я, млада-младешенька, догадалась,
Потихошеньку с постелюшки вставала,
На босу ногу башмачки надевала,
Я покрепче воротички запирала:
«Уж ты спи-ночуй, невежа, да за воротами,
Тебе мягка постель да снежки белы,
Тебе крутое изголовье да подворотня,
Тебе тепло одеяло да ветры буйны,
Тебе цветная занавеска часты звезды.
Тебе крепкие караулы да волки серы».

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Портрет М. П. Шевцовой, жены А. А. Шевцова».
1876.

Илья Репин. Портрет М. П. Шевцовой, жены А. А. Шевцова. 1876.

Жена уехала на курорт. Через несколько дней муж ей посылает телеграмму: "Где вилки?"
Она ему в ответ телеграфирует: "Спи дома".
И так несколько раз. По приезде домой муж говорит ей:
- Почему ты мне не ответила, где вилки? Она подводит его к кровати и снимает простыни - вилки под простынями.

* * *

Славный парень Роланд отправляется в дальний поход. Уже сидя в седле, зовет своего верного друга, вручает ему ключ от пояса целомудрия своей жены и говорит:
- Дорогой друг! Я буду отсутствовать несколько лет. Все это время ты должен охранять честь моей супруги и всегда держать ключ при себе.
Затрубили горнисты и славный рыцарь выступил в по - ход.
Не успел он отъехать подальше от городских ворот, как его нагнал верный друг на взмыленном коне и уже издалека закричал:
- Какое счастье, что мне удалось тебя нагнать! - Что случилось? - встревожился рыцарь. - Ты ведь дал мне не тот ключ.

* * *

Муж уезжает отдыхать и просит соседа присмотреть за женой:
- Если загуляет, давай телеграмму: "Жена умерла", а я пойму.
Через неделю приходит такая телеграмма, а мужчины в номере не оказалось. Сердобольные друзья дают ответную: "Сообщите, когда похороны". Получил сосед такой ответ и пишет: "Когда похороны - не знаю, но доступ к телу продолжается".

* * *

Сотрудник вернулся из дома отдыха и у себя на работе делился свежими впечатлениями. Он показывает пальцем на групповую фотографию:
- Эта со мной… А эта с этим… и т. д.
Один из сотрудников видит на фотографии свою жену, которая в это время тоже была в доме отдыха. Он дрожащим голосом спрашивает:
- А эта с кем?
- А эта у нас самая порядочная. Как с мужем приехала, так с мужем и уехала.

* * *

Уехал муж в командировку. Вечером жена пригласила троих мужчин. Сидят за столом, выпивают. Вдруг звонок в дверь. Жена перепугалась, затолкала всех троих мужчин на балкон, посадила в пустые мешки и завязала. Входит в квартиру муж. Выпил чаю и вышел на балкон покурить. Видит, у стенки стоят три мешка. Кричит жене:
- А что за мешки у нас появились?
- Это мама из деревни к празднику кое-что прислала!
Муж ткнул ногой один мешок. Из мешка:
- Бе-е-е.
- Отлично. Будем из барашка шашлык делать.
Пнул ногой второй. Оттуда:
- Хрю, хрю…
- Тоже неплохо, окорок закоптим.
Третий мешок пнул - тишина. Еще раз - тихо. Третий раз как треснет ногой по мешку, из мешка раздалось:
- Идиот! Неужели непонятно?! Раз молчит, значит картошка!

* * *

Утром в субботу встает муж в пять часов утра, нехотя собирается на рыбалку. Оделся потеплее, взял снасти, вы - ходит на улицу. На дворе темень, льет осенний холодный дождь, ветер… Постоял он, постоял и подумал: "Да не пойду я никуда в такую погоду, пойду досыпать".
Пришел домой. Разделся и тихонько к спящей жене под одеяло.
- Бррр… Ну и холодина на дворе!
- И не говори, - соглашается жена, не поворачиваясь, - а мой-то дурачок на рыбалку пошел.

* * *

Жена спит с любовником - вдруг стук в дверь. Возвращается муж.
- Господи, спаси меня от греха!
Господь отвечает:
- Спасу с одним условием - через год утонешь.
"Ну за год многое изменится", - подумала она и согласилась. Господь спас ее от греха. Проходит год. Жене дают на работе горящую путевку в Новороссийск. Поехала - но в море боялась купаться. А тут предлагают круиз на теплоходе. Думает: "Не станет же Господь из-за меня теплоход топить со множеством людей". Села, поплыла. Авария, теплоход тонет.
- Господи! Ну я одна такая, а за что же другие тонут?
Голос сверху:
- А я вас, блядей, целый год со всей страны собирал.

* * *

Сварливая жена была у мужика. Не успеет он порог переступить - она тут же начинает его ругать.
Однажды приходит мужик домой, в спор не вступает, молча раздевается до пояса, поворачивается к жене и говорит: - Плюй!
- Да ты что, сдурел?
- Плюй, говорю!
Жена плюнула.
- Растирай!
Жена растирает спину, приговаривая:
- Да что с тобой? Что с тобой?
- Ничего особенного, врач сказал змеиным ядом растираться.

* * *

Юрий Никулин. «Анекдоты от Никулина».

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Портрет Юлии Богдановны Репман, рожденной Краусс, жены доктора А. Х. Репмана».
1881.

Илья Репин. Портрет Юлии Богдановны Репман, рождённой Краусс, жены доктора А. Х. Репмана. 1881.

 

Илья Ефимович Репин.
«Портрет молодой жены, сидящей на диване».
1881.

Илья Репин. Портрет молодой жены, сидящей на диване. 1881.

 

Илья Ефимович Репин.
«Портрет поэта С. М. Городецкого с женой».
1914.

Илья Репин. Портрет поэта С. М. Городецкого с женой. 1914.

 

Иван Кузьмич Макаров.
«Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II».

Иван Кузьмич Макаров. "Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II".

 

Карл Кронноветтер.
«Портрет великой княгини Елены Павловны (1806-1873), жены великого князя Михаила Павловича».
Не позднее 1837.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Карл Кронноветтер. "Портрет великой княгини Елены Павловны (1806-1873), жены великого князя Михаила Павловича. Не позднее 1837. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Карл Павлович Брюллов.
«Портрет баронессы И. И. Клодт, жены скульптора П. К. Клодта».
Около 1839.

Карл Брюллов. Портрет баронессы И. И. Клодт, жены скульптора П. К. Клодта. Около 1839.

 

Константин Егорович Маковский.
«Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III».

Константин Маковский. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III.

 

Михаил Васильевич Нестеров.
«Отцы-пустынники и жены непорочны».
1932.

Михаил Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны. 1932.

 

Николай Александрович Бестужев.
«С. Г. Волконский с женой в камере, отведенной им в Петровском заводе».

Н. Бестужев. С. Г. Волконский с женой в камере, отведённой им в Петровском заводе.

 

Николай Алексеевич Касаткин.
«Жена заводского рабочего».
1900.

Николай Алексеевич Касаткин. "Жена заводского рабочего". 1900.

 

Пётр Фёдорович Соколов.
«Княжна Елена Васильевна Мещерская (1820-после 1843), с 1842 года жена принца Каликста Бирона (1817-1882)».

Пётр Соколов. Княжня Елена Васильевна Мещерская (1820-после 1843), с 1842 года жена принца Каликста Бирона (1817-1882).

 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Жена проповедника Джона Элисона».
1634.

Рембрандт ван Рейн. Жена проповедника Джона Элисона. 1634.

 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Портрет жены брата».
1654.

Рембрандт ван Рейн. Портрет жены брата. 1654.

 

Яков Капков.
«Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды».

Яков Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды.

 

ЖЕНА: ЖИВОПИСЬ.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.