Лес в живописи

 

Алексей Кузьмич Денисов-Уральский.
«Лесной пожар».
1897.

Алексей Кузьмич Денисов-Уральский. "Лесной пожар". 1897.

Лес:

1. Деревья, стоящие во множестве на корню, а также пространство, обильно заросшее деревьями.
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. Тургенев. Лес и степь.)
2. Срубленные деревья как строительный, поделочный и т. п. материал. Коростелев увидел аккуратным штабелем сложенныйлес – материал для стройки, отборный материал, чистое сокровище. (Панова. Ясный берег.)

Тёмный лес – о чём-либо совершенно непонятном или совсем незнакомом для кого-либо.
Глядеть (или смотреть) в лес – тяготясь местом работы или местом пребывания, намереваться его оставить, покинуть.
Как (словно) в (тёмном) лесу – в полном неведении, не понимая, не разбираясь в чём-либо.
Кто в лес, кто по дрова – о неслаженных, несогласованных действиях.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1982 год.

* * *

 

Андрей Шильдер.
«Берёзовый лес».
1908.

Андрей Шильдер. Берёзовый лес. 1908.

В последние годы царствования Петра в разных городах учреждены были (6 апреля 1722 года) вальдмейстеры для сбережения лесов. Главное внимание обращено было, как и прежде на окрестности больших рек и озёр, в особенности на линии от устья Оки вниз по Волге и по рекам, впадающим в Волгу; во всех дачах, чьи бы они ни были, запрещалось владельцам рубить лес даже для собственных нужд. После тяжёлых пеней за две последовательные порубки лесов, за третью следовало наказание кнутом и ссылка на галеры на 20 лет.

Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.

* * *

 

Андрей Николаевич Шильдер.
«Ручей в лесу».
1906.

Андрей Николаевич Шильдер. "Ручей в лесу". 1906.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
                                    
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Ф. Тютчев.
31 декабря 1852.

* * *

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«В Булонском лесу».
1899-1900.

Анри де Тулуз-Лотрек. "В Булонском лесу". 1899-1900.

При относительном развитии заводской и фабричной деятельности государь желавший сохранить леса в России, стал заботиться о добывании другого топлива, кроме дров. По донесению подьячего Капустина, Пётр велел отправить людей на Дон в казачьи городки, в Синие Горы в Белогорье, для раскопки каменного угля на трёхсаженной глубине и более.

Н. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.

* * *

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Всадники в Булонском лесу».
1888.
Частная коллекция.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Всадники в Булонском лесу". 1888. Частная коллекция.

Муравьи – наиболее ревностные защитники леса в наших умеренных широтах. В первую очередь это касается рыжих лесных муравьёв.

С этой ролью муравьёв люди были знакомы давно. Да и как можно было не обратить внимания на удивительные и многократно повторяющиеся факты: при вспышках массового размножения таких вредителей, как пилильщики, совки, пяденицы, в погибающем, с начисто объеденными кронами деревьев и кустарников лесу резко выделяются участки здоровой зелени вокруг муравейников! Учёный лесничий Пётр Перелыгин писал в 1838 году в книге «Лесоохранение, или Правила сбережения растущих лесов: «Первые истребители личинок насекомых есть муравьи. Они неустанно преследуют всякого рода личинок. Личинка мечется, бьётся, дабы избежать своих неприятелей, которые, наконец, совершенно её умерщвляют. На дерево, у корня которого находится муравьиная куча, ни одна личинка… взлезть не посмеет».

В. Краснопевцев. «Братья меньшие» вчера и сегодня. «Лениздат». 1991 год.

* * *

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Мужчина и женщина на прогулке в лесу».
1901.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Мужчина и женщина на прогулке в лесу". 1901.

Правительству преемников Петра Великого приходилось только повторять узаконения о лесах. В царствование его дочери мы встречаем ряд распоряжений в этом смысле. В видах сбережения лесов запрещено было в 1744 году в Москве строить вновь деревянные дома, а в 1748 и 1755 годах около Москвы на 200 вёрст кругом изгоняли стеклянные и железные заводы и даже винокурни, содействовавшие уменьшению лесов. Выделка смолы, хотя издавна приносила немалый доход казне, но признаваемая вредною для лесов, допускалась только в Малоросии, около Чернигова и Стародуба, и в северной земле, в брянских лесах.

Для сбережения лесов уничтожили соляные промыслы в Балахне и Соль-Галиче, оставили только тотемскую и элтонскую соль.

Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.

* * *

 

Аполлинарий Михайлович Васнецов.
«Лесная тропинка. Абрамцево».
1885.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. "Лесная тропинка. Абрамцево". 1885.

Такие же распоряжения, какие издавались Петром I о сбережении лесов, появлялись и при Анне Ивановне, хотя с меньшей суровостью. Их повторение казалось тем необходимее, что русские люди, со смертью Петра I перестали бояться взыскания за невнимание к сбережению лесов и начали истреблять их. Кроме произвольной, хищнической порубки, леса истреблялись от пожаров на широкие пространства. Около самого Петербурга лесные пожары свирепствовали в таком размере, что императрица принуждена была писать к генералу Ушакову, начальнику Тайной полиции, чтоб он принял меры к избавлению её величества от дыма и копоти в её дворцах петербургском и петергофском, и Сенат выслал отряды солдат тушить пылавшие леса. Что касается до прекращения самовольной рубки лесов, то в 1730 году составлена была опись всем заповедным лесам в государстве, которые предположено было сберегать для казённых построек. Положено было считать заповедными леса, растущие вдоль Волги, вниз до Нижнего Новгорода на обе стороны от берегов расстоянием на 100 вёрст, а также и в других местах около больших рек и озёр.

Н. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.

* * *

 

Аркадий Рылов.
«В лесу».
1905.

Аркадий Рылов. В лесу. 1905.

Михаил Ильич Кузнецов, замечательный знаток материально-бытовой культуры русского Севера, пишет: «Редкий случай, когда житель Севера, проживающий в окружении леса, не найдет возможности заменить металл деревом. Чего нет в ельнике, в приречных ивовых и черемуховых зарослях, он непременно находил в березовой роще. Это для него обширная кладовая, где было все, что ему надо: полоз, вилы, грабли, топорище, оглобля, черенок, коромысло и любых размеров, стройная, еще не успевшая побелеть березка. Из березовых виц плели канаты, пачужки к сохе. Делали кольца от ювелирно малых размеров до полуметрового диаметра. Такими перевитыми, свернутыми в кольцо березовыми вицами связывали бревна при сплотке перед сплавом. Кольца требовались чаще всего и очень много. Так, для устройства качелей их надо было 6-8 штук, для дровней 18-20, для бороны более 50 штук и т. д.».

Лесные освоенные угодья назывались по-разному: гари, подсека, лядина, полянка, стожье, курья. Все это имело еще и собственные имена, порою довольно поэтические. Дикий и дальний лесной пейзаж, облагороженный покосом, уютным мостиком через ручей, лавами через чистую то каменистую, то спокойно-осоковую речку, становился таким же родным, как и все находящееся близко от дома. Поперечная гать через болотину в дальней дали вызывает ощущение надежности, устойчивости бытия. Костер дров или поленница в лесу действуют успокаивающе, если заблудишься. Мотушка ивового корья, затесь* (* Затеси через несколько лет «заплывали», березовая рана зарастала, затягивалась с обеих сторон двумя наплывами. Эти наплывы отличались особой прочностью и назывались рубцами, из которых изготовляли грабли. Хозяйственные крестьяне делали затеей специально для будущих поколений, наплыв или рубец вырастал уже после смерти затесчика) на молодой березе, знакомый пенек или валежина - все это крепило незримые связи человека с природой.

Василий Белов. «Лад». Москва, «Молодая гвардия». 1982 год.

* * *

 

Василий Игоревич Нестеренко.
«Уголок осеннего леса».
2000.

Василий Нестеренко. Уголок осеннего леса. 2000.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!»

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила для новой весны.

Аполлон Майков.
1864.

* * *

 

Винсент Ван Гог.
«Лесная тропа».
1887.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог. "Лесная тропа". 1887. Музей Ван Гога, Амстердам.

Со времён Дарвина считалось: лес – арена ожесточённой борьбы не на жизнь, а на смерть. Каждая былинка здесь стремится отнять у соседей влагу, свет, воздух, чтобы самой процветать на их трупах. Оказалось, ничего подобного. Обитатели лесов не борются между собой. Наоборот, кооперируются.

Это выяснили британские и канадские исследователи после многих лет напряжённой работы. Главный их вывод – лес живёт сложной жизнью. Имеет естественную сеть коммуникаций, своеобразный Интернет, с помощью которого между растениями происходит обмен информацией. Эта единая коммуникационная сеть расположена под землёй, объединяя все деревья и кустарники разных пород.

То, что растения обмениваются информацией, предупреждают друг друга о грозящей опасности от человека или насекомых-вредителей было известно давно. Но как происходит обмен информацией. Оказалось, носитель информации – грибок микориза, который растёт на волокнах корней. А значит, и вся информационная сеть находится под землёй.
Учёным удалось установить, что с помощью микоризы осуществляется даже перенос питательных веществ от растения к растению. Причём не безадресно, а строго по потребности: лиственные деревья, у которых интенсивней идёт фотосинтез, отдают «излишки» хвойным собратьям, у которых фотосинтез идёт медленно. А этому предшествует обмен информацией: хвойные деревья сообщают, что им не хватает питания и лиственные тут же приходят на помощь.

К. Бутусов. «Один для всех и все для одного». «Чудеса и приключения» №4 2005 год.

* * *

 

Винсент Ван Гог.
«Плющ в лесу».
1889.

Винсент Ван Гог. "Плющ в лесу". 1889.

В последние годы установлено: корни растений, составляющих лес, сращиваются между собой, образуя общую сеть, по которой происходит не только перераспределение питательных веществ для поддержания ослабленных растений, но и энергоинформационный обмен. Вот какое удивительное открытие сделано не так давно в африканской саванне. Когда стадо антилоп набредает на заросли акации и начинает поедать листья какого-нибудь куста, все остальные кусты тут же вырабатывают фермент, благодаря которому клетчатка акации становится несъедобной!

С. Дерябин. «Зелёный сфинкс». «Чудеса и приключения» №12 2003 год.

* * *

 

Григорий Григорьевич Мясоедов.
«Лесной ручей. Весной».
1890.

Григорий Григорьевич Мясоедов. "Лесной ручей. Весной". 1890.

Лес

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой,
Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.

Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины тёмные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались…

Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.

И вот я снова прихожу
К тебе с тоской моей бесплодной,
Опять на сумрак твой гляжу
И голос слушаю свободный.
И может быть, в твоей глуши,
Как узник, волей оживленный
Забуду скорбь моей души
И горечь жизни обыденной.

Иван Никитин.
1849.

* * *

 

Густав Карл Людвиг Рихтер.
«Родник в лесу около Аричии».

Густав Карл Людвиг Рихтер. "Родник в лесу около Аричии".

Когда попадаешь в незнакомый, а зачастую даже знакомый лес, стоит тебе сойти с известной тропинки, и в скором времени начинаешь терять ориентировку. Это факт общеизвестный. Но вот что странно (и это подтвердили почти все мои собеседники). Человек не просто перестаёт понимать, куда ему идти, - это было бы ещё полбеды, - а у него возникает стойкое, почти маниакальное желание идти в определённом направлении. И ощущение это неизменно оказывается ложным! Поэтому я давно установил для себя железное правило: идёшь в лес – бери с собой компас. Впрочем, явление это на Руси объяснялось просто: «Леший кружит». И все дела.

Это лесное коварство проявляется с завидным постоянством и от настроя посетителя зависит только продолжительность наваждения. Получив первоначальный ложный импульс, человек идёт в глубь леса, затем траектория движения искривляется, превращаясь в замкнутую кривую. Чем больше отрицательных эмоций исходит от человека, тем больше он этих кругов нарезает. Конечно, искривление траектории можно объяснить разностью длины шагов в отсутствии ориентации, однако как объяснить удивительное свойство неизменного возвращения в одно и то же место? Это кажется смешным, но даже солнце, просвечивающее сквозь ветки, в ситуации, когда ты твёрдо знаешь, на какую сторону света тебе нужно выбираться, почему-то совсем не помогает. А уж мысль вглядываться в мох на стволах кажется и вовсе никчёмной. Тем не менее в определённый момент круг блуждания размыкается и бедолага оказывается на какой-нибудь тропинке, которая куда-нибудь из леса и выводит. Мне не раз приходилось садиться на поваленное дерево и преодолевая наваждение просто заставлять себя поверить компасной стрелке и отказаться от своего ощущения направления.

С. Дерябин. «Зелёный сфинкс». «Чудеса и приключения» №12 2003 год.

* * *

 

Елена Дмитриевна Поленова.
«У опушки леса. Купальницы».
1885.

Елена Дмитриевна Поленова. "У опушки леса. Купальщицы". 1885.

А площадь лесов на территории Московской области при Иване Грозном была ровно вдвое меньшей, чем сегодня.
В Европе, поскольку климат там больше благоприятствовал жизни и, соответственно, размножению, ситуация была еще хуже. Загляните в какой-нибудь школьный географический атлас на страницу, где показаны зоны растительности на континентах. Судя по этой карте, практически по всей Европе простирается зона тайги и смешанных лесов.

Где же они в реальности? Сегодняшняя Европа – равнина с редколесьем. Все леса свели еще в Средневековье. Варвары, нападавшие на Рим, жили в глухих лесах. Прошла тысяча лет – и никаких тебе лесов. Ландшафт полностью изменился. Все срубили, расчищая место под жилье и сельхозугодья. Доходило до того, что английские феодалы казнили крестьян за срубленное в своей дубраве дерево. Благо в Европе зимой относительно тепло и в отоплении нет сильной нужды.
Но ведь и на баню дров не хватало! Европа завшивела. Чумные эпидемии неоднократно выкашивали от трети до половины населения, естественным образом регулируя его численность.

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны».

* * *

 

Ефим Волков.
«В лесу. По весне».
1877.

Ефим Волков. "В лесу. По весне". 1877.

Все, что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства, словно бы на откуп отдавалось взрослым мужчинам. Были, конечно, случаи, когда с топором на угол садилась женщина, но это считалось ненормальным, что и отражено в пословице: «Бабьи города недолго стоят».

С лесом накрепко связано и устройство многообразного крестьянского инвентаря: как полевого, так и домашнего. Вся посуда, вся утварь вплоть до детских игрушек создавалась мужскими руками.

В. Белов. «Лад». Москва. «Молодая гвардия». 1982 год.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона».
1878.

Илья Ефимович Репин. Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона".

 

Илья Ефимович Репин.
«Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу».
1891.

Илья Ефимович Репин. "Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу". 1891.

 

Карл Блехен.
«Лесная тропинка возле Шпандау».

Карл Блехен. "Лесная тропигка возле Шпандау".

 

Карл Павлович Брюллов.
«Девушка в лесу».
1851-1852.

Карл Павлович Брюллов. "Девушка в лесу". 1851-1852.

 

Клавдий Васильевич Лебедев.
«Сострунка медведя в лесу».
1907.

Клавдий Васильевич Лебедев. "Сострунка медведя в лесу". 1907.

Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

А. Пушкин. «Евгений Онегин».

* * *

 

Константин Яковлевич Крыжицкий.
«Лесные дали».

Константин Яковлевич Крыжицкий. "Лесные дали".

 

Михаил Иванович Авилов.
«Партизаны в белорусских лесах».
1951.
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева.

Михаил Иванович Авилов. "Партизаны в белорусских лесах". 1951. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева.

 

Михаил Константинович Клодт.
«Лесная даль в полдень».
1878.

Михаил Константинович Клодт. "Лесная даль в полдень". 1878.

 

Отто Марсеус ван Скрик.
«Лесная поляна со змеёй, ящерицами и насекомыми».
Около 1650-1678.

Отто Марсеус ван Скрик. "Лесная поляна со змеёй, ящерицами и насекомыми. Около 1650-1678.

 

Поль Дельво.
«Пробуждение леса».
1939.

Поль Дельво. "Пробуждение леса". 1939.

 

Фёдор Александрович Васильев.
«Болото в лесу. Осень».

Фёдор Александрович Васильев. "Болото в лесу. Осень".

 

Франсуа Фламенг.
«Наполеон I на охоте в лесу Фонтенбло в 1807 году».
Около 1899.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франсуа Фламенг. "Наполеон I на охоте в лесу Фонтенбло в 1807 году". Около 1899. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Франц Ксавер Петтер.
«Полевые цветы и грибы в лесу».

Франц Ксавер Петтер. "Полевые цветы и грибы в лесу".

 

Эдгар Дега.
«Пруд в лесу».
Около 1867-1868.

Эдгар Дега. "Пруд в лесу". Около 1867-1868.

 

Эдуард Мане.
«Гонки в Булонском лесу».
1872.
Частная коллекция.

Эдуард Мане. "Гонки в Булонском лесу". 1872. Частная коллекция.

 

Элиас ван ден Брук.
«Лесной пейзаж с чертополохом, грибами, мотыльками, ящерицей и змеями».

Элиас ван ден Брук. "Лесной пейзаж с чертополохом, грибами, мотыльками, ящерицами и змеями".

 

Ю. Смахтин.
«Март в лесу».

Ю. Смахтин. "Март в лесу".

 

Юлий Юльевич Клевер.
«Закат в лесу».
1912.

Юлий Юльевич Клевер. "Закат в лесу". 1912.

 

ЛЕС

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.