Соломон

в живописи и литературе

 

Микеланджело Буонаротти.
«Соломон с родителями».
Музеи Ватикана, фрески.

Микеланджело Буонаротти. "Соломон с родителями". Музеи Ватикана, фрески.

 

Мастер Бесерриль.
«Царь Соломон».
1525.
Музей Прадо, Мадрид.

Мастер Бесерриль. "Царь Соломон". 1525. Музей Прадо, Мадрид.

Воины  направили острия копий на  поселян,  труба зазвучала,  и  весь караван в клубах пыли,  с шумом и криком тронулся в путь. Погонщик Хасабия шепотом объяснял:

- В Иерусалиме правит страной мудрый царь Соломон. У него тысяча жен, и  он  строит каждой жене  по  дворцу.  Надо  их  разместить со  всеми  их служанками,  каждую в  отдельном доме,  чтобы  они  не  ссорились,  а  мы, поселяне, всех их кормим, и нам остается только голод.

Василий Ян. «Финикийский корабль».

* * *

 

Джованни Паоло Панини.
«Соломон, поклоняющийся идолам».
Музей Феш, Аяччо.

Джованни Паоло Панини. "Соломон, поклоняющийся идолам". Музей Феш, Аяччо.

Я  отвел  Софэра в  сторону.  Навстречу мерными шагами шли  несколько воинов с  копьями,  в блестящих медных шлемах.  Четыре рослых эфиопа несли разукрашенные золотом носилки.  В  них возлежал человек с  черной седеющей бородой и  длинными вьющимися волосами.  На  его голове был золотой обруч. Рядом с носилками шел мальчик моих лет, одетый, как воин; все вооружение - медный шлем,  блестящий панцирь на  груди  и  меч  -  было  настоящее,  но маленького размера.

Человек  в  носилках пристально оглядел Софэра,  сделал  знак  рукой, украшенной браслетами, и носильщики остановились.

- Кто ты, старик, и откуда прибыл?

Пурпурная  одежда  с   золотыми  полосками  и  почтительное  молчание спутников показывали, что в носилках был очень знатный человек.

Я,  подражая Софэру,  тоже  скрестил руки  на  груди и  поклонился до земли. Софэр ответил:

- Мои  глаза плохо видят.  Я  не  могу узнать,  кто говорит со  мною. Поэтому прости,  если  я  не  могу воздать тебе того почета,  которого ты, наверное,  заслуживаешь.  Я  Софэр-рафа,  странник и лекарь,  излечивающий болезни и  страдания людей.  Я учился у вавилонских мудрецов,  бактрийских мобедов* и индийских магов. Я перехожу из страны в страну и ищу места, где счастливо живут люди.

- И что же?  Видел ли ты страны и народы, которые живут, не зная горя и  страдания?  -  Глаза  человека  в  носилках  прищурились  и  глядели  с насмешкой.

Чернокожие слуги утирали руками пот со лба.

Софэр сказал:

- Я  видел всякие страдания и слезы угнетенных,  а утешителя у них не было, ибо в руке угнетателей их сила, и бичами они объявляют волю свою.

Мальчик в панцире взмахнул своим маленьким мечом и закричал:

- Их  мало  бьют,  а  эти  грязные поселяне все  еще  смеют кричать и жаловаться!  Если мой отец Соломон наказывал их бичами,  то я буду стегать их скорпионами!

Окружающие всплеснули руками и заговорили:

- Сколько силы и смелости в юном царевиче!

- Из него вырастет грозный царь! Слава ему!

Человек в носилках сказал:

- Сын мой Ровоам,  вложи меч твой в ножны. Ты его вынешь потом, когда тебе придется охранять сокровища царства твоего.

Затем он снова обратился к Софэру:

- Неужели ты не нашел счастливых людей здесь, в стране царя Соломона?

Смотри,  какими прекрасными зданиями украшена столица, какие высокие стены ее охраняют!  Разве не прекратились войны с  соседними народами и  длинные караваны не проходят через эту страну?  Разве ты не видишь,  как богатства ее умножаются?

Лицо Софэра загорелось гневом:

- У одних житницы наполняются до избытка пшеницей и ячменем и точила** налиты до  краев новым вином,  а  другие не знают,  чем накормить плачущих детей своих, когда сборщики податей у них отнимают последнюю горсть муки.

Человек в  носилках повернулся к  старику в  полосатом абае и  сказал вполголоса:

- Иосафат бен-Ахилуд***,  ты  сегодня впишешь эту  беседу  с  иноземным путником в книгу описания царствования моего. А тебе, Софэр-рафа, я скажу: все стенания и все слезы угнетенных - это суета сует, все суета. За все им сторицей заплатится на другом свете.  Кривое не может сделаться прямым,  и чего  нет,  того  нельзя пересчитать.  Кому  суждено быть бедным,  тому не придется быть богатым.  Раб должен терпеливо работать на господина своего, иначе кто  же  вспашет поле богатого хозяина?  Все суета сует и  всяческая суета!

Человек в носилках подал знак рукой,  и эфиопы ровным шагом двинулись вперед.

- Ты, конечно, понял, что это был сам царь Соломон, - сказал Софэр. - Заметил ли ты золотой венец на его голове?  Но где его мудрость? Он строит здания для  себя и  жен своих,  караваны проходят из  конца в  конец через страну Израиля,  из Египта в Вавилон и обратно. А заметил ли ты, как горят от  голода глаза у  поселян,  как  глубоко запали их  щеки,  как  оборвана одежда?  Разве ты не видел детей,  покрытых струпьями, которые от рождения никогда  не  были  сыты?  Подвалы  дома  царского все  больше  наполняются золотом, слитками меди и серебра, но все более слабеют люди, работающие на его полях.  Услыхав о царских богатствах,  придут воины других народов,  и тогда  некому  будет  защитить родную страну.  Чужестранцы разрушат дворцы царя,  прославленного мудрым, и заберут его золото и богатства его, а всех жителей продадут в рабство. Где же мудрость? В такой мудрости таится много печали,  и  чем  больше  хвалят мудрость царя,  тем  больше льется слез  у работающих на него...

И Софэр грустно покачал седою головой.
___________________________
* Ученые жрецы и лекари у бактрийцев и согдийцев - народов, живших в нынешней Средней Азии и поклонявшихся огню.
** Большая  деревянная  или  глиняная  кадка, в  которой из винограда приготовляют вино.
*** Летописец царя  Соломона, прославлявший все его действия.

Василий Ян. «Финикийский корабль».

* * *

 

Себастьян Бурдон.
«Царь Соломон, поклоняющийся идолам».
Лувр, Париж.

Себастьян Бурдон. "Царь Соломон, поклоняющийся идолам". Лувр, Париж.

– Мой король, я советую тебе ждать. В этом слове заключена половина мудрости царя Соломона. (* Царь Соломон – израильский царь (X в. до н. э.), сын Давида. В библейских преданиях Соломон выступает как воплощение мудрости.)

Александр Дюма. «Графиня де Монсоро». Москва, «Эксмо». 2007 год.

* * *

 

Франс Франкен II.
«Соломон у храмовой казны».
1633.
Лувр, Париж.

Франс Франкен II. "Соломон у храмовой казны". 1633. Лувр, Париж.

Я вижу у тебя на пальце перстень с печатью Соломона премудрого, проницающей все заклятья. (*Печать Соломона – легендарный атрибут в форме пятиконечной звезды, который рассматривали как ключ к царствию небесному, амулет против злых духов, инструмент вдохновения и знак совершенства. У Ирвинга мифологема этой печати обогащается мотивом перстня, вернувшегося к владельцу в брюхе рыбы; мотив приобрел особую популярность в то время в связи, вероятно, с публикацией «Поликратова перстня» (1797) Шиллера.) Примечание А. Б. Грибанова.

Вашингтон Ирвинг. «Альгамбра». Москва, «Наука». 1979 год.

* * *

 

Джованни Демин.
«Соломон и царица Савская».

Джованни Демин. "Соломон и царица Савская".

Печать Соломона

На печати вырезаны два равносторонних треугольника, наложенные один на другой и образующие звезду, вписанную в круг. Согласно арабскому преданию, когда всевышний предложил Соломону блага на выбор и он избрал мудрость, с неба упал перстень с таким начертанием. В этом талисмане была тайна его мудрости, довольства и величия, оттого и царство его процветало. За прегрешение против целомудрия он уронил перстень в море и тут же стал обычным из обычных людей. Покаянье и молитва вернули ему милость божию: перстень отыскался в брюхе рыбы, и Соломон вновь обрел небесные дары. Чтоб не потерять их вторично и навсегда, он посвятил приближенных в тайну чудесного перстня.

Таинственную печать, как нам сообщают, святотатственно оскверняли нечестивцы магометане, до них – арабские язычники, а еще до них – евреи, применяя ее для «сатанинских затей и мерзостного идолопоклонства».

Вашингтон Ирвинг. «Альгамбра». Москва, «Наука». 1979 год.

* * *

 

Клод Виньон.
«Соломон и царица Савская или Есфирь перед Артаксерксом».
1624.
Лувр, Париж.

Клод Виньон. "Соломон и царица Савская или Есфирь перед Артаксерксом". 1624. Лувр, Париж.

 

Никола Влегель.
«Соломон и царица Савская».
1728.
Лувр, Париж.

Никола Влегель. "Соломон и царица Савская". 1728. Лувр, Париж.

 

Питер Пауль Рубенс.
«Соломон принимает царицу Савскую».
Институт искусств Курто, Лондон.

Питер Пауль Рубенс. "Соломон принимает царицу Савскую". Институт искусств Курто, Лондон".

 

Тинторетто.
«Вирсавия и Соломон».
1545.
Музей истории искусств, Вена.

Тинторетто. "Вирсавия и Соломон". 1545. Музей истории искусств, Вена.

 

Сэр Фрэнк Бернард Дикси.
«Суд Соломона».
1897.
Частная коллекция.

Сэр Фрэнк Бернард Дикси. "Суд Соломона". 1897. Частная коллекция.

 

Микеланджело Буонаротти.
«Иессей-Давид-Соломон».
Музеи Ватикана, фрески.

Микеланджело Буонаротти. "Иессей-Давид-Соломон". Музеи Ватикана, фрески.

 

Пинтуриккьо (Бернардино ди Бетто).
«Пророки Давид, Исайя, Соломон и Малахия».
Роспись свода. Апартаменты Борджиа.
1492-1495.
Музеи Ватикана, фрески.

Пинтуриккьо (Бернардино ди Бетто). "Пророки Давид, Исайя, Соломон и Малахия". Роспись свода. Апартаменты Борджиа. 1492-1495. Музеи Ватикана, фрески.

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: