Овцы в живописи

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Иллюстрация к сочинению Жюля Ренара «Натуральные истории». Овцы.
1900.

Анри де Тулуз-Лотрек. Иллюстрация к сочинению Жюля Ренара "Натуральные истории". Овцы. 1900.

 

Иван Иванович Шишкин.
Овцы под дубом.
1862-1864.

Иван Шишкин. Овцы под дубом. 1862-1864.

 

Иван Иванович Шишкин.
Стадо овец.
1862-1864.

Иван Шишкин. Стадо овец. 1862-1864.

 

Иван Иванович Шишкин.
Стадо овец на опушке леса.
1860-е.

Иван Шишкин. Стадо овец на опушке леса. 1860-е.

 

Иван Иванович Шишкин.
Пейзаж с гуртом овец.
1870.

Иван Шишкин. Пейзаж с гуртом овец. 1870.

 

Иван Иванович Шишкин.
Стадо овец в лесу.

Иван Шишкин. Стадо овец в лесу.

 

Иван Константинович Айвазовский.
Овцы, загоняемые бурею в море.
1855.

Иван Айвазовский. Овцы, загоняемые бурею в море. 1855.

 

Овца:

1. Небольшое домашнее жвачное животное семейства полорогих, дающее шерсть, мясо, молоко; самка барана.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1982.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.  
Отара овец.
1857.

Иван Айвазовский. Отара овец. 1857.

 

Отправляясь в путь, встретить овечье стадо – к счастью.
Маленькая косточка из овечьей головы, если носить ее с собой, приносит удачу. (Шотландия).
В старину при похоронах чабана было принято класть к нему в гроб клочок овечьей шерсти. Это делалось для того, чтобы в день Страшного Суда бог узнал в нём пастуха и простил его за то, что он редко посещал церковь, все время находясь возле своих овец.
В Соммерсете для излечения любого заболевания респираторных органов ребенка проводили сквозь овечье стадо, которое с утра гнали на пастбище. Именно с утра – это было очень важно для исцеления.
В русской традиции также практиковали «лечение» больных детей с помощью овец. Так, ребенка, страдающего водянкой, «окутав в овчинный тулуп, мать кладет подле порога, а отец в это время загоняет овец в избу и потом опять из избы… Поселяне думают, что овцы, переходя через больное дитя, уносят с собою детскую болезнь».

Энциклопедия суеверий. Москва. «Локид» - «Миф». 1995.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
Овцы.
1858.

Иван Айвазовский. Овцы. 1858.

 

Носоглоточные оводы – живородящие насекомые. Их самки буквально выбрызгивают готовых личинок в ноздри лошадям, оленям, ланям, лосям, косулям, овцам. Но не всех личинок, которые вывелись из яиц в теле самки (их может быть пятьсот), поселяет двукрылая мать в ноздрях одного животного, а только небольшую часть: если их слишком будет много, они погубят животное, на котором паразитируют, и сами после этого умрут. Из ноздрей личинки переползают в рот, в его слизистой оболочке развиваются, а затем через ноздри выбираются наружу. У овец они проникают в лобные пазухи, и, если здесь поселится несколько десятков личинок оводов, овца заболевает «ложной вертячкой»: кружится, кружится и скоро погибает.
Овечий и лошадиный подкожные оводы выбрызгивают личинок и в глаза – не только животным, но и человеку. Тогда слизистая оболочка глаза воспаляется, и человек заболевает конъюктивитом.

Игорь Акимушкин. Причуды природы. Москва. 1992.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
Овцы на пастбище.
1850-е.

Иван Айвазовский. Овцы на пастбище. 1850-е.

 

…в России ещё до сих пор разные животные имеют своих покровителей в Святых нашей Церкви. Так Св. Стефан наблюдает за лошадьми; Св. Власий – за рогатым скотом; Никита – страж гусей; Сергий – покровитель кур; Анастасия – хранительница овец; наконец Св. Савватий и Зосима пекутся о пчелах.

Д. Шеппинг. Мифы славянского язычества. Москва. «Терра» - «Terra». 1997.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
Отара овец в бурю.
1861.

Иван Айвазовский. Отара овец в бурю. 1861.

 

Иван Константинович Айвазовский.
Купание овец.
1877.

Иван Айвазовский. Купание овец. 1877.

 

Иван Константинович Айвазовский.
Купание овец.
1878.

Иван Айвазовский. Купание овец. 1878.

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ