Марсель Лендер.

Из книги Анри Перрюшо "Жизнь Тулуз-Лотрека".

 

Но у Лотрека появилось новое страстное увлечение - Марсель Лендер.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Стоящая Марсель Лендер.
1895.

Анри де Тулуз-Лотрек. Стоящая Марсель Лендер. 1895.

 

Светская хроника воспевала изящество, изысканность Марсели Лендер, ее «роскошные, с безукоризненным вкусом подобранные» (*«Ле рир», 16 февраля 1895 года.) туалеты. И раньше еще певица не раз привлекала внимание Лотрека. В нескольких своих литографиях он изобразил ее на сцене. С февраля она играла в «Варьете» в модной со времен Оффенбаха оперетте-буфф «Хильперик», юмор которой очень нравился Лотреку. Марсель Лендер исполняла роль королевы Гальсвинты и с большим изяществом танцевала фанданго и болеро. Лотрек был покорен ею. Двадцать раз подряд он таскал с собой в театр Коолюса и садился всегда на одно и то же кресло - в первом ряду, слева.

Он без конца делал наброски в своей тетради для этюдов. А когда Коолюс, которому надоело каждый вечер слушать одну и ту же песенку:
    
    Уже бьет десять, час настал,
    Сейчас проснется его милость.
    Даст Бог, ему такое снилось,
    Чтоб счастлив и доволен встал! -
    
спросил Лотрека, «зачем он так настойчиво пичкает его этой примитивной лирикой», художник ответил, что он ходит на спектакли только ради того, чтобы увидеть спину Лендер. «Ты только посмотри на ее спину, тебе не часто приходилось видеть такое великолепие. Она роскошна».

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Марсель Лендер, кланяющаяся на сцене.
1895.

Анри де Тулуз-Лотрек. Марсель Лендер, кланяющаяся на сцене. 1895.

 

И Лотрек сделал несколько литографий: «Лендер танцует», «Лендер со спины», «Лендер анфас», «Лендер кланяется», «Поясной портрет Лендер». Немецкий журнал «Пан» заказал ему литографию «Марсель Лендер», и он задумал - хотя, пожалуй, это была слишком сложная затея по техническим причинам - выполнить ее в восьми цветах.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Актриса Марсель Лендер.
1895.

Анри де Тулуз-Лотрек. Актриса Марсель Лендер. 1895.

 

Однако все это было лишь подготовительным этапом.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте «Хильперик».
1895.

Анри де Тулуз-Лотрек. Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте "Хильперик". 1895.

 

На его мольберте в мастерской стоял большой холст - метр сорок пять на полтора метра, на котором он писал картину «Марсель Лендер, танцующая болеро в „Хильперике“». Здесь он использовал все свои театральные наблюдения.

 

Анри де Тулуз-Лотрек.
Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте «Хильперик». Фрагмент.
1895.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте "Хильперик". Фрагмент. 1895.

 

Марсель Лендер обычно ужинала после спектакля в кафе «Вьёль» на Больших бульварах. Однажды вечером (*Из воспоминаний Марсели Лендер, записанных Сильвеном Бонмариажем.) она увидела, как в кафе вошел Лотрек в сопровождении Жюля Ренара и владельца «Матен» Альфреда Эдварда. Художник сел против своей модели. Его поведение явно смущало актрису. Если бы он хотел вызвать у нее неприязнь, он должен был бы держаться именно так. Ни одного комплимента, даже, скорее, враждебность. Театр? Да цирки и кафешантаны куда интереснее! Когда метрдотель спросил Лотрека, что ему подать, тот ответил: «Копченую селедку». Ах, во «Вьёле» нет копченой селедки? Ладно, тогда пусть принесут ветчины и банку корнишонов. «И еще, пожалуйста, пришлите виночерпия, да поскорее. Меня мучает жажда». Лотрек съел корнишоны, залпом, как все алкоголики, рюмка за рюмкой, запивая их бургундским.

Он острил, говорил колкости. Он не рисовал, а только разглядывал актрису, да так назойливо, что ей становилось не по себе. Он трижды приходил в кафе во время ее ужина. В результате этих посещений родились «Лендер, одетая по-городскому», «Лендер сидит…». Актриса недоумевала, чем объяснить такое внимание художника к ней, почему он все время вертится около нее. Она не понимала, что его привлекает в ней именно то, что она некрасива. Однажды он послал ей букет белых роз и попросил назначить ему свидание. Он пообедал у нее, потом прошел в ее артистическую, но ни словом не обмолвился о картине, которую писал. Он приходил на каждый спектакль и, сидя в первом ряду, впивался острым взглядом в свою жертву.

Спустя несколько недель полотно, плод кропотливой подготовительной работы, было закончено.

Возможно, Лотрек и подарил бы картину актрисе, но Марсель Лендер, как и большинство женщин - Джейн Авриль и Полер были в этом смысле исключением, - относилась к лишенной галантных прикрас живописи Лотрека без особого энтузиазма (*«Это ужасный человек!» - воскликнула однажды Марсель Лендер, когда кто-то из ее близких заговорил с ней о таланте Лотрека. Но, спохватившись, тут же добавила: «Ко мне он хорошо относится… Но что касается портрета, то я с вами не согласна…» (из книги «Танцы на каталонской лужайке» Альбера Фламена).). Лотрек подарил было картину Полю Леклерку, но тот не захотел лишить художника этого великолепного произведения искусства, в котором его талант достиг апогея.

 

ПЕРСОНЫ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.