Изба

в живописи и литературе

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с избушкой».
1866.

Алексей Саврасов. Пейзаж с избушкой. 1866.

Изба:

1. Деревянный крестьянский дом.
Изба Игната стояла на выгоне. (Чехов. Нахлебники.)
2. Внутреннее помещение крестьянского дома; жилое помещение.
Антон припёр как можно плотнее дверь из крылечка в избу. (Григорович. Антон-Горемыка.)
3. Ист. Присутственное место, канцелярия.
Посольская изба. Съезжая изба.

Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1981 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Кутузовская изба в Филях».
1860-е.

Алексей Кондратьевич Саврасов. "Кутузовская изба в Филях". 1860-е.

Изба (от древнерусское истьба, праславянское *jъstъba, прагерманское *stuba, позднелатинское *extufa – тёплое помещение, баня; на юге России, в Украине и Белоруссии – хата), традиционное срубное жилище у народов Восточной Европы и Сибири. Срубная техника домостроительства известна в Восточной Европе по крайней мере с 1-го тысячелетия до н. э. (времени распространения топора). До 1-го тысячелетия н. э. в Восточной Европе преобладали землянки со срубными или каркасными стенами. В 1-м тысячелетии н. э. на северо-западе (в Новгородской и Псковских землях, верховьях Волги, Днепра и Западной Двины) появляются наземные срубные дома, ставшие к 12-13 векам господствующим типом жилища в лесной и к 14-15 векам – в лесостепной полосе; полуземлянки сохранились в основном только у беднейшего населения. В дальнейшем сохранилась тенденция поднимать постройку над землёй – чем дальше к северу, тем выше; наличие и высота подпола («подклета») стали одним из главных различительных признаков северного, центрального и южнорусского типов избы.

Большая Российская энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2008 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с избушкой».
1860-е.

Алексей Саврасов. Пейзаж с

Для строительства использовались хвойные (в основном сосна, реже ель), на юге также лиственные породы деревьев. При постройке избы геометрический центр отмечали деревцем (елью или берёзой) с иконой.

Большая Российская энциклопедия. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2008 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Весенний пейзаж с избой».
1890-е.

Алексей Саврасов. Весенний пейзаж с избой. 1890-е.

В избе

Невесёлая картина:
Дождь стучит в окно,
Чуть горит в светце лучина,
По углам темно.

Стены мокрые от пота,
Каплет с потолка;
Здесь живёт нужда-забота,
И тоска, тоска

Людям душу надрывает
Дни и круглый год.
У светца старик зевает,
Молча крестит рот;

Рядом в грязной рубашонке
Внук его сидит.
Старый дедушка ребёнку
Сказку говорит,

Мир волшебный открывает
Перед ним, шутя,
И под сказку засыпает
Малое дитя.

В избу сноп внесла соломы
Горемыка мать,
Постлала и от истомы
Стала засыпать.

Лишь отцу его не спится,
Он сидит угрюм
И не может позабыться
От тяжёлых дум.

С. Д. Дрожжин.
5 января 1882.

* * *

 

Василий Григорьевич Перов.
«Ночью в избе».
Эскиз для «Спящие дети».

Василий Перов. Ночью в избе. Эскиз для "Спящие дети".

Я вошел в несколько крестьянских изб. Самое ужасное в них был пол: он был какой-то сломанный по середине; дерево как-то не различишь от земли. Всё невообразимо сорно, загрязнено, тесно и душно. Огромные, почти над всей избой, полати представляют основу сна, а огромная в пол-избы печь представляет основу еды. Еда и сон и труд – это всё! Вдали, в перспективе – храм, крестный ход, праздник. Редкий наряд деревни, которая так и любит праздники: не за то, что они дают простор лени (народ – трудолюбив), а что они как бы являют единственный цветной кусочек материи, вшитой в сплошное рубище.

Василий Розанов. «Тёмный Лик».

* * *

 

Василий Иванович Суриков.
«Изба».
1873.

Василий Суриков. Изба. 1873.

Что представляла собой русская изба, например? Низкое однокомнатное сооружение, крытое соломой. Про отсутствие потолка уже сказали. Пол зачастую был земляным. Входная дверь – редко выше метра, а иногда встречались двери и по полметра! Типичная русская изба до XIX века топилась по-черному. Окон в этом странном сооружении не было. Дым выходил в так называемые волоковые оконца размером в полбревна. О постельном белье и даже матрацах и перинах крестьяне долгое время вообще представления не имели, спали на дерюге и соломе. В одной «комнате» вповалку спали на лавках и полатях 8-10 человек. Здесь же находилась скотина – куры, свиньи, телята… Воображение зарубежных путешественников поражали свисающие с полатей головы, ноги, руки. «Мне ежеминутно казалось, что они свалятся на пол», – писал исследователь русского быта Кокс.

Крестьяне топили печь с утра. К трем-четырем часам дня она сильно нагревалась, и весь вечер стояла дикая жара. Порой среди ночи, спасаясь от невыносимой духоты, мужики выскакивали на мороз с грудью нараспашку потные и распаренные – охолонуть. Отсюда, кстати, многочисленные болезни, простуды со смертельным исходом. Зато под утро изба выстывала настолько, что у спящих примерзали бороды к полатям. А поскольку изба топилась no-черному, везде висела длинная черная бахрома из сажи.

А запах! В непроветриваемом помещении (берегли тепло) расцветали такие миазмы, что у неподготовленных людей кружилась голова. Помните, у Хармса Пушкин зажимает нос, когда мимо проходят русские мужики? «Это ишшо ничаво, барин…»

Александр Никонов. «История отмороженных в контексте глобального потепления».

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«В избе».
1878.

Илья Репин. В избе. 1878.

 

Илья Ефимович Репин.
«В избе».
1895.

Илья Репин. В избе. 1895.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Пейзаж с избами».
1885.

Исаак Левитан. Пейзаж с избами. 1885.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Избы, освещенные солнцем».
1889.

Исаак Левитан. Избы, освещённые солнцем. 1889.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Избушка на лугу».
1880-е.

Исаак Левитан. Избушка на лугу. 1880-е.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Солнечный день. У избы».
1898.

Исаак Левитан. Солнечный день. У избы. 1898.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Избы. После захода солнца».
1899.

Исаак Левитан. Избы. После захода солнца. 1899.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Избы».
1899.

Исаак Левитан. Избы. 1899.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Избы».
1899.

Исаак Левитан. Избы. 1899.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Пейзаж с избушкой».
1899.

Исаак Левитан. Пейзаж с избушкой. 1899.

 

Николай Константинович Рерих.
«Избушка в горах».
Эскиз декорации к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Николай Рерих. Избушка в горах. Эскиз декорации к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт".

 

«Ополченец 1812 года в крестьянской избе».
Лубочная картина.

Ополченец 1812 года в крестьянской избе. Лубочная картина.

 

Ростислав Фелицын.
«На крыльце избы».
1855.

Ростислав Фелицын. На крыльце избы. 1855.

 

Серней Коровин.
«На маневрах. У избы».
1883.

Сергей Коровин. На маневрах. У избы. 1883.

 

Юлий Юльевич Клевер.
«Зимний пейзаж с избушкой».

Юлий Юльевич Клевер. "Зимний пейзаж с избушкой".

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: