- 41 -

Краткая характеристика фольклора Юго-Восточного региона (зоны).

"Кадастр. Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области". Псков. 1997.

 

Великолукский, Куньинский районы

Экспедиционная работа Санкт-Петербургской консерватории в Великолукском и Куньинском районах Псковской области проходила в 1985-1988 гг. (научный руководитель экспедиции А. М. МЕХНЕЦОВ.).

В Великолукский район состоялось 3 экспедиционных выезда (1985 – зима, 1985 – лето, 1988 – лето), обследовано 184 населенных пункта 10-ти сельсоветов (Пореченского, Борковского, Урицкого, Букровского, Успенского, Марьинского, Черпесского, Федорковского, Купуйского, Горицкого). Объем звукозаписей – 3278 текстов. В Куньинский район состоялось 2 экспедиционных выезда (1985 – лето, 1988 – лето). Обследован 121 населенный пункт 7-ми сельсоветов (Жижицкого, Каськовского, Назимовского, Морозовского, Пухновского, Октябрьского, Ущицкого). Объем звукозаписей 1797 текстов.
Всего по данной зоне: 305 населенных пунктов 17-ти сельсоветов. Общий объем звукозаписей – 5075 текстов.

Традиционная народная музыкальная культура юго-восточной части Псковской области отличается относительно хорошей сохранностью, представительностью основных жанров фольклора, богатством песенных сюжетов и типов напевов, а также устойчивостью сведений этнографического характера о календарно-земледельческих, семейно-бытовых обычаях и обрядах и связанных с ними формах фольклора.

СВЯТКИ. В народной памяти сохраняется традиция «трех коляд» (рождественской, новогодней и крещенской), представляющих собой кануны этих праздников. На каждую коляду в избу приносили солому и застилали пол.
В канун Рождества (в «рождественскую коляду») повсеместно были обряды ОБХОДА ДВОРОВ. Записи колядных песен единичны. Распространенный сюжет на этой территории – «Ишла Коляда вдоль по улице, подошла Коляда к Ивану под окно» с припевом «Коляда-молода» (Коляда – некий мифологический персонаж – ходит по дворам, хозяйки одаривают ее). Как объясняют исполнители содержание поэтического текста – «надо одеть Коляду, дать ей торбушку». Одаривали за песню домашней колбасой, салом.

Персонажи святочного РЯЖЕНИЯ можно классифицировать следующим образом:
Среди антропоморфных персонажей чужаки, прохожий люд («цыгане», «нищие», «рыбак», «охотник»); предки («старцы», «покойник»); участники разнообразных бытовых действий, обрядов и игр (в том числе «судьи», «воеводы», «жених» с «невестой», «поп» с дьяком»). Ряженые «пекли блины», «сбивали масло», «молотили горох», «женили молодых», «отпевали покойника», «судили суды», «меряли ситец, солому», «мололи муку» (ряженый «мельницей»).
Среди зооморфных масок: «гусь», «петух», «журавль», «конь», «волк», «собаки», «пчелы».

Рядились в изорванную одежду, лохмотья («пугалом оденешься»), в вывороченные шубы, приделывали горбы («старцы»), накрывали пологом («лошадь»), мазались углем, сажей. Придя в избу, плясали молчком или «дыликали» (имитировали голосом звучание музыкальных инструментов). По деревне ряженые могли ездить на метле, на ухватах.

Обычай ряжения в данной местности нередко обозначен выражением «ШУТКИ ДЕЛАТЬ», «одеваться шуткам».

Святочные ГАДАНЬЯ: с зажженой лучиной; кольцо в стакан с водой; трясли гребенки; иголку клали в жернова; считали дрова; обхватывали забор; олово топили; бумагу комкали.

ОЗОРСТВО в святки: закладывали двери, трубы, крали сани, раскатывали каменки.

В канун КРЕЩЕНЬЯ («крещенская коляда») хозяйки пекли овсяные блины, варили кутью (в старину – пшеничную с медом, затем рисовую с сахаром), выходили на крыльцо и «КРИЧАЛИ МОРОЗА»: Мороз-Мороз, ходи кутью есть! Кутью оставляли Морозу на улице под окном.

МАСЛЕНИЦА. Повсеместно – пение обрядовых масленичных песен (обычно в последние три дня, начиная с пятницы). Пели женщины. Сюжеты:
«А мы Масленицу дожидали (прокатали)», «Наша Масленица дорогая», «Наша Масленица подманила», «У нас на горочке лен посеян», «Эх, вы, девушки, вы, сестрицы», «Эх, ты, горе мое горевое», «Пташечка полевая, где ж ты ночку ночевала», («Лягушка луговая») «Вился хмель по болоту», «Как ишли казаки с-под узору», «У нас на горочке снежки сыплют», «Выходи, Ванька, на горку, выводи свою женку», «Мы на горушку выходили» (деревенки мы почитали) «На чужой дальней на сторонке», «Жизнь моя немилая, сторонушка чужая», «В огороде трава-павелица, у Ивана жена-кобылица», «Шла коза по Ердани, несла письмо у кармане».

Песни пели на горках, на снежных сугробах – «чтобы лен длинный рос». Пели особым «истовым» звуком («кричат, только отголоски идут»).

Пекли блины (с первым блином девушки бежали на росстани слушать, что прислышится), делали сырницу.
Катались с гор на ледянках, на торфяных леднях, на прялках (чтобы лен родился), катались на лошадях, катались «на призы», (по льду Жижицкого озера и озера Сиверст), молодых на Масленицу обливали водой.

В прощеное воскресенье жгли костры: жгли солому на горке, где сеяли лен, жгли пуки соломы, колеса. Просили прощения друг у друга. В последний день были складчины. Иногда фиксируется название «кирмаш».

В СОРОКИ пекли колобки («балабки», «балабочки», «комы», «сороканы», «колобашки»), булочки из овсяной муки с носиками, как птички, уточки. «Сорок штук балабок – сорок морозов скидываются». Запекали копеечку (гаданье).

В ПАСХУ ходили ВОЛОЧЕБНИКИ с пением поздравительных песен. Волочебники («валачебнички», «валынщики», «валшебнички») идут ночью, поют под окном, хозяева слушают их, растворив окно. Пели в сопровождении скрипки или других инструментов. Хозяева одаривали за песню.

Сюжеты волочебных песен: «Не шум шумит, не гром гремит, идут-бредут валынщики», (а также с началом: «Хозяинушка, наш батюшка») «Различная краля по саду гуляла» (цветочки ирвала) «Сегодня рана солнце играла» (пава летала, перья роняла). В Пасху мужчины катают яйца на лотках. ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ. Первый выгон скота сопровождался обходом скота, выгоняли в поле вербой, опрыскивали коров. Стреляли из ружей. Вербу потом ставили в рожь, пускали на воду, ставили в муравейник. Под коров подкатывали яйца. Угощение пастуху: яйца, блины, пышки, балабки с запеченым яйцом. На поле устраивали складчину. Катали яйца из лубка. «Топтали росу» - плясали на пожне. Пели «Христос воскресе» (церковный тропарь). Записи егорьевских песен единичны: «Юрий-Егорий по дворам ходил, траву родил». «Ягорий святой, где был-пробувал», СЕВ. На первой борозде плясали, пели.

ТРОИЦА. В деревню приносили «МАЙ» («лесок», «троецкий лесок») – березки и любые лиственные деревца (калину, рябину). Ставили под окна, украшали дома, «торкали» под матицу – от грозы. Вили венки из веток, из цветов («лесу на голову наденут»). «Венчали» коров – надевали коровам венки, доили через венок. Пастуху дарили пару яиц. «Ребята венчают коров, хозяйки идут с яйцами, катят по земле – чтобы коровы бегали прытчей».

В канун ходили на кладбище, поминали родителей кутьей. Была служба на кладбище, на могилы вешали полотенца. Служба была в Троицу на ржаном поле. В рожь выносили хлеб в Троицу.

В ПЕТРОВ ПОСТ был молебен над рожью, заваривали пиво, на Петров день также жгли костры-веники, колеса, катали горящие колеса. Хозяйка давала пастухам масла, блинов.

ТОЛОКИ. Навозные толоки были обычно в Петров пост. Хозяева варили угощение, в том числе обязательно кашу. Есть сведения о каше из зеленой ржи. Молодежь кидалась друг в друга навозом, парни обливали девок водой, кидали в речку, в пруд. Вечером было гулянье. Повозника, который приезжал последним, дразнили, называя «затялепой».

Сюжеты толочных песен: «У кого эта толока, у богатого мужика», «Как за реченькой, за рекой стоят люди толокой», «Хозяин-паночек, выйди во дворочек», «Как на горушке, на горы посеяли девки лен», «У нашего соседа сегодня беседа», «Что в поле дым, тростье горит», «Ай, Дунай-реченька, Дунай быстрая», «Мой дид-татка, мой родный, прибудь ко мне в гости». На толоки пелись также иванские песни, а большинство толочных исполнялись и на Ивана.

ИВАН КУПАЛА («Иван-цветник»). Самый «колдовошный» день, множество быличек о «закликухах», «нечистиках», колдунах и колдуньях, которые бегали по полям, «заламывали» или пережинали рожь, портили коров (отнимали молоко) и лошадей («заездят коней»). От них можно было оборониться, подперев двор осиной, поставив под дверь специально выкопанное колючее растение – дедовник («колючий дед»).

Домой и в хлев приносили иванскую траву («яванку» - цветы «иван-да-марья»). Существует поверье, что трава 12 сортов, собранная в Иванов день, помогает от грозы.

Гаданья: девушки делали венок из 12 трав, пускали на воду; под матицу «торкали» цветки богатки – замечали, распушатся или завянут; гадали на цветах с приговором «Цветок-голубок».

В Иванов день на горе (на городище) было гулянье, жгли кули соломы, сухие веники, колеса, поднимали горящие колеса на жердях, горящие веники кидали. Есть сведения о ряженых – женщины рядились ведьмами, русалками.

ИВАНСКИЕ ПЕСНИ (которые звучали до начала жатвы) – одно из ярких явлений народной музыкальной культуры юга Псковской области. Основные сюжеты: «Сегодня Купальня, завтра Иван», «Иван-волокида, где был-волочился», «Иваново поле нешироко, кругло», «Мало наше поле, мало-невеличко», «Иван Марью кличет», «Иван да Марья, на горы гулянье», «Иван да Марья купальню любили», «Ходи, Марья, домой, няси ключи, Марья», «Посеяли девки лен в чистом полюшке под дубом», «Во ржи на мяжи колесы скрипят», «Орел – божья птица», «Иванская ночка, купецкая дочка», «Иванская ночка мала невеличка», «Иванова матка всю ночь не спала», «Пойдем, девки, тыном, весь тын приломаем», «Пойдем, девки лугом, нарвем цветов много», «Ягорка, Ягорка, ходи к нам на горку», «Иван да Марья по бережку ишли», «Через реченьку через быструю доска лежит».

ЖНИВЬЕ. Начинала жать мать, хозяйка. Первую пястку ставили «к Богу, чтобы споркий хлеб был», а также – несли в ригу = «для спора». «Зажиночек» год стоит за иконой. В первый день жатвы серпы обвивали соломой.

ОБЖИНКИ. «В благодарство Богу» оставляли на поле («завивали») «бороду» - несжатые колосья («как куколку, с крестиком»). «Венчали» серп в дожин, устраивали на меже складчину. Последний сноп назывался «спорынья». Последний сноп несли домой, могли нести на голове, тоже называли «богова борода», с ней засевали в Маккавей. Последний сноп называли также «Харитон», приносили домой, кидали на пол, плясали на нем, припевая «Харитон-Харитон, родный батюшко». Среди гаданий – кидали серп, смотрели под снопы. На дожин приходили старушки петь ПОЖИННЫЕ ПЕСНИ, чтобы «ишли домой с песням». «Лен тягавши, плясали кружком».

Напевы песен называются «еравыми (аржаными)» и «яринскими (льняными)». Так же, как иванские, записаны в значительном количестве.

СЮЖЕТЫ: «Нива моя, нива, отдай мою силу», «На нашей нивке сегодня обжинки», «Слава Богу, два поля пожали», «Хозяин-паночек, выйди во дворочек», «Скоро мы пожнемся», «Жнеи мои, жнеи, жнеи молодые», «Ой, жните-жните, мои жнеи», «Ох, чьи это жнеи как лебеди белы», «Ивановы жнеи домой прилетели», «Ишла коза по ниве», «Чия ж это нива», «Мы пойдем домой, у нас дома лучше», «На дворе не рано, на лен роса пала», «На дворе не рано, солнце невысоко», «Вылетала птичка с-за синего моря», «Пойду я на батюшкин чист дворец», «Ходил козел по межи, дивовался бороды», «Чия это борода к нам на нивушку пришла», «Ой, барашка черненький, на нем волна корчится», «Видит мое око, что край недалеко», «Харитон-родный батюшка».

Среди «забав» молодежи выделяются бесчинства супряжонок. Собиравшиеся на супрядки (осенью, зимой) девушки после окончания работы «чудили по деревне», «бегали как сумасшедшие» - разваливали каменки, закладывали избы, выпрягали коней, крали ужин в сенях, били горшки.

Инструментальная традиция этих мест, некогда весьма развитая, сохранила в настоящее время, в основном, балалайку, гармонь, скрипку, цимбалы. Экспедиционные исследования позволяют говорить о бытовании в прошлом на данной территории гуслей, жалеек, «тростянок» (двойная жалейка), рожков, разного вида гармоник. Есть свидетельства о том, что скрипку раньше ставили на колено или упирали в грудь, самодельный смычок был изогнутый, «горбатенький». Сохранилось словосочетание «скрипочка-гудок».

Кроме обычных моментов использования музыкальных инструментов (пастушество, игра под песни на улице во время гуляний и ярмарок, игра под пляску), следует отметить использование скрипки в свадебном обряде – скрипка играет во время наделения невесты, имитируя причетный голос, а также исполняет свадебный марш. Среди местных наигрышей отметим следующие: различные варианты СКОБАРЯ («псковского старинного»):

Под драку, под ломанье – потешного, под склянку, расхожего, скучного-заунылого-унывного («от девок с неудачей»), веселого («от девок – с удачей»), длинного, среднего, тоненького («с неудачей»), продлительного, «в гости – с гостей».
Кроме Скобаря, под песни играли следующие наигрыши – страдания, страдания разливные, чубариха, семеновна, старинная под песни.

Наигрыши под пляску – камаринского, русского, русского-барыня, русского-крутеха, перекрутка, елочка, кружок, шельма, малиновка, казачок, цыганочка, лявониха, лентяя, лобоня (кадриль).

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ звучали как «в любое время», так и могли быть приурочены к весенне-летнему циклу народного календаря.

Основные сюжеты:
«Горе мое великое», «Батюшка отдал замуж далеко» («Горе горятное») «Как сухому деревцу Бог листьица не дал» (дочка-пташечка) «У вдовушки было три горюшка», «На заре на зорюшке, на восходе солнушка», «На острове на Васильевском», «Вы не пойте, куры, рано, не будите меня, вдовушку», «Вставай, жена, завтра рано», «Сяду я на дрожку, поеду во дорожку», «Ой, как во нонешном году уродилось много ягод во бору», «В огороде рожь не ярица, говорят, мой муж не пьяница», «Ах, ты, воля, моя воля, воля дорогая», «Заблудилась красна девица», «Нам не надо горилки, пиво пьяное», «Пойду с горя в чисто поле»,, «Как под дубом, дубом ячмень молочу», «Пойду я к татке в гости, ночую ночку», «Лучина-лучинушка», «За рекой калинушка рано расцвела», «Все люди живут, как цветы цветут», «Что ж ты, добрый молодец, невесел».

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

СВАТОВСТВО. Приходил жених с родителями. После сватовства родители невесты посылают кого-нибудь к жениху с ответом, приглашают Богу молиться.

МЕСТО СМОТРЯТ. – Родители невесты едут смотреть дом и хозяйство жениха.

БОГОМОЛЬЕ. ЗАПИВКИ. Молятся Богу. Стол. Жених приезжает с родней. Когда начинают молиться, первым становится на колени отец.

СРОК СВАДЬБЫ. Свадьбу назначают через 2 недели в воскресенье. За неделю до свадьбы приезжает жених с подарками.
ДАРЫ. Боярки помогали шить дары. Ткали «пояса со словами».

ЗА ПРИДАНЫМ едут за два дня до свадьбы. Везут сундук. «Добро» развешивают. Крестная запрыгивает на лавку перед иконой – после того, как невеста развешивает «добро», поет «Харитон-Харитон, приходи меня мирить». Крадут курицу (в иных случаях женихова родня крадет курицу в другой момент обряда – см. ниже).

КАНУН СВАДЬБЫ. Подруги невесты наряжают ЕЛОЧКУ (в Куньинском районе елочку называли «сад», другое название – «каравай»). С «садом» водят невесту по деревне, идут с причитанием, невеста под окнами просит прощения у соседей.
В Черпесском с/с «ловят КРАСУ» (красой называют решето, несет его дядя невесты). Отметим также, что в Черпесском, Марьинском и Горицком с/с зафиксировано вождение голосом на гласную «и» (так называемое «иканье»), которым боярки сопровождают причитания невесты.

Боярки ведут невесту в БАНЮ «с барабаном» (бьют в заслонку). Невеста перед тем, как идти в баню, просит у матери прощения. Когда ее ведут в баню, она голосит, боярки поют. В баню брали пиво, на каменку лили пиво, бросали хмель. После бани невеста кланяется в ноги девушкам: «Спасибо за банюшку».

Старшая боярка чешет голову невесте (невеста и мать голосят). Надевают ВЕНОК из восковых цветов.

ВЕЧЕРИНА. Молодежь гуляет, невеста скучает, мать голосит. Скрипка играет «скучную вечерину» под голошение. В вечерину показывают другую невесту (подменяют).

УТРО СВАДЕБНОГО ДНЯ. Боярка чешет голову невесте. Невеста голосит. Отец заводит невесту за стол. Наделяют невесту (кладут деньги на пирог – «надельный пирог»). Мать голосит перед наделением, скрипка играет под голошение. Невеста кланяется на четыре стороны. Крестная мать призывает на надел. Благословляют. Стол. То же в доме жениха.

К ВЕНЦУ едут порознь.

ОТ ВЕНЦА едут к невесте (Великолукский район). Жених выкупает стол, пробирается за стол. Наделяют жениха и невесту. Опевают гостей. Жених выкупает невестину косу (кончик косы немножко подрезают). Женихова родня крадет курицу, курицу наряжают.

ЕДУТ К ЖЕНИХУ. Встречают молодых. Благословление. Стол. Опевают гостей. Невесту сажают на квашню, снимают венок, повязывают кокошник (платок). Провожают невестину родню.

В других случаях (Куньинский район) ЖЕНИХ ПРИЕЗЖАЕТ за невестой. Заходят, не раздеваясь, первым входит дружка, боярки заслоняют невесту. Жених наделяет невесту (кладет деньги). Боярки кидают поезжанам в глаза житом, «переговариваются» с поезжанами. Дружка выкупает место, «кадит» конфетами, жених бросает шапку – если боярки не успевают ее поймать, тогда заходит за стол. От венца едут к жениху. Когда заведут за стол, свекор кнутом «открывает» невесту, наматывая на кнут платок.

Когда СВОДЯТ МОЛОДЫХ, благословляют их – стелят шубу или одеяло, молодые стоят на коленях. Крестные (или дружко и крестный) хлопают над их головами хлебами, обмениваются хлебами («борются хлебами»), приговаривают «Господи Боженька, скуй нам свадебку». Певицы поют «благословенню» песню.

УТРО ПОСЛЕ СВАДЬБЫ. Посуду бьют, заставляют молодую мести пол, носить решетом воду с колодца (невеста обмораживает решето и носит воду). Если невеста честная – крестная пляшет. Если нечестная – крестной надевают хомут.
К ТЕЩЕ В ГОСТИ. НЕВЕСТИНА РОДНЯ едет в гости к жениховой.

Основные сюжеты свадебных песен приводим по Пореченской стороне Великолукского района (Пореченский, Урицкий, Борковский сельсоветы) – с учетом основных моментов обряда:

ОПЕВАЛЬНЫЕ НЕВЕСТЕ: «Растопиласе баенка, разгореласе каменка», «Погуляйте, девушки, погуляйте, красные», «Куковала кукушечка, у шер бор летаючи», «Как на девичьем вечеру там и Валечка плакала», «Ах, ты, ель-елушечка, золотая макушечка», «Невеселый меженный день да й без теплой солнушки», «Вырастала вишенка не к пути, не к дороженьке», «Береза белая, белая кудрявая», «По лугам Таня ишла, зеленой сад садила», «Ох, мела-перемела, трое сеней вымела», «Привели к нам коханку, привели к нам неженку», «Таня от матушки горошинкой катиласе», «Спасибо, Маринушка, что не вдарила в грязь лицом», «Стояла яблонька (вишенка) в зеленом саду», («Кланялась вишенка зеленому саду») «Вуточка шерая, что в бору не жила», «Над рекой широкой зеленая сосна», «Ой, гуси летят, гуси летят, они все молчат», «Ай, хитренька-разумненька Галютка», «Ли дарожки две елочки стояли», «Ходила-гуляла Нинутушка по саду», «У шерый бор кукушечка летела», «Хвалилася калинушка за рекой», «Как ударили три звона церковных», «Приданые да удалые, ой, ладу-ладу», «Кого ж тута нету у етый беседы».

ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ГОСТЯМ – ЗА СТОЛОМ. «Пресвятой Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу, ле-ле-ле», «Ай нам пала весточка, где сидит крестный батюшка», «Вы скажите, пожалуйста, да й чи есть крестный батюшка», «Чи не то что подкняжничек Феденька Иванович», «Как у нашего дружка гладкая головушка», «Вы скажите, пожалуйста, да кто у вас крестна матушка», «Гурная в нас боярочка Мария Ивановна», «Малая боярыня Мария Сергеевна», «Ты скажи-ка, Феденька, ты чего не женишься», «Белый лебедь Ванюшка, белый лебедь Иванович», «Дорогой посаженный гость – Митрофан Артемьевич», «Белый мальчик молоденький, неженатый, холостенький», «Коло речки Маша шла, она ягоды брала», «Спасибо тебе, сватенька, за дары великие», «У нас сватья добрая», «А сватьюшка белая».

ПРИПЕВКИ: «Стелется-вьется во лузях трава шелковая», «Лучше не было в пиру молодца», «А кто в нас хороший», «Как по месяцу луны желтые», «Березничек листоватый», «Коло саду, коло вишенья», «Между гор, между гор, между медуницы», «Не ходи ты, мой кудрявый, мимо майво сада», «Верба, ты, верба моя», «С тех пор я в городе не была», «Коло речки ходила молода», «А я в садике была, спелы ягоды брала», ОПЕВАЛЬНЫЕ – ЖЕНИХУ «Межи гор, межи каменья протекал быстрый ручей», «Был соколик Ванечка, был соколик Иванович», «Как за новым воротам Иван коня обучал», «Нам вера не верится, что Ванюша женится», «Ты скажи нам, Ванюша», кто тебе голову чесал», ЖЕНИХУ И НЕВЕСТЕ «Зеленился зеленый дуб в зеленых лугах стоючи», «Бог тебе дал, Ванютка, что жена хороша», «Ягодка с ягодкой во бору росла», «У шерый бор дороженька – чернозем».

НЕВЕСТУ ПРОВОЖАЮТ К ВЕНЦУ. «А чии это комани рано в луг попущены», «Мимо саду зеленого пролегала дороженька», «Поезжай, мое дитятко, на чужую сторонушку», «Долго-долго, Танечка, долго дома баешься», «Русая коса, куда ты справилась», «С Богом, с Богом, моя милая», «Речка с речкой разливается, Божа мой», «Не матка была – мачеха»,
ЖЕНИХА ПРОВОЖАЮТ К ВЕНЦУ: «Как Ванюткина матушка усю ночку не спала», «С Богом, с Богом, Ванечка, по твою суженую», «Под елочкой же заинька глазки треть», «Куда-куда, соловьюшко, полетишь», «Долго-долго, Гришенька».
ОТ ВЕНЦА ЕДУТ К НЕВЕСТЕ: «Узнималась сильна война со мальчишкиного двора», «Не было ветров слыхать, ветры понавеяли», («Не слыхать было соловьев, полон сад налетело»).

ЖЕНИХА НЕ ПУСКАЮТ ЗА СТОЛ – РУГАЮТ СВАТОВ: «Понаехали сваты, все табачные носы», «Ой вы сваты-сватовье, вы косое жидовье», «Чи не стыдно вам, сватам, перед нам, девкам, стоять», «Мы не чули, не ведали, аткуль сваты подъехали», «А к нам сваты приехали, седлы-узды развехали», «Бел снежок, бел снежок перепырхивает», «Гордые, пышные мои барыньки».

ПРОВОЖАЮТ ПОЕЗД ОТ НЕВЕСТЫ К ЖЕНИХУ: «Конь вороной, конь вороной под ковром стоит», «На дворе дождь, на дворе дождь попрыскивает», «Бог по пути, Бог по пути, только злой не мути», «Ухватил коршак курицу на Манюткиной улице», «В нас сяводне у ночи, в нас пропажа пропала».

ЕДУТ К ЖЕНИХУ. «Выходи, свекрова горбатая», «Катится-валится все с горы поезда», «Бор шумит, бор шумит, колокол звенит», «Не видать месяца из-за облака», «Убирайте шелковые, застилаем пеньковые».

(ПРИДАНОЕ РАЗВЕШИВАЮТ), «Свадьба едет, ле-ле-ле, кони скачут, ле-ле-ле», «Куда-куда наши глазоньки, ой, глядели», «Свашки в хату лезут, у печь поглядают», «А в нашего свата тесовая хата».

НЕВЕСТЕ СНИМАЮТ ВЕНОК. «Сестрицы-лебедки и родные тетки», «В понедельник рано синее море йграло», «Свекор-батька, где ты там», Припевка: «Харитон-Харитон, родный батюшко».

НЕВЕСТИНА РОДНЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМОЙ, «Мы в таких гостях гостили, что мы сидя чванились», «Спасибо, наша матушка, за твое за дитятко», «Вился вихор, вился вихор над быстрой рекой», «Гости мои, дорогие мои. Чем мне вас поберечь», «Катилосе красно солнышко с-за морья», «Поедем-поедем, мой брателко, домойки», «Пора сватам до дому, до дому».
Кроме вышеназванных сюжетов (в основном, распространенных на всей территории) для дополнения общей картины музыкально-поэтических форм свадебного фольклора приведем также некоторые основные сюжеты свадебных песен из других локальных традиций Великолукского и Куньинского районов:

Горицкий с/с: «Соколы вы соколы, далеко ль вы летали», «Соколы, солетайтесь», «Катилось колечушко по быстрой реке», «Катилось два яблочка с-за морья», «Хвалилась калинушка за рекой», Черпесский с/с: «Сборы мои сборы», «Из-за лесу-лесу темного», «Бежит речка, не сколыхнется», «Рыбинка-плотиченька в бережку жила», «Как на Васькином дворике вырастала смородина», «В нас князь молодой, он ловок стрелять», «Жар горит на высокой горы», «Ни с горы, ни с горы, с высокой, крутой», Купуйский с/с: «Отлучили лебедушку от лебединого стадичка», «У высоком тереме с полночи засветила», «Не улетай, сера утушка, с зеленого тростья», «Спасибо, Иванушка, за твою за свадебку», «Ты скажи нам, Верочка, ты зачем приехала», «Чванится, ломается, в боки упирается», «Мы поедем домоюшки, мы по чистому полюшку», «Еду домой, еду домой, еду с прибылью», Успенский с/с: «Крутят-вяжут хохлушку», «Через бор зелененький бежит конь вороненький», Куньинский район: «Узъязжал друженька на крутую гору», «Уси-уси кукушечки летают по воле», «Был ли ты, селезень, на синем море», «Как секут березу с корня долой», «Катится-валится туча грозная», «Синие облачки на Дунай катят», «У лесу, у лесу да на сопочке», «Стояло морюшко – не сколыхнется», «Спасибо, баенка, тебе за стояньице», «Боже мой, Боже мой, доля горькая, некому в поезду ехать», «Через бор зелененький пролегла дороженька», «По мосту-мосту, по калинову», «Плачь – не плачь, невенюшка, не с неволи берем», «У садику зелененьком розочка цветела», «Плыла утица, плыла серая по синему морю», «Стояла Нинушка под венцом, чесала головушку гребенцом», «Гуси летят, гуси летят, погагатывают», «Боярушки-обманушки вы мои», «Друженька-дружок, борота горит», «Наша сватья добрая, добрая», «А сват по избы ходит, в руках шапку носит», «А кто у нас гость большой», «Мальчик-кудрявчик, садися у санки», «Лужком-бережком сваты ехали», «Как Иван свою жены на колясочке катал», «В каво кудерьки, в каво русые», «Кто ж тебя в пир зазвал». (Валевская Е. А., Лобкова Г. В.)

 

"КАДАСТР. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ". ПСКОВ, ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. С. М. КИРОВА. 1997.