Рыба в живописи

 

Адриан ван Остаде.
«Торговка рыбой».
1660-1670.

Адриан ван Остаде. "Торговка рыбой". 166901670.

- Клянусь спасением души, я бы предпочел сухую смерть, - сказал сэр Оливер. - Хотя, Mort Dieu [Черт возьми (франц.) ], я съел столько рыбы, что, по справедливости, рыбы должны были бы съесть меня. 

Артур Конан Дойль. «Белый отряд».

* * *

 

Александр Адриансен.
«Рыба и дичь».
1643.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Александр Адриансен. "Рыба и дичь". 1643. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Александр Адриансен.
«Рыбы».
1643.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Александр Адриансен. "Рыбы". 1643. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Александр Адриансен.
«Рыба и дичь».
1647.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Александр Адриансен. "Рыба и личь". 1647. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Архип Иванович Куинджи.
«Лов рыбы на Черном море».
1900.

Архип Иванович Куинджи. "Лов рыбы на Чёрном море". 1900.

– Ничего, Серега. – громко сказал дед, когда отец повез фельдшерицу в обратный путь. – Весна скоро, река разольется. Мы с тобой на рыбалку поедем. Поймаем рыбу валек. Я знаю место, где она клюет.

Про эту невиданную рыбу он говорил давно, все собирался выловить ее в нашей реке Чети, искал место, где водится, однако так ни разу и не поймал. И никто у нас в округе валька не то, что не ловил, а и слыхом не слыхивал. Дед любил рассказывать про эту рыбу, но только когда мы оставались вдвоем в лодке, где-нибудь под крутояром, подальше от чужих ушей, и еще всегда предупреждал, чтоб я держал язык за зубами. По его словам, валек отличается от других рыб не размерами, красотой или вкусом, а тем, что по достижению определенного возраста приплывает в реки из океанских глубин один раз в жизни, чтоб наглотаться золотых самородков. Рыба эта точно знает все речки, ручьи и проточные озера, где есть россыпи, и если поймал, значит, тут и золото ищи. Причем, ее ничто не задержит – ни пороги, ни высокие водопады, ни мели, только б воды было с вершок, везде пройдет, перепрыгнет. Заходя в реки через холодные северные моря, в поисках россыпей, поднимается до самых Саян и Алтая. Бывает, ловят валька даже в горных ручьях за многие тысячи километров от моря. А наглотавшись золота, спускается эта рыбка вниз и возвращается в океаны, где и живет до смерти на страшной глубине, никакой сетью не достанешь.

Вот она-то и есть сказочная золотая рыбка!

Если поймать валька и вспороть, можно найти до горсти самородков.

Дед объяснял пристрастие этой рыбы к драгоценному металлу не жадностью, как бывает у людей, а жестокой необходимостью: золото выполняло роль балласта, чтоб спускаться на дно океана за каким-то специфическим кормом. Размером она была не крупная, ровно сорок сантиметров, как на подбор, и вес имела не большой, до двух фунтов, потому без дополнительного груза спуститься глубоко не могла. А если она не поест этого корма, то не может отметать икру, то есть размножаться. Так что, чем больше в желудке золота, тем дольше валек может оставаться на дне, кормиться и продлять свой род. Однако же иные рыбы от жадности глотали такие крупные самородки, что потом всплыть не могли и погибали от высокого давления.

Мой дед не был наивным фантазером, никогда не тешился несбыточными надеждами, а скорее относился к реалистам и прагматикам, ибо жизнь прожил суровую, но при этом не утратил природного любопытства. Поймать валька он рассчитывал по чисто практическим соображениям: найденное золото думал сдать государству, а на положенные двадцать пять процентов купить отцу мотоцикл – ни охотой, ни рыбалкой, ни бондарным промыслом заработать на него было невозможно. Дело в том, что однажды ему стало совсем худо, и дядя Саша Русинов повез его на мотоцикле в больницу. Едва они помчались на этой двухколесной чудо-технике, как у деда прекратилась одышка, он в буквальном смысле ожил, сидел в заднем седле, смеялся и пел, а когда приехали в больницу, велел поворачивать назад.

Он верил в мотоцикл, как в лечебное средство.

Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 6-Правда и вымысел».

* * *

 

Бернар Бюффе.
«В рыбной лавке».
1951.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Бернар Бюффе. "В рыбной лавке". 1951. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Георг Якоб Иоганн ван Ос.
«Натюрморт с посудой, цветами, фруктами и рыбой».

Георг Якоб Иоганн ван Ос. "Натюрморт с посудой, цветами, Фруктами и рыбой".

 

Джордж Морленд.
«Торговка рыбой».
Конец 1780-х - начало 1790-х.

джордж Морленд. "Торговка рыбой". Конец 1780-х - начало 1790-х.

 

Елизавета Меркурьеана Бём (Эндаурова).
«Мы с тобой, что рыба с водой».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). "Мы с тобой, что рыба с водой".

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Маленькая рыбка лучше большого таракана».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). "Маленькая рыбка лучше большого ьаракана".

 

И. В. Оржешковский.
Рисунок сушеной рыбы.
2013.

И. В. Оржешковский. Рисунок сушеной рыбы. 2013.

 

«Когда рыба превращается в дракона, она высоко поднимается вверх». Китай. Конец XIX - начало ХХ вв.

"Когда рыба превращается в дракона, она высоко поднимается вверх". Китай. Конец XIX - начало ХХ вв.

Что касается рыб, то в китайском фольклоре они выступают аллегорией богатства, поскольку слово «рыба» в китайском языке звучит как слово «изобилие». Кроме того, рыба слыла символом плодовитости. Знаменитая эмблема Великого Предела являет взору китайцев образ «двойной рыбы».

Владимир Малявин. «Китайская цивилизация». Москва, «АСТ». 2001.

* * *


Константин Иванович Горбатов.
«Рыбный базар на Пскове-реке».

Константин Иванович Горбатов. "Рыбный базар на Пскове-реке".

 

Михаил Васильевич Нестеров.
«Святой старец удит рыбу».

Михаил Васильевич Нестеров. "Святой старец удит рыбу".

 

Наталья Сергеевна Гончарова.
«Рыбная ловля».
1909.
Собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид.

Наталья Сергеевна Гончарова. "Рыбная ловля". 1909. Собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид.

 

Окумура Масанобу.
«Женщина держит игрушку в виде актёра Отани Хиродзи в облике продавца рыбы».
Около 1715.

Окумура Масанобу. "Женщина держит игрушку в виде актёра Отани Хиродзи в облике продавца рыбы". Около 1715.

 

Питер Брейгель Старший.
«Большие рыбы пожирают малых рыб».
Гравюра.
1556.

Питер Брейгель Старший. "Большие рыбы пожирают малых рыб". Гравюра. 1556.

 

Питер Брейгель Старший.
«Большие рыбы пожирают малых рыб».
Рисунок.
1556.

Питер Брейгель Старший. "Большие рыбы пожирают малых рыб". Рисунок. 1556.

 

Питер Ластман.
«Ангел и Товия с рыбой».

Питер Ластман. "Ангел и Товия с рыбой".

 

Франс Снейдерс, Ян Вильденс (пейзаж).
«Рыбная лавка».
Между 1618-1621.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франс Снейдерс, Ян Вильденс (пейзаж). "Рыбная лавка". Между 1618-1621. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Эдуард Мане.
«Натюрморт с рыбой».
1864.
Институт искусств, Чикаго.

Эдуард Мане. "Натюрморт с рыбой". 1864. Институт искусств, Чикаго.

 

«Юноша с рыбами».
Фреска с острова Фера (Тира).
XVI век до н. э.
Национальный археологический музей, Афины.

"Юноша с рыбами". Фреска с острова Фера (Тира). XVI век до н. э. Национальный археологический музей, Афины.

 

Ян Брейгель Старший.
«Рыбный базар (Призвание апостолов Петра и Андрея)».
Около 1608.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Ян Брейгель Старший. "Рыбный базар (Призвание апостолов Петра и Андрея)". Около 1608. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Ян ван Ос.
«Фрукты, цветы и рыба».

Ян ван Ос. "Фрукты, цветы и рыба".

 

РЫБА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: