"Владимир Айвазян".

"Юный художник" №4 1983 год.

 

- За сорок пять лет творческой работы я не создал ни одной композиции, которая не была бы связана с тематикой Армении, - рассказывает Владимир Тигранович Айвазян, раскрывая очередную папку рисунков, гравюр, этюдов. И образ республики постепенно складывается из множества листов, из пестрой мозаики отдельных сюжетов и стройных серий. Индустриальные пейзажи, сценки труда и отдыха сельских жителей, архитектурные мотивы, безмолвные ландшафты гор и долин, композиции, одухотворенные доверчивым взглядом, теплой улыбкой человека, многочисленные анималистические этюды, наброски растений и камней раскрывают образ Армении – трудолюбивой и мудрой.

Эстетическая ясность и совершенство композиций рождены в творчестве мастера отнюдь не последовательным и солидным профессиональным образованием, а талантом и волей, вниманием к жизни, пытливым интересом к натуре.

Нелегким было детство художника, рано потерявшего родителей. Пришлось самому зарабатывать на жизнь упорным трудом. Только в 20 лет Айвазян впервые берет в руки карандаш, и это становится решающим в его судьбе. Сосредоточенный поиск, тщательное самообразование ведут его к обретению мастерства. Избрав искусство графики призванием и целью жизни, Айвазян решает первостепенные задачи – среди них овладение графической культурой, поиск выразительности гравюры, использование многообразия способов печати. Художник работает в различных техниках, отдавая предпочтение той или иной в зависимости от конкретной эстетической задачи. Офорт, линогравюра, литография приходят на смену друг другу для того, чтобы автор полнее смог воплотить замысел, убедительнее выразить состояние человека и природы, красоту птицы и дерева.

Иногда многое зависит от тона бумаги. Один и тот же сюжет звучит то лирической исповедью, то суховатой фиксацией интересного наблюдения. Художник находит дополнительные оттенки выразительности в фактуре и тоне бумаги, делает новые пробы, варьирует, сравнивает, изучает.

 

В. Айвазян.
«Зангезурский мотив».
Автолитография.
1972.

В. Айвазян. "Зангезурский мотив". Автолитография. 1972.

Последнее время В. Айвазян увлеченно работает над анималистической сюитой. Много рисует с натуры. Использует впечатления от увиденного в маленьких селениях и больших колхозах. Иногда за день делает 20-25 зарисовок. Упорные штудии приводят к редкому эффекту: художник с закрытыми глазами может точно набросать фигуру верблюда, нарисовать волка. Когда замысел становится ясен, натура изучена, из массы наблюдений отобраны самые существенные, автор создает композицию, удивляющую легкостью рисунка.

Анималистические этюды В. Айвазяна населяют добрые и трогательные «персонажи». В большинстве своем они друзья и помощники человека в труде и досуге. Не случайно художник часто изображает людей и животных вместе. В одной из композиций, напоминающей своеобразный групповой портрет, пожилой крестьянин запечатлен рядом с терпеливыми буйволами.

Многие листы анималистической сюиты В. Айвазяна повествуют о естественных, изначально светлых отношениях детей и животных. В них подкупает полнота и бесконечность жизни. Художник в незатейливых сюжетах утверждает гармонию крестьянского бытия и не омраченного жестокостью существования бессловесных друзей человека.

 

В. Айвазян.
«Эчмиадзинский собор».
Офорт.
1980.

В. Айвазян. "Эчмиадзинский собор". Офорт. 1980.

Подобно тому, как с теплотой и симпатией изображает мастер животных, с интересом зарисовывает пучки трав и растений, - так же любовно увековечивает он образцы старинной архитектуры. Тема Армении не исчерпывается в творчестве Владимира Тиграновича постижением жизни сельских тружеников, проникновением в мир природы: он пытливо изучает историю родины, воссоздавая в образах станковой графики черты материальной культуры. Художник настойчиво подчеркивает взаимосвязь прошлого и настоящего, раскрывает образ современника сквозь призму повседневных забот и привязанностей. В этом – особый притягательный смысл внешне спокойных и простодушных произведений мастера.

 

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.