Украина в живописи

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Украинский пейзаж».
1849.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Украинский пейзаж. 1849.

Украинская Советская Социалистическая Республика, Украина, союзная советская социалистическая республика, расположенная на юго-западе Европейской части СССР. Площадь 601 тысяча квадратных километров. Население свыше 44 миллионов человек (1963), в том числе 50% городского. 76,8% украинцев, живут также русские, евреи, поляки, белорусы и др.; 362 города и 826 посёлков городского типа (на 1 января 1964). Столица – Киев.

Важнейшие реки: Днепр, Южный Буг, Днестр, Северный Донец, Прут, устьевая часть Дуная. Полезные ископаемые: каменный уголь (Донбасс, Дьвовско-Волынский бассейн), бурый уголь (Днепровский бассейн), каменная соль (Донбасс), железная руда (Кривой Рог, Керчь), марганец (Никополь), торф (в Полесских районах), нефть (предгорья Карпат, Полтавская область и др.), горючие газы, стройматериалы и др.

Древнейшие находки человеческой культуры на территории современной Украины относятся к палеолиту, неолиту и бронзовому веку (Трипольская культура). В 4-6 веках в междуречье Днепра и Днестра возник союз восточно-славянских племён – антов, главным занятием которых было земледелие. С 9 века территория современной Украины входила в состав феодального государства – Киевской Руси. К этому времени территорию Украины населяли восточно-славянские племена: поляне, бужане, тиверцы, древляне, северяне и др. Экономика и культура древнерусского государства в 9-12 веках достигли значительного уровня. Древнерусская народность была единым корнем трёх братских народов: великорусского, украинского и белорусского. В 13 веке земли Юго-Западной Руси завоёваны монголами. Формирование украинской народности происходило в 14-15 веках. Начав в 14 веке захват украинских земель, польская шляхта после Люблинской унии 1569 установила тяжёлый феодальный гнёт над украинским народом. Украинский народ вёл тяжёлую борьбу против агрессии крымских татар и султанской Турции. Большую роль в освободительной борьбе украинского народа играла Запорожская Сечь. Освободительная народная война 1648-54 под руководством Богдана Хмельницкого против гнёта польских феодалов завершилась воссоединением Украины с Россией (Переяславская Рада 1654). Польша удерживала до конца 18 века Правобережную Украину и Западную Украину, часть последней затем перешла под власть Австрии. Левобережная, а также Слободская Украина входили в состав Русского государства. Закарпатская Украина находилась под гнётом Венгрии. Нашествие Карла XII в 1708-09 вызвало на Украине народную войну против шведских захватчиков и гетмана-изменника Мазепы. После ряда ограничений царское правительство во 2-й половине 18 века ликвидировало автономию Украины и казацкую организацию – Новую Сечь. Казацкая старшина получила русское дворянство. В марте 1821 в Тульчине организовано Южное общество декабристов во главе с П. И. Пестелем. В декабре 1825 произошло восстание Черниговского полка. В декабре 1845 – январе 1846 в Киеве возникла тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское общество, революционно-демократическое направление которого возглавлял Т. Г. Шевченко. В 1847 царское правительство жестоко расправилось с революционно настроенными участниками общества. В 1861 на Украине проведена крестьянская реформа, ускорившая развитие капитализма. Начался быстрый рост промышленности, особенно каменноугольной в Донбассе и железорудной в Криворожье. Развитие революционно-демократического и рабочего движения на Украине в 19 и 20 веках было частью общерусского революционного движения. В 1875 в Одессе организован Южнорусский союз рабочих. В 80-90 годах появились марксистские кружки в Киеве и Харькове в начале 20 века возникли социал-демократические организации. Массовое крестьянское движение 1902 и политические стачки 1903 на Украине сыграли важную роль в подготовке революции 1905-07, в ходе которой происходили массовые революционные выступления украинских рабочих и крестьян. В годы 1-й мировой войны (1914-18) на западных окраинах Украины происходили военные действия.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 освободила украинский народ от социального и национального буржуазно-помещичьего гнёта. 1-й Всеукраинский съезд Советов [Харьков 11(24) декабря 1917] избрал первое Советское правительство Украины, возглавившее борьбу против буржуазно-националистической контрреволюционной украинской Центральной рады, изгнанной из Киева в январе 1818. К февралю 1918 Советская власть победила почти на всей территории Украины. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-20) украинский народ вёл освободительную отечественную войну против немецких оккупантов, англо-французских интервентов и их ставленников в лице гетмана Скоропадского, контрреволюционной Директории, Деникина, Врангеля, польских захватчиков. С помощью трудящихся России враг был изгнан из Украины. В декабре 1920 между РСФСР и УССР заключён военно-хозяйственный договор. С образованием СССР 30 декабря 1922 в его состав вошла УССР. За годы предвоенных пятилеток на Украине создана мощная индустрия и утвердился колхозный строй. В ноябре 1939 с УССР воссоединилась Западная Украина, находившаяся ранее под господством Польши. В августе 1940 с УССР воссоединены часть территории Бессарабии и Северная Буковина, отошедшие от Румынии. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 УССР была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, установившими режим жесточайшего террора. Оккупанты нанесли огромный ущерб населению и народному хозяйству УССР. Совместно с другими народами СССР украинцы героически сражались в рядах Советской Армии, в партизанских отрядах. К середине октября 1944 вся территория УССР была освобождена от немецко-фашистских оккупантов. 29 июня по договору между СССР и Чехословакией с УССР была воссоединена Закарпатская Украина. Таким образом, все украинские земли воссоединились в единое украинское советское государство. В 1954 советский народ торжественно отмечал 300-летие воссоединения Украины с Россией. В феврале 1954 Верховный Совет СССР принял постановление о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. В ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией и за выдающиеся успехи украинского народа в государственном, хозяйственном и культурном строительстве УССР награждена орденом Ленина (22 мая 1954). За крупные успехи в увеличении производства сельскохозяйственных продуктов 5 ноября 1958 Украина награждена вторым орденом Ленина.

По экономическому значению Украина занимает 2-е (после РСФСР) место в СССР.

Энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». 1964 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Украинский пейзаж».
1860-е.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Украинский пейзаж. 1860-е.

До татарского нашествия ни Великой, ни Малой, ни Белой России не существовало. Ни письменные источники, ни народная память не сохранили о них упоминания. Выражения «Малая» и «Великая» Русь начинают появляться лишь в XIV веке, но ни этнографического, ни национального значения не имеют. Зарождаются они не на русской территории, а за её пределами и долгое время неизвестны были народу. Возникли в Константинополе, откуда управлялась русская церковь, подчинённая константинопольскому патриарху. Пока татары не разрушили Киевского государства, вся его территория значилась в Константинополе под словом «Русь» или «Россиа». Назначавшиеся оттуда митрополиты именовались митрополитами «всея Руси» и резиденцией имели Киев, столицу Русского государства. Так продолжалось три с половиной столетия. Но вот разорённое татарами государство начало становиться лёгкой добычей чужеземных государей. Кусок за куском русская территория попадала в руки поляков и литовцев. Раньше всех была захвачена Галиция. Тогда в Константинополе установилась практика именовать эту отошедшую под польскую власть русскую территорию Малой Русью или Малой Россией. Когда вслед за поляками, литовские князья стали забирать одну за другой земли Юго-Западной Руси, эти земли в Константинополе, подобно Галиции, получили наименование Малой Руси. Термин этот, так не понравившийся в наши дни украинским сепаратистам, приписывающим его происхождение «кацапам», сочинён не русскими, а греками и порождён не бытом страны, не государством, а церковью. Но и в политическом плане стал он употребляться впервые не в московских, а в украинских пределах.

Николай Ульянов. «Русское и великорусское». «Чудеса и приключения» №7 2005 год.

* * *

 

Архип Иванович Куинджи.
«Украинская ночь».
1876.

Архип Иванович Куинджи. Украинская ночь. 1876.

К моменту избрания гетманом Мазепы Левобережная Украина имела следующее административно-территориальное деление и внутреннее управление. Она была разделена на десять полков: Гадячский, Киевский, Лубенский, Миргородский, Нежинский, Переяславский, Полтавский, Прилукский, Стародубский, Черниговский. Эти административно-территориальные образования, в свою очередь, делились на сотни (примерно до 20 в каждом полку), сотни делились на курени, а последние объединяли несколько селений.
Управление Украиной осуществлялось гетманом, избрание которого подтверждалось царской грамотой. В его руках была сосредоточена не только административная и военная власть, но и высшая судебная: без его санкции смертная казнь не совершалась. При гетмане действовала генеральная старшина в составе генерального обозного, в ведении которого была вся артиллерия, генерального судьи, ведавшего генеральным судом, генерального подскарбия, ведавшего финансовыми делами, генерального писаря, ведавшего канцелярией, двух генеральных есаулов-инспекторов войска и адъютантов гетмана; примерно теми же функциями были наделены генеральный хорунжий и генеральный бунчуковый. Генеральная старшина составляла и внешний слой класса феодалов, — так, Мазепа владел 100 тыс. крестьян на Украине и 20 тыс. в соседних с ней уездах России.

Б. Литвак. «Гетман-злодей».

* * *

 

Архип Иванович Куинджи.
«Вечер на Украине».
1878.

Архип Иванович Куинджи. Вечер на Украине. 1878.

Утро было солнечное. За ночь выпал первый снег. Зима стала и, как часто бывает на Украине, вдруг весной сквозь зиму повеяло. В тени – мороз, а на солнце тает. Воробьи чирикают, воркуют голуби на солнечном угреве золотых церковных куполов. В садах вишни и яблони, разубранные инеем, стоят, как в вешнем цвету, белые. И под снегом темными кажутся белые стены казацких мазанок, и еще грязнее – грязные домишки жидовские. (Записки С. И. Муравьева-Апостола). 

Дмитрий Мережковский. «Царство Зверя. 14 декабря».

* * *

 

Архип Иванович Куинджи.
«Украина».
1879.

Архип Иванович куинджи. Украина. 1879.

Бывая проездом в Виннице, он обратил внимание, что украинские дети никогда не носят очков, а их зубы не нуждаются в услугах дантистов, и это произвело на фюрера очень сильное впечатление. Мартину Борману он указал:

- Займитесь этим вопросом… ради будущего германской нации! Рослых и белокурых детей с голубыми глазами следует отбирать у родителей, чтобы воспитывать их в нацистском духе.

Услужливый Борман, соглашаясь с Гитлером, тут же придумал теорию, будто украинцы - ответвление арийских племен, родственных древним германцам. Ставка Генриха Гиммлера в эти дни размещалась возле Житомира, бронированный автомобиль Гиммлера каждодневно курсировал между Винницей и Житомиром, Гитлер не забыл напомнить и рейхсфюреру СС:

- Генрих, пора думать о селекционном отборе славянских детей для пополнения резервов живой силы нашего рейха, ибо украинцы внешне представляют отличный евгенический материал…

Валентин Пикуль. «Площадь Павших Борцов».

* * *

 

Архип Иванович Куинджи.
«Голова крестьянина - украинца в соломенной шляпе».
1890-1895.

Архип Иванович Куинджи. Голова крестьянина-украинца в соломенной шляпе. 1890-1895.

Украинцы (самоназвание), народ в СССР. Численность 42 347 тысяч человек, основное население УССР (36 489 тысяч человек). Живут также в других союзных республиках, в том числе в РСФСР (3658 тысяч человек), Казахская ССР (898 тысяч человек), Молдавская ССР (561 тысяча человек), БССР (231 тысяча человек), Киргизская ССР (109 тысяч человек), Узбекская ССР (114 тысяч человек). За пределами СССР живут в Польше (300 тысяч человек), Чехословакии (47 тысяч человек), Румынии (55 тысяч человек), Югославии (36 тысяч человек), а также в Канаде (530 тысяч человек), США (500 тысяч человек), Аргентине (100 тысяч человек), Бразилии (50 тысяч человек), в Австралии (20 тысяч человек), Парагвае (10 тысяч человек), Уругвае (5 тысяч человек). Общая численность 45,15 миллионов человек.

Говорят на украинском языке. Письменность с 14 века на основе кириллицы. Распространены также русский, на Западной Украине польский языки. Верующие украинцы – в основном православные, часть – католики. Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. В Полесье выделяются субэтнические группы литвинов и полещуков, а в Карпатах – гуцулов, бойков, лемков.

Формирование украинской народности происходило на основе части восточно-славянского населения, входившего ранее в состав единого древнерусского государства (9-12 века).

В 16 веке сложился украинский (так называемый староукраинский) книжный язык. На основе средне-приднепровских говоров на рубеже 18-19 веков сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Название «Украина» употреблялось для обозначения различных южных и юго-западных частей древнерусских земель в значении «край» ещё в 12-13 веках. Впоследствии (к 18 веку) этот термин в значении «краина», т. е. страна, закрепился в официальных документах, получил широкое распространение в народных массах и стал основой для этнонима украинского народа.

Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, - «украинцы», «козаки», «козацкий народ», в 15-17 веках (в Западной Украине вплоть до 19 века) сохранялось самоназвание «руськи» («русини»). В 16-17 веках в официальных документах России украинцы часто назывались «черкасами», позже, в дореволюционное время, - преимущественно «малороссиянами», «малороссами» или «южноруссами».

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляла растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши – кутя и колыво с мёдом.

Как у русских и белорусов, в общественной жизни украинского села до конца 19 века, несмотря на развитие капитализма, сохранялись пережитки крепостничества и патриархальных отношений, значительное место занимала соседская община – громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга – аналогичная русским помочам и «парубочи громады» - объединения неженатых парней) и отдыха (вечорныци т досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.).

«Народы мира». Москва, «Советская энциклопедия». 1988 год.

* * *

 

Василий Штернберг.
«Ярмарка на Украине».

Василий Штернберг. Ярмарка на Украине.

Мы собирались немного почитать в самолете, но моментально заснули. А когда проснулись, то самолет пролетал уже над полями Украины, такими же плодородными и плоскими, как наш Средний Запад. Под нами лежали бесконечные поля гигантской житницы Европы, земли обетованной, желтеющие пшеницей и рожью, кое-где убранной, где-то еще убираемой. Нигде не было ни холмика, ни возвышения. Поле простиралось до самого горизонта, ровного, закругленного. А по долине извивались и петляли речки и ручьи.

Около деревень, где проходили сражения, зигзагами шли траншеи, рвы и щели. Некоторые дома стояли без крыш, кое-где виднелись черные заплаты сожженных домов.

Казалось, конца не будет этой равнине. Но, наконец, мы подлетели к Днепру и увидели Киев, который стоял над рекой на холме, единственной возвышенности на многие километры вокруг. Мы пролетели над разрушенным городом и приземлились в окрестностях.

Все уверяли нас, что за пределами Москвы все будет совершенно иначе, что там нет такой суровости и напряженности. И действительно. Прямо на летном поле нас встретили украинцы из местного ВОКСа. Они всё время улыбались. Они были веселее и спокойнее, чем люди, с которыми мы встречались в Москве. И открытости и сердечности было больше. Мужчины - почти все ― крупные блондины с серыми глазами. Нас ждала машина, чтобы везти в Киев.

Джон Стейнбек. «Русский дневник».

* * *

 

Владимир Егорович Маковский.
«Украинка».
1883.
Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Полтава.

Владимир Егорович Маковский. "Украинка". 1883. Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Полтава.

Колхоз «Шевченко-1» никогда не относился к числу лучших, потому что земли имел не самые хорошие, но до войны это была вполне зажиточная деревня с тремястами шестьюдесятью двумя домами, где жило 362 семьи. В общем, дела у них шли хорошо.

После немцев в деревне осталось восемь домов, и даже у этих были сожжены крыши. Людей разбросало, многие из них погибли, мужчины ушли партизанами в леса, и одному богу известно, как дети сами о себе заботились.

Но после войны народ возвратился в деревню. Вырастали новые дома, а поскольку была уборочная пора, дома строили до работы и после, даже ночами при свете фонарей. Чтобы построить свои маленькие домики, мужчины и женщины работали вместе. Все строили одинаково: сначала одну комнату и жили в ней, пока не построят другую. Зимой на Украине очень холодно, и дома строятся таким образом: стены складываются из обтесанных бревен, закрепленных по углам. К бревнам прибивается дранка, а на нее для защиты от морозов с внутренней и внешней стороны наносится толстый слой штукатурки.

В доме сени, которые служат кладовой и прихожей одновременно. Отсюда попадаешь на кухню, оштукатуренную и побеленную комнату с кирпичной печкой и подом для стряпни. Сам очаг отстоит на четыре фута от пола, и здесь пекут хлеб ― гладкие темные буханки очень вкусного украинского хлеба.
За кухней расположена общая комната с обеденным столом и украшениями на стенах. Это гостиная с бумажными цветами, иконами и фотографиями убитых. А на стенах ― медали солдат из этой семьи. Стены белые, а на окнах ― ставни, которые, если закрыть, также защитят от зимнего мороза.

Из этой комнаты можно попасть в спальню ― одну или две, в зависимости от размера семьи. Из-за трудностей с постельным бельем кровати чем только не покрыты: ковриками, овечьей шкурой ― чем угодно, лишь бы было тепло. Украинцы очень чистоплотны, и в домах у них идеальная чистота.

Нас всегда убеждали, что в колхозах люди живут в бараках. Это неправда. У каждой семьи есть свой дом, сад, цветник, большой огород и пасека. Площадь такого участка около акра. Поскольку немцы вырубили все фруктовые деревья, были посажены молодые яблони, груши и вишни.

Джон Стейнбек. «Русский дневник».

* * *

 

Владимир Егорович Маковский.
«Украинская девушка».
1879.
Киевский национальный музей русского искусства, Киев.

Владимир Егорович Маковский. "Украинская девушка". 1879. Киевский национальный музей русского искусства, Киев.

О завтраке нужно рассказать в подробностях, так как ничего похожего на свете я еще не видел. Для начала - стакан водки, затем каждому подали по яичнице из четырех яиц, две огромные жареные рыбы и по три стакана молока; после этого блюдо с соленьями, и стакан домашней вишневой наливки, и черный хлеб с маслом; потом полную чашку меда с двумя стаканами молока и, наконец, опять стакан водки. Звучит, конечно, невероятно, что все это мы съели на завтрак, но мы это действительно съели, все было очень вкусно, хотя потом желудки наши были переполнены и мы не очень хорошо себя чувствовали.

Джон Стейнбек. «Русский дневник».

* * *

 

Владимир Орловский.
«Вид на Украине».
1883.

Владимир Орловский. Вид на Украине. 1883.

Сам полковник из Киева, и у него светло-голубые глаза, как у большинства украинцев. Ему было пятьдесят, а его сына убили под Ленинградом.

Джон Стейнбек. «Русский дневник».

* * *

 

Владимир Орловский.
«Украинский пейзаж».

Владимир Орловский. Украинский пейзаж.

Святая Русь... Часто мы произносим это привычное словосочетание как нечто само собой разумеющееся, не задумываясь — а почему, собственно? Приходилось ли вам слышать, скажем, о святых Казахстане, Эстонии, Америке, Франции, Ираке, Китае, Мадагаскаре, Австралии?.. Можно продолжать этот ряд бесконечно долго, не находя убедительного разъяснения загадочному феномену. Согласитесь, нам и в голову не придет сомневаться в глубоко органичной связке двух коротких слов, их непреходящей, какой-то тектонической незыблемости.

Так же, как, став свидетелями чего-то, что сделано, на наш взгляд, не по-людски, привычно сокрушаемся: как-то не по-русски это. Согласитесь, нам и в голову не придет сказать о чем-то схожем, что это, дескать, как-то не по-киргизски, не по-латышски, не по-уругвайски... В одной аудитории получил недавно любопытную записку: «В копилку Ваших примеров русскости. На Украине говорят (в повелительном наклонении): "Я тобi руським языком кажу..."».

Владимир Ирзабеков. «Тайны русского слова».

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Украинский крестьянин».
1880.

Илья Ефимович Репин. Украинский крестьянин. 1880.

Украинец попал в кораблекрушение. Прожил два года на необитаемом острове. Вдруг подъезжает лодка, в ней красивая женщина.

- Мужичок, иди сюда! Я тебе дам то, что ты хотел два года.

Украинец кидается в воду, плывет к ней.

- Вареники! Вареники!

Юрий Никулин. «Анекдоты от Никулина».

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Два украинских крестьянина».
1880.

Илья Ефимович Репин. Два украинских крестьянина. 1880.

Я разговаривал с совершенно благожелательными киевлянами, которые, кстати, по-прежнему хотели бы жить с нами в одном государстве, но, тем не менее, они считают, что они «украинцы», ведь не первое поколение занимается украинизацией. Они считают, что украинцы — это другой народ, но всё же в одном государстве нам было бы очень хорошо. Вполне такие дружественные киевляне. Я им сказал на то: не обижаетесь на меня, но какой вы собственно народ? Вот смотрите. Я могу поговорить на мове немного коряво, но читать и воспринимать на слух я буду не коряво, а всё. Так вот, если я перееду в Киев и проживу там пять лет, то меня перестанут отличать, а если вы проживете пять лет в Москве, то вас перестанут отличать в Москве. А вот сибиряка будет видно в Москве и через десять лет: у него особенностей больше, отличий больше, чем у москаля с киевлянином. Это пример из моего частного разговора, а не научного спора. И они не могли мне возразить. Мы действительно похожи. В беседе каждый может говорить на своем языке, чтобы не ломать, не смешить другого. Могу поговорить с галичанином. Была у меня длинная полемика в 1991 году с галичанами на улице Львова, без кровопролития обошлось. Причем, они говорили не просто по-украински, они говорили на очень своеобразном галицийском наречии. Но я понимал всё, а сам говорил как всегда, как москвич. И всё было нормально, мы друг друга понимали. А с поляком так уже не поговоришь.

Владимир Махнач. «Что есть народ (этнос, нация)». Москва, 2006 год.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Украинская хата».
1880.

Илья Ефимович Репин. Украинская хата. 1880.

Украинцы стали жить на широкую ногу

Учёные Киевского национального университета технологии и дизайна провели антропометрические исследования среди жителей Украины. Их цель вполне прагматична: определить направление лёгкой промышленности страны на ближайшие годы, выяснить, какие размеры одежды и обуви станут наиболее ходовыми. За последние четверть века такое обследование проводилось впервые.

Специалисты пришли к выводу: население Украины выросло на 8-10 см, причём жители северной части страны подросли больше, чем «южане». В среднем на два номера увеличился размер ходовой обуви как у мужчин, так и у женщин. При этом украинцы располнели и ссутулились. Заметно распространилось плоскостопие, вызванное малоподвижным образом жизни, а также изменением социальных условий.

«Чудеса и приключения» №3 2005 год.

* * *


Константин Яковлевич Крыжицкий.
«Вечер на Украине».
1901.

Константин Яковлевич Крыжицкий. вечер на украине. 1901.

 

Неизвестный художник.
«Лунная ночь на Украине».
Картина из имения А. Н. Куропаткина Шешурино.

Неизвестный художник. "Лунная ночь на Украине". Картина из имения А. Н. Куропаткина Шешурино.

 

Николай Ефимович Рачков.
«Девушка-украинка».
Вторая половина XIX века.

Николай Ефимович Рачков. Девушка-украинка. Вторая половина XIX века.

 

Николай Пимоненко.
«Украинская ночь».
1905.

Николай Пимоненко. Украинская ночь. 1905.

 

Николай Пимоненко.
«Жатва на Украине».

Николай Пимоненко. Жатва на Украине.

 

«Русские, украинцы и белорусы».
Гравюры XIX века.

"Русские, украинцы и белорусы". Гравюра XIX века.

 

Сергей Васильковский.
«Весенний день на Украине».

Сергей Васильковский. Весенний день на Украине.

 

Сергей Васильковский.
«Украинский пейзаж».

Сергей Васильковский. Украинский пейзаж.

 

Украинские типы.
Из книги: Н. И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Санкт-Петербург, «Весь». 2005 год.

Украинские типы. Из книги: Н. И. Костомаров. "Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей". Санкт-Петербург, "Весь". 2005.

 

УКРАИНА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ НА САЙТЕ