Мосты в живописи

 

Александр Витальевич Оболенский.
Висячие мосты.
2005.

Александр Оболенский. Висячие мосты. 2005.

 

Мост:

1. Сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь и т. п.

Мост через реку. Железнодорожный мост. Понтонный мост. Разводить мосты.

2. Помост, настил из досок и брёвен.

3. Обл. Холодные сени между передней и задней избой.

Они долго и тщательно закрывали дверь в сени, которые в северных деревнях называют мостом. (Л. Фролов. Глухая изба.)

4. Спорт. Приём в борьбе, при котором тело изогнуто грудью вверх с упором на затылок и пятки.

5. Тех. Часть шасси автомобиля, трактора, в которой расположена передача от дифференциала к паре колёс.

Передний мост. Задний мост.

6. Спец. Планка, на которой укрепляется ряд искусственных зубов.

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1982.

* * *

 

Б. Патерсен.
Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте.
Начало XIX века.

Б. Патерсен. Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Начало XIX века.

 

Самый широкий мост в мире сооружен в порту Сиднея (Австралия). При ширине 51,8 м по нему проходят 2 железнодорожные линии, 8 транспортных магистралей для автомобилей, велосипедов и пешеходов.

Самый, самая, самые. «Техника – молодёжи» №12 1983.

* * *

 

Василий Васильевич Верещагин.
На мосту.

Василий Верещагин. На мосту.

 

С древности китайцы уделяли особенное внимание мостам. Строительство мостов считалось богоугодным делом, и многие монастыри и богатые люди в империи жертвовали на него немалые средства. Вот почему при почти полном отсутствии в старом Китае хороших дорог в нём всюду можно встретить превосходные каменные мосты.
Крупнейшие каменные мосты, состоящие из нескольких секций, находятся в провинции Фуцзянь. Один из них, что в городке Аньпин, тянется на 2,5 км и является самым длинным каменным мостом в мире.

Владимир Малявин. Китайская цивилизация. Москва, «АСТ». 2001.

* * *

 

Василий Семёнович Садовников.
Казанский мост через Екатерининский канал на Невском проспекте. Справа - дом В. В. Энгельгардта. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Василий Солодовников. Казанский мост через Екатерининский канал на Невском проспекте. Фрагмент панорамы Невского проспекта. 1830-е.

 

Самый удивительный мост. Его спроектировал Иван Кулибин в 1776 году. Пролет этого арочного моста составлял 298 метров и мог перекрыть Неву. Чтобы доказать, что такой мост реален, гениальный самоучка сделал модель 1:10, нагрузил камнем и сам встал под аркой. Модель не развалилась, но в реальность проекта все равно не поверили, а мост не был построен.
Самый длинный мост. Соединяет Швецию и Данию. Его длина – 14 км.
Самый высокий мост в Европе. Так и называется – «Европа». Он пересекает реку Зилль южнее Инсбрука. Высота моста – 190 м, то есть под ним легко поместилась бы хорошая колокольня.
Больше всего мостов. Не в Венеции, не в Амстердаме, и не в Петербурге, а в Гамбурге, где на сегодня их более 2500. Зато наш город – абсолютный чемпион по количеству разводных мостов.
Самый широкий мост в России. Это Синий мост через Мойку в Питере. Его ширина – 99 метров.

Мосты-рекордсмены. «Петербург-экспресс» №29 2001 год.

* * *

 

Василий Семёнович Садовников.
Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Слева - дворец Строгановых, справа - дом Косиковского. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Василий Садовников. Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Фрагмент панорамы Невского проспекта. 1830-е.

 

Кое-что о мостах

Первый металлический мост в России начали строить в 1804 году в Петербурге. Это был чугунный арочный мост через Мойку, известный вначале как Зеленый – по цвету окраски, а позже как Полицейский: он находился невдалеке от Управления столичного полицмейстера. Длина моста 21,3 м. после него в столице построили еще несколько небольших одноарочных чугунных мостов. В Москве в 1835 году был построен самый большой в то время чугунный одноарочный мост с длиною пролета в 40 м. но он оказался самым неудачным из всех 15 металлических мостов, сооруженных к тому времени в России. Спроектировали его с ездою понизу, но из-за того, что арочные своды разместили слишком низко, высокие экипажи проезжали по нему с большими затруднениями. Случалось, погребальные колесницы-катафалки с высоким балдахином застревали на этом мосту, надолго тормозили всякое по нему движение. Поэтому, будучи еще вполне исправным, он в 1888 году подвергся переделке.
Первым висячим железным проезжим мостом в России стал Пантелеймоновский, через Фонтанку, построенный в 1824 году. Это был одноарочный мост с длиной пролета в 16 м. строился он по особому разрешению главноуправляющего путями сообщения, так как в его практичность мало верили.
130 лет назад был построен самый большой тогда мост в России. Это был восьмипролетный Николаевский, ныне имени лейтенанта Шмидта, мост с пролетами длиною от 30 до 47 м, сооруженный по проекту известного инженера-путейца Кербедза. Он считался в то время восьмым в мире по величине и был первым разводным мостом в России.
Первое предложение перекрыть Неву постоянным мостом возникло в 1776 году, когда Кулибин предложил проект деревянного одноарочного моста длиною почти в 300 м. через пять лет свой проект семиарочного каменного моста предложил Перроне, а в конце того же столетия Герард составил свой проект тринадцатиарочного моста на каменных устоях. Но все эти проекты были отклонены, так как строительство многоарочных мостов через быструю Неву, с установкой в русле большого количества каменных широких опор могло бы повести к сужению реки, усилению ее течения и к подмыву самих этих опор. Поэтому во второй четверти прошлого века было разработано еще три проекта постоянных мостов через Неву. Но после рассмотрения всех их они были отклонены и решено было строить чугунный мост по проекту Кербедза. Все остальные мосты в Петербурге построены позже.
В Москве первый арочный мост – Каменный - существовал с 1887 года. Его возвели во времена правления царевны Софии заморские каменщики. В 1858 его заменили железным, хотя название Каменный за ним сохранилось до наших дней.
Железобетонные мосты впервые появились в России в 1892 году, при сооружении частной железной дороги на линии Рязань – Казань. Причем изготовлены они были в форме большого сечения трубы, положенной своей осью поперек дороги. Но официально их разрешили строить только с 1898 года, так как до этого времени в них не верили! После этого железобетон прочно вошел в практику русского мостостроения и завоевал себе признание как на железных дорогах, так и на обычных, шоссейных проезжих дорогах. В отдельных случаях бетон, ввиду своей практичности, надежности и дешивизны, начал вытеснять камень даже при сооружении опор для мостов, которые, кстати сказать, впервые появились в русском мостостроении только в 1821 году.
Сталь в мостостроении впервые была употреблена в 1874 году в США. В России только в 1910 году был спроектирован стальной мост, который должен был стоять на железнодорожной линии Люберцы – Арзамас. Но в Министерстве путей сообщения сразу утвердить его отказались: специалистов министерства насторожило то, что по проекту он был на 30% легче железного, хотя автор проекта и гарантировал сохранение прежней прочности при уменьшении веса материала.
До революции в Петербурге было 63 больших моста, а в Москве – 21. Это составляло 2/3 всех больших мостов, сооруженных тогда в государстве.
Через год исполнится 865 лет со дня сооружения первого русского моста, наплавного, деревянного, на плотах, построенного в 1115 году Владимиром Мономахом в Киеве. Первый постоянный свайный мост построил Пётр I в 1715 году, через 600 лет после Мономаха.

Н. Супрунов. Кое-что о мостах. «Техника – молодёжи» №12 1979 год.

* * *

 

Василий Семёнович Садовников.
Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Слева - дом, где помещалась кондитерская Вольфа и Беранже. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Василий Садовников. Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте. Фрагмент панорамы Невского проспекта. 1830-е.

 

Первые мосты на больших реках возникли приблизительно в 600 году до нашей эры. В Вавилоне при Навуходоносоре II (604-552 г. до н. э.) был воздвигнут мост на Евфрате, стоявший на 7 могучих столбах из камня и обожженного кирпича. При постройке моста был вырыт отводной канал. Мост разводился, что позволяло проходить судам. Примерно в это же время был построен деревянный мост на Тибре в Риме.

«Наука и жизнь».

* * *

 

Вид на Исаакиевский наплавной мост и Английскую набережную.
Литография. 1820-е.

Вид на Исаакиевский наплавной мост и Английскую набережную Литография. 1820-е.

 

Вид на Исаакиевский наплавной мост и набережные. Слева, на набережной Васильевского острова, здания Академии наук и Кунсткамера.
Гравюра по рисунку М.-Ф. Дамам-Демартре.
1810-е.

Вид на Исаакиевский наплавной мост и набережные. Гравюра по рисунку М.-Ф. Дамам-Демартре. 1810-е.

 

Вид на Исаакиевский наплавной мост и Петровскую (Сенатскую) площадь.
Литография.
1830-е.

Вид на Исаакиевский наплавной мост и Петровскую (Сенатскую( площадь. 1830-е.

 

Джованни Пиранези.
Мост Салерно. Из серии "Виды Рима".

Джованни Пиранези. Мост Салерно. Из серии "Виды Рима".

 

…первые металлические мосты были построены в горных районах Китая. Мосты сооружались из толстых железных цепей, на которые укладывали деревянный настил. Цепи закрепляли к скалам крюками.

«Техника – молодёжи».

* * *

 

Ж. Жакотте и Регамей.
Аничков мост.
Раскрашенная литография с оригинала И. И. Шарлеманя.
1850-е.

Ж. Жакоте и Регамей. Аничков мост. Раскрашенная литография с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е.

 

Иван Иванович Шишкин.
Дрезден. Мост Августа.
1862.

Иван Шишкин. Дрезден. Мост Августа. 1862.

 

Иван Иванович Шишкин.
Мост через ручей.
1870-е.

Иван Шишкин. Мост через ручей. 1870-е.

 

Иван Иванович Шишкин.
Мостик в лесу.
1895.

Иван Шишкин. Мостик в лесу. 1895.

 

Иван Иванович Шишкин.
Мостик.
1873.

Иван Шишкин. Мостик. 1873.

 

Иван Иванович Шишкин.
Мостик.
1873-1892.

Иван Шишкин. Мостик. 1873-1892.

 

Иван Иванович Шишкин.
Пейзаж с мостиком.

Иван Шишкин. Пейзаж с мостиком.

 

Илья Ефимович Репин.
Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве).
1879.

Илья Репин. Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). 1879.

 

Ирина Павловна Бобоева.
Горбатый мостик.
2006.

Ирина Павловна Бобоева. Горбатый мостик. 2006.

 

Исаак Ильич Левитан.
Мостик. Саввинская слобода.
1884.

Исаак Левитан. Мостик. Саввинская слобода. 1884.

 

К. Гампельн.
Закладка нового металлического моста.
1838.

К. Гампельн. Закладка нового металлического моста. 1838.

 

Карл Павлович Брюллов.
Замок и мост Святого Ангела.

Карл Павлович Брюллов. Замок и мост Святого Ангела.

 

Карл Петрович Беггров.
Обуховский мост через Фонтанку. Фрагмент.
1823.

Карл Беггров. Обуховский мост через Фонтанку. Фрагмент. 1823.

 

Карл Петрович Беггров.
Троицкий наплавной мост.
1820-е.

Карл Бкггров. Троицкий наплавной мост. 1820-е.

 

Карл Петрович Беггров.
Цепной Пантелеймоновский мост через Фонтанку.
Литография по рисунку Г. Треттера.
1820-е.

Карл Беггров. Цепной Пантелеймоновский мост через Фонтанку. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е.

 

Неизвестный художник.
У Красного моста через Мойку. Фрагмент.
1830-е.

Неизвестный художник. У Красного моста через Мойку. Фрагмент. 1830-е.

 

Неизвестный художник.
Старый Лондонсикй мост (вид до пожара 1666 года).
XVII век.

Неизвестный художник. Старый Лондонский мост (вид до пожара 1666 года). XVII век.

 

Окумура Масанобу.
Наслаждение прохладой вечера на мосту Рюгоку.
Около 1745.

Окумура Масанобу. Наслаждение прохладой вечера на мосту Рюгоку. Около 1745.

 

Окумура Масанобу.
Наслаждение прохладой вечера на мосту Рюгоку.
Около 1745.

Окумура Масанобу. Наслаждение прохладой вечера на мосту Рюгоку. Около 1745.

 

Николай Константинович Рерих.
Мост славы.

Николай Рерих. Мост славы.

 

Ольга Александровна Крестовская.
Венеция. Мостик.
1997.

Ольга Александровна Крестовская. Венеция. Мостик. 1997.

 

Ольга Борисовна Тихонова.
В усадьбе Пушкина. Мостик.
2005.

Ольга Борисовна Тихонова. В усадьбе Пушкина. Мостик. 2005.

 

Ольга Борисовна Тихонова.
Горбатый мостик в Михайловском.
2006.

Ольга Борисовна Тихонова. Горбатый мостик в Михайловском. 2006.

 

Постройка берегового устоя для нового Исаакиевского моста. [Петербург].
Литография по рисунку Г. Треттера.
1820-е.

Постройка берегового устоя для нового Исаакиевского моста [Петербург]. Литография по рисунку Г. Треттера. 1820-е.

 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Мостик Сикса.
1645.

 

Семён Фёдорович Щедрин.
Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной.

Семён Щедрин. Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной.

 

Сергей Светославский.
Москворецкий мост.

Сергей Светославский. Москворецкий мост.

 

Сергей Кузьмич Фролов.
Михайловское. Мостик через Сороть.
1963.

Сергей Кузьмич Фролов. Михайловское. Мостик через Сороть. 1963.

 

Степан Филиппович Галактионов.
Въезд на мост со стороны Каменного острова.
1822.

Степан Филиппович Галактионов. Въезд на мост со стороны Каменного острова. 1822.

 

Ф.-В. Перро.
Площадь у Калинкина моста.
Около 1840.

Ф.-В. Перро. Площадь у Калинкина моста. Около 1840.

 

Фёдор Яковлевич Алексеев.
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста.

Фёдор Алексеев. Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста.

 

Франц Рубо.
Живой мост.
1897.

Франц Рубо. Живой мост. 1897.

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ