Поклонение волхвов в живописи

 

Альбрехт Альтдорфер.
Поклонение волхвов.

Альбрехт Альтдорфер. Поклонение волхвов.

 

В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»… В Евангелие говорится, что, когда волхвы пошли искать, где именно в Вифлееме находится Младенец, «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Увидевши этот сигнал, поданный звездой, «они возрадовались радостью весьма великой. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и падши поклонились Ему».

Кстати, в Евангелии не говорится, сколько было волхвов. В римских катакомбах есть изображения и с двумя, и с четырьмя волхвами. Библейский текст сообщает о трёх принесённых ими дарах. Маловероятно. Чтобы один преподнёс два, а другой – только один дар или трое – по одному, а четвёртый явился с пустыми руками. Следовательно, волхвов было трое.
Откуда же они пришли? Евангелист Матфей называет волхвов мудрецами. Но первоначально в греческом варианте Нового Завета, написанном всего 40 лет спустя после воскресения Иисуса Христа, было слово «магои», означающее «волшебники, чародеи, которые прибегают к помощи сверхъестественных сил». Но впоследствии при переводе на английский язык из-за нежелательного негативного оттенка этого слова его заменили на «волхвов» и «мудрецов». Причём наиболее близким по смыслу к слову «магои» является слово «волхвы».

На первый взгляд это мало что объясняет. Но если обратиться к Геродоту, то выясняется, что в глубокой древности волхвы были членами религиозной общины, жившей где-то на берегах Каспийского моря. В последнем столетии до новой эры они стали жрецами древнейшей религии Персии – зороастризма. В Вавилоне, главном городе персидской империи, простиравшейся к востоку от Иудеи, волхвы пользовались большим влиянием, так как были не только священнослужителями, но и астрологами, целителями, заклинателями и – что очень важно – толкователями снов.
Но тогда возникает законный вопрос: почему священнослужители зороастризма вдруг отправились в далёкое, трудное и опасное путешествие, чтобы в Иудее выказать почтение будущему родоначальнику другой религии? Это выглядит весьма странно…

Как и христиане, зороастрийцы тоже верили в единого Бога. А также в то, что Ему противостоит дух зла. И что конечная победа в этой борьбе будет одержана добром благодаря приходу Месии, или Спасителя…

Прежде всего, надо было подготовить дары, достойные Царя царей: ладан, золото, смирну.

Ладан, символ божественности, получали из ароматной смолы при подсечке коры очень редкого ладанового дерева. Он ценился буквально на вес золота, поскольку использовался во многих священных ритуалах. Золото, знак царственности, в древности считалось не просто самым ценным, что есть на свете, а земным веществом, обладающим неземными свойствами: ведь его цвет не бледнеет, а поверхность не тускнеет. Наконец, смирна, или мирра, которую получали из пахучей смолы редких деревьев, использовали как лечебное средство, а также для бальзамирования умерших знатных лиц. То есть была символом смертности. Поэтому можно предположить, что будучи провидцами, они знали: Иисусу Христу суждена смерть на кресте.

Когда все приготовления были закончены, волхвы отправились в долгий путь. Скорее всего они следовали с каким-нибудь торговым караваном, чтобы обезопасить себя от нападения разбойников. Однако самая большая опасность подстерегала их в Иерусалиме. Царь Ирод пришёл на трон с помощью римлян. Это был один из самых жестоких правителей. Отличаясь непомерной жаждой власти, он безжалостно расправлялся со всеми, в ком подозревал потенциальных претендентов на царский трон. Ирод казнил даже трёх своих сыновей и брата, боясь, что они могут свергнуть его.

Между тем, хотя волхвы обладали провидческим даром, ясновидящими они явно не были. Добравшись до Иерусалима, гости с востока направились прямо к тамошнему правителю Ироду и, не подозревая, какой опасности подвергают Божественного Младенца, спросили, где им найти недавно родившегося Царя Иудейского.

«Услышав это, - повествует Евангелие от Матфея, - Ирод-царь встревожился… И собрав первосвященников и книжников… спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка».
Но такое предположение слишком расплывчато, чтобы разыскать Новорождённого. Поэтому коварный Ирод призвал ни о чём не догадывавшихся волхвов и попросил выяснить в Вифлееме, где именно находится младенец, чтобы «пойти поклониться Ему».

С помощью путеводной Вифлеемской звезды волхвы разыскали Младенца-Мессию, поклонились Ему и вручили привезённые дары, которые были своеобразной проверкой истинности Его Божественной природы. Дело в том, что, как считают историки, если учесть время на подготовку к путешествию и сам долгий путь, Иисусу было около двух лет.
Если бы Младенец потянулся к золоту, то это предвещало, что он станет правителем, к смирне – врачом, к ладану – священнослужителем. Но Он, очевидно, взял всё, ибо волхвы уверились в Его Божественности.

После этого ангел Господень во сне открыл им коварный замысел царя Ирода, и они, не заходя в Иерусалим, покинули Иудею другой дорогой. Узнав об этом, царь Ирод пришёл в ярость и приказал убить всех младенцев до двух лет, поскольку выведал у волхвов возраст того, кого они искали. Но Ангел Господень явился во сне и к Иосифу, отцу Иисуса, и сказал, чтобы тот вместе с семьёй бежал в Египет и оставался там, пока не умрёт Ирод. Иосиф так и поступил. Причём привезённые волхвами дары помогли его семье прожить на чужбине не менее двух лет.

Так волхвы выполнили очень важную миссию – поведали миру о рождении Спасителя и тем самым помогли обеспечить будущее христианской веры.

Сергей Дёмкин. Святая ночь глазами смертных. «Чудеса и приключения» №1 2006.

* * *

 

Альбрехт Дюрер.
Поклонение волхвов.

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов.

 

В знаменитом средневековом сочинении Марко Поло «Книга Чудес» приводится любопытная «персидская» легенда о трех царях Волхвах, поклонившихся Младенцу Христу. В ней, по-видимому, смешались два события. Первое - евангельский рассказ о Волхвах, относящийся, как мы теперь понимаем, к ХII веку н. э., то есть к эпохе Христа. Волхвы поднесли Христу дары. Второе событие - изобретение пушек христианским святым Сергием Радонежским. Пушка представлена здесь как ответный подарок Христа царям-Волхвам. Рассказ следующий. «Большая страна Персия ... Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу ... Одного волхва звали Белтазаром, другого Гаспаром, третьего Мельхиором ... В старину,   говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну ... Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. Пошли три царя в свою страну. Проехали они немного дней, и захотелось им посмотреть, что дал им Младенец; открыли они ящичек и видят, что там камень ... Взяли три царя тот камень и БРОСИЛИ ЕГО В КОЛОДЕЗЬ, не понимали они, зачем он им был дан, и, КАК ТОЛЬКО БРОСИЛИ ОНИ ЕГО В КОЛОДЕЗЬ, С НЕБА НИСШЕЛ ВЕЛИКИЙ ОГОНЬ ПРЯМО В КОЛОДЕЗЬ, К ТОМУ МЕСТУ, КУДА БЫЛ КАМЕНЬ БРОШЕН. Увидели цари то чудо и диву дались; жалко им стало, что бросили они тот камень; был в нем великий и хороший смысл. Взяли они тогда от этого огня и понесли в свою землю, поставили его в богатом, прекрасном храме. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему ... Так-то здешние люди МОЛЯТСЯ ОГНЮ».

Рассказ, конечно, сказочный. Но в нем, как нам кажется, явственно звучит описание первого огнестрельного оружия - пушки. То есть жерла (<<колодца»), куда закладывают (<<бросают») камень. И в том месте, где оказывается камень, происходит взрыв пороха (<<вспыхивает чудесный огонь» ). Возможно, что в словах легенды о брошенном в колодец камне отразился полет каменного ядра, выброшенного из жерла пушки. Здесь для нас особенно интересно, что Марко Поло подчеркивает: чудесный камень был подарен царям-Волхвам не кем-нибудь, а самим Христом. В свете той связи между принятием христианства и изобретением пушек, которую мы вскрыли, туманный на первый взгляд рассказ Марко Поло становится совершенно понятным. Пушки в самом деле были подарены царю Дмитрию Донскому = Константину Великому именно христианами (Сергием Радонежским). Что можно было выразить и так: пушки явились подарком Христа царям. Именно это и говорит «персидская» легенда.

Сообщение Марко Поло, что персы, дескать, с тех пор поклоняются огню в своих храмах, как мы уже отмечали в предыдущих книгах, скорее всего, относилось к русскому православию. В котором перед иконами действительно жгут множество свечей и молятся, в основном, перед свечами. То есть как бы поклоняются огню. Отметим, что в других странах, - в частности, в католических, в Западной Европе, - свечей в храмах гораздо (на порядок) меньше, чем в России. Поэтому путешественник, прибывший на Русь издалека, вполне мог счесть русское богослужение за «огнепоклонническое».
На рис. показаны две миниатюры из старинной рукописи Марко Поло. Три Волхва едут на поклонение Христу с подарками. На нижней миниатюре мы видим Волхвов, поклоняющихся жертвеннику, на котором горит костер. Художник уже явно не понимает, о чем на самом деле идет речь. Поэтому вместо свечей рисует костер. Но, по-видимому, он пользуется каким-то старым и более правильным изображением, внося в него некоторые «поправки» . А на самом деле - искажения. Так, например, он рисует круглую башню, на вершине которой-ЯРКО-КРАСНАЯ чалма, составленная как бы из языков пламени. Вероятно, на старом рисунке был изображен колодец-пушка, куда Волхвы бросили камень и откуда вырвалось пламя. То есть пушка выстрелила. Здесь языки пламени превратились в «огненную чалму». Надо сказать, следы первоначальной идеи сохранились довольно отчетливо.

Г. Носовский, А. Фоменко. Крещение Руси. Москва, «АСТ». 2006.

* * *

 

Братья Лимбурги.
«Роскошный часослов герцога Жана Беррийского». Поклонение волхвов.

Братья Лимбурги. "Роскошный часослов герцога Жана Беррийского". Поклонение волхвов.

 

Три царя-волхва Гаспар, Мельхиор и Валтасар считались в средние века небесными покровителями Германии. В Кёльнском соборе, привлекая толпы паломников, обретались их мощи, вывезенные в 1164 году Фридрихом Барбароссой из покорённого Милана. Десять лет кёльнские мастера изготовляли для них саркофаг из серебра и золота, украшенный драгоценными камнями, - знаменитую раку Трёх Королей.

Вера Бегичева. Дар волхвов. «За семью печатями» апрель 2005.

* * *

 

Гертген тот Синт Янс.
Поклонение волхвов.

Гертген тот Синт Янс. Поклонение волхвов.

 

Джентиле да Фабриана.
Поклонение волхвов.

Джентиле да Фабриана. Поклонение волхвов.

 

Джентиле да Фабриано.
Поклонение вохвов. Фрагмент. Волхвы видят звезду, возвещающую рождение нового царя Иудеев (Рождество Христово).

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. Фрагмент. Волхвы видят звезду, возвещающую рождение нового царя Иудеев (Рождество Христово).

 

Джованни ди Никколо Мансуэти.
Поклонение волхвов.

Джованни ди Никколо Мансуэти. Поклонение волхвов.

 

Джорджоне.
Поклонение волхвов.

Джорджоне. Поклонение волхвов.

 

Джотто.
Поклонение волхвов.

Джотто. Поклонение волхвов.

 

Диего Веласкес.
Поклонение волхвов.

Диего Веласкес. Поклонение волхвов.

 

Дирк Боутс.
Створчатый алтарь «Жемчужина Брабанта». Поклонение волхвов.

Дирк Боутс. Створчатый алтарь "Жемчужина Брабанта". Поклонение волхвов.

 

Доменико Гирландайо.
Поклонение волхвов.

Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов.

 

Жак Даре.
Поклонение волхвов.

Жак Даре. Поклонение волхвов.

 

Иоганн Фридрих Овербек.
Поклонение волхвов.

Иоганн Овербек. Поклонение волхвов.

 

Леонардо да Винчи.
Эскиз композиции «Поклонение волхвов».
1481.

Леонардо да Винчи. Эскиз композиции "Поклонение волхвов. 1481.

 

Леонардо да Винчи.
Поклонение волхвов.
1481-1482.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. 1481-1482.

 

Мастер Апофеоза Девы Марии.
Поклонение волхвов.
Около 1460.

Мастер Апофеоза Девы Марии. Поклонение волхвов. Около 1460.

 

Мастер гвоздики из Франкфурта.
Центральный алтарь францисканской церкви во Фрайбурге. Поклонение волхвов.

Мастер гвоздики из Франкфурта. Центральный алтарь францисканской церкви во Фрайбурге. Поклонение волхвов.

 

Мастер святого Ильдефонса.
Поклонение волхвов.
Около 1475-1500.

Мастер святого Ильдефонса. Поклонение волхвов. Около 1475-1500.

 

Питер Брейгель Старший.
Поклонение волхвов в снегу.
1567.

Питер Брейгель Старший. Поклонение волхвов в снегу. 1567.

 

Питер Брейгель.
Поклонение волхвов в снегопаде.

Питер Брейгель. Поклонение волхвов в снегопаде.

 

Питер Брейгель.
Поклонение волхвов.

Питер Брейгель. Поклонение волхвов.

 

Питер Пауль Рубенс.
Поклонение волхвов.

Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов.

 

Рогир ван дер Вейден.
Алтарь трёх волхвов. Поклонение волхвов.

Рогир ван дер Вейден. Алтарь трёх волхвов. Поклонение волхвов.

 

Сандро Ботичелли.
Алтарь Заноби. Поклонение волхвов с изображением членов семьи Медичи.

Сандро Ботичелли. Алтарь Заноби. Поклонение волхвов с изображениями членов семьи Медичи.

 

Сандро Ботичелли.
Поклонение волхвов.

Сандро Ботичелли. Поклонение волхвов.

 

Сандро Ботичелли.
Поклонение волхвов.

Сандро Ботичелли. Поклонение волхвов.

 

Сандро Ботичелли.
Поклонение волхвов.

Сандро Ботичелли. Поклонение волхвов.

 

Себастьяно Риччи.
Поклонение волхвов.

Себастьяно Риччи. Поклонение волхвов.

 

Североитальянский художник, работавший в стиле Пизанелло.
Поклонение волхвов.

Североитальянский художник, работавший в стиле Пизанелло. Поклонение волхвов.

 

Стефан Лохнер.
Алтарь святых покровителей Кёльна (Алтарь поклонения волхвов).
Начало 1440-х.

Стефан Лохнер. Алтарь святых покровителей Кёльна (Алтарь поклонения волхво). Начало 1440-х.

 

Триптих Поклонения волхвов.
Поклонение волхвов.

Триптих Поклонения волхвов. Поклонение волхвов.

 

Ульрих Апт Старший.
Поклонение волхвов.

Ульрих Апт Старший. Поклонение волхвов.

 

Фра Анджелико.
Поклонение волхвов.

Фра Анджелико. Поклонение волхвов.

 

Фра Анджелико.
Поклонение волхвов.

Фра Анджелико. Поклонение волхвов.

 

Фрагмент алтаря из собора св. Петра в Женееве. Поклонение волхвов.

Фрагмент алтаря из собора св. Петра в Женеве. Поклонение волхвов.

 

Ханс Мемлинг.
Алтарь трёх волхвов. Поклонение волхвов.

Ханс Мемлинг. Алтарь трёх волхвов. Поклонение волхвов.

 

Ханс Мульгер.
Алтарь Страстей из Вурцаха. Поклонение волхвов.

Ханс Мульгер. Алтарь Страстей из Вурцаха. Поклонение волхвов.

 

Ханс Хольбейн Младший.
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора. Поклонение волхвов.

Ханс Хольбейн Младший. Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора. Поклонение волхвов.

 

Ян Госсарт.
Поклонение волхвов.

Ян Госсарт. Поклонение волхвов.

 

Ян де Беер.
Поклонение волхвов.

Ян де Беер. Поклонение волхвов.

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.