Всемирный потоп в живописи

 

Ян Брейгель Старший.
«Всемирный потоп».
Около 1602.
Кассельская картинная галерея, Кассель.

Ян Брейгель Старший. "Всемирный потоп". Около 1602. Кассельская картинная галерея, Кассель.

«…разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли от человека до скота, и гадов, и птиц небесных… остался только Ной и что было с ним в ковчеге»

(Бытие, гл. 7).

* * *

Микеланджело Буонарроти.
«Всемирный потоп».
Серия «Девять сцен из Книги Бытия».
Музеи Ватикана, Ватикан.

Микеланджело Буонарроти. "Всемирный потоп". Серия "Девять сцен из Книги Бытия". Музеи Ватикана, Ватикан.

Легенды о катастрофе

Одна из самых значительных археологических находок за последние двести лет – огромное количество клинописных табличек, обнаруженных в Междуречье (регионе между реками Тигр и Евфрат). Попытались расшифровать тексты, и выяснилось, что они содержат описания событий, аналогичных тем, что представлены в Ветхом Завете в сюжете о Всемирном потопе. Находка оказалась не единичной – тексты с описанием потопа были обнаружены в разных местах.

Сохранились и устные предания о катастрофическом событии у разных народов, живших в этом регионе. Отличались они лишь некоторыми деталями. Менялось имя спасшегося человека – не Ной, а Атрахасис, Утнапишти или Зиусудра. Менялось средство спасения. Если библейский «ковчег» - это корабль, то в месопотамских мифах упоминается подводное судно.

Тексты Ветхого Завета вроде бы получали определённое подтверждение. Но с другой стороны, выходило, что библейский сюжет заимствован из каких-то более ранних источников. Каких же?
Довольно быстро нашёлся схожий сюжет в дравидийском тексте «Шатапатха Брахмана» и «Махабхарата». Местному Ною под именем Ману помогла спастись рыба – воплощение творца мира Брахмы (по другим версиям, хранителя мира Вишну). Бог предупредил человека о грядущем потопе, прислал ему большой корабль, велел погрузить в него по паре всех живых существ и семена всех растений и сесть самому.

Мифы Лаоса и северного Таиланда рассказывают о том, что потоп вызвали обитатели «верхнего королевства», могущественные существа тены. Они потребовали, чтобы люди в знак уважения делились с ними своей едой. Люди отказались, и разгневанные тены устроили наводнение, опустошившее Землю.

По японским преданиям острова Океании появились уже после того, как мир был уничтожен наводнением, а затем создан богом Тангалоа. Жители Самоа хранят сказание о наводнении, уничтожившем некогда почти всё человечество.

Расходясь в деталях, древние легенды сходятся в главном – в прошлом Земли имело место мощнейшее наводнение, выжили тогда немногие. Однако кроме наводнения упоминают они о землетрясениях и мощных извержениях, о резком похолодании и чехарде звёзд и планет на небесном своде. И что интересно – в ряде регионов в описании древнего катаклизма наводнение не упоминается вообще.

Что говорит наука?

На стороне учёных, принявших версию Ветхого Завета, были и многочисленные факты. Так, в начале XIX века преподаватель Оксфордского университета Уильям Баклэнд в книге «Следы потопа» привёл палеонтологические данные, в частности, сообщения об обнаружении костей ископаемых животных на больших высотах в Андах и Гималаях. Находки эти поразили исследователей невообразимым хаосом: куча перемешанных останков древних хищников и травоядных, фрагменты человеческих скелетов, орудий и инструментов. Здесь же ископаемые сухопутные и морские животные, погребённые в одном геологическом горизонте. Перуанский археолог Вили Муньес, сопровождавший нас в экспедиции фонда «III тысячелетие», рассказывал даже о находках костей динозавров и человека вместе и костей динозавров, лежащих выше человеческих останков.

Аналогичный хаос был обнаружен и на огромнейших территориях в Сибири и на Аляске. «Вечная мерзлота, в которой останки… животных погребены на Аляске, походит на мелкий тёмно-серый песок. Вмёрзшие в эту массу… лежат скрученные части животных и деревьев, перемежаясь с прослойками льда и слоями торфа и мха… Бизоны, лошади, волки, медведи, львы… Целые стада животных, по-видимому, погибли вместе, сражённые какой-то общей злой силой…» (Г. Хэнкок, «Следы богов»).

Очень похоже на последствия сильного водного потока, но не в виде непонятной «воды с небес», а мощной цунами!..

Любопытно, что в знаменитом озере Титикака на высокогорном плато Альтиплано в хаосе ископаемых останков были обнаружены виды растений и животных, характерные не для пресной, а для солёной морской воды. Получается, что цунами с Тихого океана смогли добраться и сюда – на высоту четырёх километров!

Во время экспедиции в Перу нам удалось обнаружить и другие последствия мощного водного потока. Только не самой цунами, а той воды, которая уже возвращалась с гор в Тихий океан, неся песок, мелкие камни и прочий мусор. Эта смесь задерживалась в низинах. Вода со временем испарилась, а содержимое осталось в виде характерных селевых наносов, образовав плато (так сформировалось и знаменитое плато Наска). На фото со спутника отчётливо виден масштаб этих событий – селевой поток так и застыл мощными струями по всему побережью, протянувшись на тысячи километров.

Находят подтверждения свидетельства древних легенд о мощной активизации землетрясений и извержений.

«…Тысячи доисторических животных и растений утонули в один момент в знаменитых озёрах битума Ла-Бреа под Лос-Анджелесом. Среди извлечённых на поверхность существ – бизоны, лошади, верблюды, ленивцы, мамонты, мастодонты и не менее семисот саблезубых тигров… найденные останки (изломанные, смятые, деформированные и смешанные в однородную массу) ясно говорят о внезапном и ужасном вулканическом катаклизме» (Г. Хэнкок, «Следы богов»).

Налицо явные признаки катастрофы планетарного масштаба. И всё это датируется одним временем, условно названным «конец ледникового периода».

«Земные веси оборвались…»

…А древний трактат «Хуайнань-цзы» повествует: «Небесный свод разломился, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад, Солнце, Луна и звёзды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и потому воды и ил устремились туда…»

Подарок небес

Если собрать воедино современные данные геологии, палеонтологии, климатологии и добавить к ним «показания очевидцев» (древние легенды и предания) да провести более тщательную детализацию описываемых событий по принятой шкале времени, то в целом нарисуется следующая картина.

Примерно двенадцать с половиной тысяч лет назад на восточной окраине Тихого океана упал большой метеорит, оставивший после себя огромную воронку в виде Филиппинского моря и россыпи тектитов на соседних материках.

По Тихому океану прошла громадная цунами, которая при подходе к Южной Америке достигла километровой высоты. Обрушившись на материк, океанская вода прошла, сдирая верхний слой почвы, убивая всё живое и перемешивая всё, на сотню километров вглубь горных районов. По ущельям достигла современного плато Альтиплано – высоты четырёх километров. На других материках эта волна тоже оставила следы разрушений, хотя и менее мощные.

В результате «скользящего» удара метеорита по коре планеты прошла мощная ударная волна. Результатом стало смещение географических полюсов, что привело к потеплению в одних регионах планеты (Европа, восточная часть Северной Америки) и к похолоданию в других (Сибирь, Аляска, Южная Америка, Антарктида).

Однако это были долгосрочные последствия. Непосредственно после падения метеорита наступила так называемая «ударная зима», вызванная тем, что масса воды и пыли, вулканического дыма и пепла, поднявшаяся в атмосферу, закрыла на некоторое время доступ солнечных лучей к поверхности планеты. Эти события тоже нашли отражение в древних преданиях.

Андрей Скляров. Всемирный потоп – миф или реальность? «Чудеса и приключения» №12 2011 год.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Всемирный потоп».
1864.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Иван Константинович Айвазовский. "Всемирный потоп". 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Кристофоро Унтербергер.
«Спасённые звери выходят из Ноева ковчега после долгих дней Всемирного потопа».
1778-1788.
Копия росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане.

Кристофоро Унтербергер. "Спасённые звери выходят из Ноева ковчега  после долгих дней Всемирного потопа". 1778-1788. Копия росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане.

 

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: