Мельница в живописи

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Летний пейзаж с мельницами».
1859.

Алексей Саврасов. Летний пейзаж с мельницами. 1859.

Мельница:

1. Предприятие по размолу зерна, а также здание с приспособлениями для такого размола.
Паровая мельница. Ветряная мельница. Водяная мельница.

2. Машинка, приспособление для размалывания каких-либо зёрен.
Кофейная мельница.

3. Машина для размалывания, измельчения чего-либо твёрдого.
Шаровая мельница. Вихревая мельница.

Сражаться (или воевать) с ветряными мельницами – бороться с воображаемыми врагами; бесцельно тратить силы (по эпизоду в романе Сервантеса «Дон-Кихот Ламанчский», герой которого Дон-Кихот сражался с ветряными мельницами, думая, что борется с великанами).

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1982 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с мельницей».
1861.

Алексей Саврасов. Пейзаж с мельницей. 1861.

Ветряная мельница – технически не совсем простое сооружение – была двух типов: шатровая и амбаром. Она строилась примерно на одну треть выше самого большого в деревне дома. Были и небольшие мельницы – толчеи, чаще всего шатровые. Мельницу рубили где-нибудь вблизи деревни, на открытом пригорке.

В. Белов. «Лад». Москва. «Молодая гвардия». 1982 год.

* * *

 

Аллар ван Эвердинген.
«Водяная мельница (Скандинавский пейзаж)».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

"Аллар ван Эвердинген. "Водяная мельница (Скандинавский пейзаж)". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Альбрехт Альтдорфер.
«Горный пейзаж с водяной мельницей».
1522.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Альбрехт Альтдорфер. "Горный пейзаж с водяной мельницей". 1522. Национальная галерея искусств, Вашингтон.


Арт ван дер Нер.
«Пейзаж с мельницей».

Арт ван дер Нер. Пейзаж с мельницей.

 

Василий Дмитриевич Поленов.
«Старая мельница».
1880.

Василий Поленов. Старая мельница. 1880.

 

Винсент Ван Гог.
«Водяная мельница в Геннепе».
1884.
Музей Северного Брабанта, Хертогенбос.

Винсент Ван Гог. "Водяная мельница в Геннепе". 1884. Музей Северного Брабанта, Хертогенбос.

 

Винсент Ван Гог.
«Водяная мельница в Геннепе».
1884.
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Винсент Ван Гог. "Водяная мельница в Геннепе". 1884. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

 

Винсент Ван Гог.
«Водяная мельница в Опветтене».
1884.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог. "Водяная мельница в Опветтене". 1884. Частная коллекция.

 

Винсент Ван Гог.
«Ветряная мельница на Монмартре».
1886.
Сгорела в пожаре в 1967 году.

Винсент Ван Гог. "Ветряная мельница на Монмартре". 1886. Сгорела в пожаре в 1967 году.

С этими словами юноша подбросил палку и, перехватив ее посередине, угрожающе завертел ею в воздухе. Этот прием назывался moulinet (Мельница (франц.).), потому что вертящаяся палка напоминала вращение крыльев ветряной мельницы.

Вальтер Скотт. «Квентин Дорвард».

* * *

 

Винсент Ван Гог.
«Вид на Монмартр с мельницами».
1886.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Винсент Ван Гог. "Вид на Монмартр с мельницами". 1886. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

 

Винсент Ван Гог.
«Старая мельница».
1888.
Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Баффало.

Винсент Ван Гог. "Старая мельница". 1888. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Баффало.

 

Владимир Егорович Маковский.
«Ветряная мельница».
1881.
Частная коллекция, Москва.

Владимир Егорович Маковский. "Ветряная мельница". 1881. Частная коллекция, Москва.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Мельница в поле».
1861.

Иван Шишкин. Мельница в поле. 1861.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Заброшенная мельница».
1890.

Иван Шишкин. Заброшенная мельница. 1890.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Мельница в лесу. Преображенское».
1897.

Иван Шишкин. Мельница в лесу. Преображенское. 1897.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Ветряная мельница на берегу моря».
1837.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Иван Айвазовский. Ветряная мельница на берегу моря. 1837.

Вы, конечно, помните, чем завершился достопамятный бой героя бессмертного романа Мигеля Сервантеса. Только Рыцарь Печального Образа успел вонзить копьё в «великана» - крыло ближайшей мельницы, как оно повернулось, да с такой силой, что копьё разлетелось в щепки, а сброшенный со своего верного Росинанта Дон-Кихот грянулся оземь. Так плачевно закончился первый описанный в художественной литературе конфликт между человеком и машиной. И символично, что человеком, посрамлённым в этом конфликте, выступил рыцарь, а машиной – ветряная мельница. Ведь именно рыцари, возвращавшиеся домой из крестовых походов, в XI-XII веке привезли в Западную Европу первые сведения об увиденных ими на востоке ветряных мельницах, именно они поспешили воспользоваться технической новинкой для извлечения доходов из самого воздуха – во многих феодальных владениях сеньоры стали торговать «правом на ветер», то есть правом строить ветряные мельницы. А последние сыграли не последнюю роль в развитии экономики стран. Например, спустя 400 лет могущественная Испания, владевшая третью известного тогда мира, не смогла удержать в повиновении маленькую Голландию, и всё потому, что та построила своё промышленное могущество на силе ветра, приводившего в движение её корабли и ветряные мельницы…

Г. Котлов. «Великаны, одолевшие Дон-Кихота». «Техника – молодёжи» №12 1980 год.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Мельница на берегу моря».
1851.
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Феодосия.

Иван Айвазовский. Мельница на берегу моря. 1851.

Выпечка хлеба была и всегда будет насущной задачей человечества, поэтому неудивительно, что ветровые двигатели прежде всего приспособили для помола зерна, а первые ветряные мельницы – предельно простые, дешёвые, не привязанные к рекам и везде находящие нужную для работы энергию – с самого начала успешно конкурировали с водяными. Но ценное достоинство ветра – повсеместность – сопровождается и существенным недостатком: непостоянством направления и скорости. В отличие от водяных мельниц, могущих оставаться неподвижными относительно постоянно текущего потока, ветряные должны «ловить ветер», поворачиваясь так, чтобы крылья были перпендикулярны к потоку.

Г. Котлов. «Великаны, одолевшие Дон-Кихота.» «Техника – молодёжи» №12 1980 год.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Пейзаж с ветряными мельницами».
1860.
Частная коллекция.

Иван Константинович Айвазовский. "Пейзаж с ветряными мельницами". 1860. Частная коллекция.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца».
1862.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Иван Айвазовский. Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. 1862.

Но страной , где ветряные мельницы достигли особого распространения и развития, стала, конечно, Голландия, создавшая настоящую «ветряную цивилизацию».

В XVI веке, когда не было ни паровых машин, ни двигателей внутреннего сгорания, голландцы, лишённые сколько-нибудь значительных источников водяной энергии, нашли ей замену в дующей над территорией их идеально плоской страны ветрах. Ветряные мельницы не только смалывали всё потребляемое в стране зерно (каждая вполне удовлетворяла нужды 2 тыс. человек), но и перерабатывали огромную массу грузов, привозимых голландскими судами из разных уголков земного шара. В дополнение к мукомольным мельницам, первое документальное упоминание о которых относится к 1274 году, в 1582 году появляется первая маслобойка, в 1586 году – бумагоделательная мельница, а в 1592 – лесопильная. С 1600-х годов ветряные мельницы становятся энергетической базой быстро капитализирующейся Голландии, и в середине XIX века в одной только провинции Заан, тянущейся узкой полосой вдоль берега Северного моря, действовало около 1000 этих агрегатов – с их помощью выделывались доски, бумага, масла, краски, известь, мел, на них смалывались какао, нюхательный табак, перец, горчица, дубовая кора и т. д. Но главным потребителем энергии ветра в этой стране была не мукомольная и не обрабатывающая промышленность.

О голландцах говорят, что они создали даже почву, на которой живут, - и это действительно так: значительная часть территории современных Нидерландов лежит ниже уровня моря. Сейчас трудно себе представить те грандиозные бедствия, которые коварная водная стихия обрушивала на маленький народ. До начала XV века равнины Голландии со зловещим постоянством подвергались наводнениям, которые разрушали десятки городов и деревень, уносили тысячи человеческих жизней. Лишь с 1400-х годов начались грандиозные работы по отвоеванию земель у моря, и это стало возможным благодаря тому, что голландцы сумели заставить работать против морской стихии воздушную… Мельницы использовались для откачки воды и при осушении.

Г. Котлов. «Великаны, одолевшие Дон-Кихота.» «Техника – молодёжи» №12 1980 год.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Дом на ферме и мельница в лунном свете».
1863.
Частная коллекция.

Иван Константинович Айвазовский. "Дом на ферме и мельница в лунном свете". 1863. частная коллекция.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Мельница лунной ночью».
1876.
Частная коллекция.

Иван Константинович Айвазовский. "Мельница лунной ночью". 1876. Частная коллекция.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Мельница на берегу реки. Украина».
1880.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Иван Айвазовский. Мельница на берегу реки. Украина. 1880.

…Развитие ветряных мельниц в Голландии достигло кульминации в 1850 году, когда их число достигло 9000. Появление новых источников энергии как будто положило конец «ветряной цивилизации». За 110 лет количество ветряных мельниц уменьшилось здесь в 10 раз: в 1960 году их осталось всего 991…

Г. Котлов. «Великаны, одолевшие Дон-Кихота.» «Техника – молодёжи» №12 1980 год.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Закат. Мельница».

Иван Айвазовский. Закат. Мельница.

С ветряными мельницами связано немало занятных историй.  В Голландии, например, люди обучили мельницы разговаривать и даже издали справочник языка мельниц. Каждое положение крыльев при этом имеет своё значение. Если хозяин установил крылья в виде Х, значит, в его доме радость. Какая же? На крыле красная отметина – родился сын, синяя – дочка замуж выходит. Если крылья стоят крестом, а на верхнем крыле зелёная отметина – мельница временно не работает. Во время войны против испанского гнёта крылья мельниц передавали приказы Вильгельма Оранского, сообщали о передвижениях врага.
Даже во время второй мировой войны ветряки состояли на военной службе. С их помощью по определённой системе союзникам передавали необходимые сведения. Поэтому оккупанты сжигали действующие ветряки. Но крестьяне ловко скрывали, что мельницы исправны.

А. Буткевич. «Язык ветряных мельниц». «Техника – молодёжи». 1975 год.

* * *

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Мельница».

Иван Айвазовский. Мельница.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Зимний пейзаж с мельницей».
1884.

Исаак Левитан. Зимний пейзаж с мельницей. 1884.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Осень. Мельница. Плёс.»
1888.

Исаак Левитан. Осень. Мельница. Плёс. 1888.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Водяная мельница».

Исаак Левитан. Водяная мельница.

 

М. Фостер.
«Старая мельница».

М. Фостер. Старая мельница.

 

О. Соколова.
«Старая мельница в Михайловском».
1999.

О. Соколова. Старая мельница в Михайловском. 1999.

 

Поль Сезанн.
«Мельница в Понтуазе».

Поль Сезанн. Мельница в Понтуазе.

 

Рембранд Харменс ван Рейн.
«Мельница».
1641.

Рембрандт ван Рейн. Мельница. 1641.

 

Русана Георгиевна Наливайко.
«Бугровская мельница».
1999.

Русана Георгиевна Наливайко. "Бугровская мельница". 1999.

 

Франсуа Буше.
«Мельница».
1751.

Франсуа Буше. Мельница. 1751.

 

Хендрик ван Аверкамп.
«Зимняя сцена с мельницей и фигурами на замерзшей реке».
Частная коллекция.

Хендрик ван Аверкамп. "Зимняя сцена с мельницей и фигурами на замерзшей реке". Частная коллекция.

 

Эжен Буден.
«Ветряные мельницы и канал возле Дордрехта».

Эжен Буден. "Ветряные мельницы и канал возле Дордрехта".

 

Эжен Буден.
«Кайе, ветряная мельница в сельской местности. Утро.»

Эжен Буден. "Кайе, ветряная мельница в сельской местности. Утро".

 

Эжен Буден.
«Мельница, Сен-Сенери».

Эжен Буден. "Мельница, Сен-Сенери".

 

Эжен Буден.
«Прибрежный пейзаж с перевозкой и ветряной мельницей вдали».
1858.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Эжен Буден. "Прибрежный пейзаж с перевозкой и ветряной мельницей вдали". 1858. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.