Италия в живописи

 

«Бивак итальянской гвардии, 7 сентября 1812 года».
Литография по рисунку Альберта  Адама.
1827-1833.

Бивак итальянской гвардии, 7 сентября 1812 года. Литография по рисунку Альберта Адама. 1827-1833.

Италия (Italia), государство на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Кроме материковой части, занимает острова Сицилию, Сардинию и ряд более мелких островов. Население 50,5 миллиона человек (1961, перепись), в основном (98%) итальянцы. Преобладающая религия – католичество. Столица – Рим.

Самая высокая точка Апеннинского полуострова – гора Корно, 2914 м. имеются следы прежней вулканической деятельности и современные действующие вулканы (Везувий, Этна, Стромболи). Реки, стекающие с Альп (По с притоками, Адидже и др.), постоянно многоводны, регулируются озёрами (Комо, Лаго-Маджоре, Гарда), остальные (Тибр, Арно и др.) в период засухи маловодны. Леса (хвойные и лиственные) встречаются главным образом в горах.

В древности на территории Италии существовало рабовладельческое государство. После падения Западной Римской империи в конце 5 века Италия завоёвывалась остготами, Византией, лангобардами. В 8-9 веках большая часть Италии входила во Франкское государство, в 756 была основана Папская область – светское государство римских пап. С 11 века Италия стала объектом борьбы между римскими папами и германскими императорами. В результате крестовых походов (11-13 века) города Северной и Средней Италии захватили в свои руки посредническую торговлю между Западной Европой и Востоком. Венеция, Флоренция, Милан, Генуя и др. превратились в независимые республики, подчинившие себе значительные территории. В 1378 во Флоренции произошло первое в мире восстание наёмных рабочих – чомпи. В 14-15 веках в большинстве городов-государств в Италии установилась тирания – единоличная власть. С перемещением торговых путей со Средиземного моря в Атлантический океан начался упадок городских республик Италии, которая превратилась в объект борьбы между Францией, Испанией и Австрией. В конце 18 века в Италии, куда вступили французские войска, было образовано несколько зависимых от Франции республик. Итальянский поход Суворова 1799 сокрушил французское господство в Италии, но в 1800 победа Наполеона над австрийцами восстановила его. Венский конгресс 1814-1815 передал Ломбардию и Венецию Австрии и восстановил в итальянских государствах прежних монархов. Большую роль в объединении Италии сыграл народный герой Дж. Гарибальди. Его революционный поход в Сицилию и Неаполь (1860) имел решающее значение для создания в 1861 единого Итальянского королевства. В 1866 в результате австро-прусской войны, в которой Италия участвовала на стороне Пруссии, к Италии перешла Венеция. Объединение Италии завершилось в 1870, после освобождения Рима от власти римских пап. В 1915 Италия вступила в 1-ю мировую войну на стороне Антанты. По Сен-Жерменскому миру 1919 Италия получила Трентино, по Рапалльскому договору 1920 – Триест, Истрию и некоторые другие земли на Адриатике. В 1922 в Италии была установлена фашистская диктатура Муссолини. В 1940 Италия вступила во 2-ю мировую войну на стороне гитлеровской Германии. В октябре 1940 Италия напала на Грецию, в апреле 1941 на Югославию. 22 июня 1941, в день нападения Германии на СССР, Италия объявила войну СССР. 25 июля 1943 в результате побед Советской Армии над гитлеровскими войсками и роста антифашистского движения в Италии, а также в Италии, а также в связи с высадкой англо-американских войск в Сицилии режим Муссолини пал. В 1948 Италия была включена в систему «плана Маршалла».

Энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». 1963 год.

* * *

 

Борис Михайлович Козмин.
«Тихая бухта в Италии. Провинция Калабрия».
2004.

Борис Козмин. Тихая бухта в Италии. Провинция Калабрия. 2004.

Италия XIV столетия представляла собою шесть больших и множество мелких государств, постоянно враждующих друг с другом, которые никак не могли объединиться, но не потому, что не было сил, а потому, что сил было слишком много и у богатеющих городских коммун, и у знати, рвущейся к власти, и никто никому не хотел уступать.

Юг Италии, с городом Неаполем и Сицилией, занимало Неаполитанское королевство, которому какое-то время принадлежал Прованс и владения на Балканах. Впрочем, Сицилия рано выделилась в особое государство с испанской арагонской династией, а Прованс отошел к Франции. Выше него располагалась папская область, «патримоний Святого Петра». Еще севернее – Флорентийская республика, постепенно вобравшая в себя всю Тоскану, изготовлявшая лучшие в мире сукна, богатеющая и на торговле, и на финансовых операциях, банкирские дома которой хозяйничали едва ли не во всех странах Запада. Север Италии, Ломбардию, занимал Милан (позже – миланское герцогство), также стремившийся расширить свои владения за счет соседей. На западном побережье, близ Франции, узкою полосой располагалась владычица морей, Генуэзская республика Святого Георгия, а на Востоке – Венеция, вторая владычица морей. Та и другая республики господствовали на Черном и Средиземном морях, торговали, богатели, и отчаянно дрались друг с другом в спорах о наследстве поверженной и стареющей Византийской империи. Генуэзцы почти захватили Константинополь, хозяйничали в Крыму, держали торговые дворы на Москве. Сейчас можно уверенно утверждать, что и поход Мамая на Русь организовали именно генуэзцы.

А между этими шестью государствами располагалось множество мелких, подчас тоже достаточно сильных. На западе – Пиза, когда-то соперничавшая на море с Генуей, и Лукка. На востоке – Римини, Урбино, Верона, Падуя, Мантуя, Феррара, Равенна, Болонья… Все они союзничали и боролись, отбирая друг у друга земли и города. По стране прокатывались вооруженные отряды предводителей наемных дружин – кондотьеров, и никто не слушал дальновидных мыслителей, вроде того же Маккиавелли, предупреждавших, что добром это не кончится, что раздробленную Италию завоюют в конце концов сильные соседи (если не французский король, то германский император или австрийские Габсбурги), что и произошло полтора века спустя.

Да и как было – за цветением светской культуры, поэзии, живописи, зодчества, за расцветом промышленности и торговли, ростом университетов, финансовой экспансией (банкиры Италии ссужали деньгами даже английских и французских королей!), как было в век Джотто и Данте, Петрарки и Боккаччо, Донателло и Пизано, в век, когда Италия царила во всем: в модах, нравах, юриспруденции, изобразительных искусствах – догадаться, что это начало конца!

Дмитрий Балашов. «Бальтазар Косса».

* * *

 

Василий Петрович Петров.
«Итальянский пейзаж».
1800.

Василий Петров. Итальянский пейзаж. 1800.

«Что тебе сказать об Италии? Она прекрасна. Она менее поразит с первого раза, нежели после. Только всматриваясь более и более, видишь и чувствуешь ее тайную прелесть. В небе и облаках виден какой-то серебряный блеск. Солнечный свет далее объемлет горизонт. А ночи?.. прекрасны. Звезды блещут сильнее, нежели у нас, и по виду кажутся больше наших, как планеты. А воздух? - он так чист, что дальние предметы кажутся близкими». (*Письмо Н. Я. Прокоповичу 30-18 марта 1837 г.)

«Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу - и уж на всю жизнь. Словом, вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить». (*Письмо А. С. Данилевскому 5-3 апреля 1837 г.)

«Вот мое мнение: кто был в Италии, тот скажи „прости“ другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю». (*Письмо Варваре Балабиной от 16-4 июля 1837 г.)

«Моя красавица Италия! Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня. Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр - все это мне снилось. Я проснулся опять на родине». (*Письмо В. А. Жуковскому от 30-18 октября 1837 г.)

«Родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде, чем я родился на свет… Что за воздух! Кажется, как потянешь носом, то по крайней мере семьсот ангелов влетают в носовые ноздри… Верите ли, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос: чтобы не было ничего больше - ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были в добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя как можно побольше благовония и весны…». (*Письмо Марии Балабиной, апрель 1838 г.)

Анри Труайя. «Николай Гоголь».

* * *

 

Василий Петрович Петров.
«Итальянский пейзаж».
1806.

Василий Петров. Итальянский пейзаж. 1806.

Итальянцы, италиани (самоназвание), народ, основное население Италии. Общая численность 65, 34 миллиона человек, в том числе в Италии 53, 75 миллиона человек. Живут также в других странах Европы (2,7 миллиона человек, в том числе во Франции 1100 тысяч, ФРГ 600 тысяч, Швейцария 400 тысяч, Бельгия 280 тысяч, Великобритания 280 тысяч человек), Америки (8,05 миллионов человек, в том числе в США 5 миллионов, Аргентине 1,3 миллиона, Канаде 750 тысяч, Бразилии 600 тысяч, Венесуэле 220 тысяч, Уругвае 100 тысяч человек), Австралии и Океании (около 300 тысяч человек), Африки (100 тысяч человек), Азии (около 10 тысяч человек). Субэтнические группы: венецианцы, лигурийцы, калабрийцы, пьемонтцы, тосканцы. Говорят на итальянском языке.

Древнейшей основой итальянского этноса были италийские племена (италики), составлявшие большую часть населения Аппенинского полуострова в 1-м тысячелетии до н. э. Одно из них – латины, жившие в области Лаций и основавшие Рим в 6-2 веках до н. э. покорили остальные италийские племена и населявших север полуострова этрусков, лигуров, венетов, кельтов, а на юге полуострова и островах Сицилия и Корсика – греков, карфагенян и сикулов. В 1-2 веках н. э. всё население полуострова говорило на так называемом наречии латыни. Языки покорённых племён Италии послужили основой образования диалектных особенностей латыни и позднее – итальянского языка. С первых веков н. э. романизированное население Италии постоянно смешивалось с рабами различного происхождения, а с 5 века  с германцами – остготами и лангобардами и др. в течение 6-11 веков отдельные области Италии завоёвывали византийцы, франки, арабы, норманны; происходило массовое смешение итальянского населения с завоевателями, в процессе которого складывались итальянская народность и итальянский народный язык. В 11-13 веках консолидируется итальянская этническая общность. Для формирования итальянской нации важным было становление капиталистических отношений, культуры Возрождения и утверждение в 13-14 веках литературного языка на основе тосканского диалекта. Однако продолжительное сохранение политической раздробленности страны препятствует консолидации населения отдельных итальянских областей, отличавшихся диалектами и особенностями культуры, в единую нацию. Этот процесс завершился только во 2-й половине 19 века в ходе развития капитализма в Италии и её государственного объединения. При высокоразвитой промышленности в Италии сохраняются традиционные отрасли сельского хозяйства – пашенное земледелие, виноградарство, садоводство (в том числе цитрусовые), разведение крупного и мелкого рогатого скота.

Около половины итальянцев живёт в городах, которые сохраняют многочисленные памятники архитектуры (Рим, Венеция, Флоренция и др.) и частично традиционную планировку. Основной материал для постройки сельского жилища – камень. Кое-где бытуют архаические круглые в плане постройки (например, трулли в Апулии), усадьбы древнеримского происхождения – корти («дворы»). Жилые и хозяйственные постройки в них образуют замкнутый четырёхугольник. Традиционны сложные типы сельского жилища: левантийский – каменный дом из нескольких помещений, каждое из которых имеет самостоятельную крышу; средиземноморский – двухэтажный каменный дом, прямоугольный в плане, на нижнем этаже располагаются хозяйственные помещения, на верхнем – кухня и комнаты; альпийский – большая двух- или трёхэтажная постройка, к верхнему этажу которой пристроена крытая галерея; венецианский – двухэтажная каменная постройка, сильно вытянутая в плане, с портиком вдоль одной из длинных стен. Единственным отапливаемым помещением крестьянского дома была кухня с большим пристенным или центральным очагом.

Пища итальянцев отличается обилием овощей и фруктов. Завтрак итальянца, как правило, лёгкий, в деревне он состоит из хлеба и сыра, в городе – из чашки чёрного кофе с небольшой булочкой. Первое блюдо обеда (минестра) чаще всего из макаронных изделий, второе – рыбное или мясное. Обычный десерт – фрукты и сыр. Непременная принадлежность обеда – сухое вино. Хлеб пшеничный, на севере его часто заменяют полентой – густо сваренной, нарезанной ломтями кукурузной кашей. На юге часто единственным блюдом обеда является пицца – открытый круглый пирог из пресного теста, начинённый чаще всего сыром и томатным соусом. Для приготовления многих блюд южане используют также так называемые «фрутти ди маре» («плоды моря»).
В ряде праздников (рождество, богоявление, пасха, день Сан Джованни) христианские обряды переплетаются с языческими. Италия – родина карнавала, который обычно проводится в городах и сопровождается ряжением. Народные танцы – тарантелла, сальтарелло, ломбарда, бергамаска и др.; музыкальные инструменты – гитара, волынка, свирель.

«Народы мира». Москва, «Советская энциклопедия». 1988 год.

* * *

 

Генрих Семирадский.
«Итальянский дворик».

Генрих Семирадский. Итальянский дворик.

В нашей сельской жизни слова: семейство и двор, принимают почти одинаковое синонимическое значение, когда, напротив, на западе огромные дома-казармы, точно целые маленькие городки, где вместо улиц лестницы и коридоры. В особенности поражает это в сельской жизни Италии, где иногда целая деревня состоит из одного или двух каменных домов, ферм или остерий.

Д. Шеппинг. Мифы славянского язычества. Москва, «ТЕРРА» - «TERRA». 1997.

* * *

 

Генрих Семирадский.
«Итальянский пейзаж».

Генрих Семирадский. Итальянский пейзаж.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Итальянский пейзаж».
1855.

Иван Айвазовский. Итальянский пейзаж. 1855.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Итальянский пейзаж. Вечер».
1858.

Иван Айвазовский. Итальянский пейзаж. Вечер. 1858.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Туманное утро в Италии».
1864.

Иван Айвазовский. Туманное утро в Италии. 1864.

 

Илья Ефимович Репин.
«Итальянские натурщики».

Илья Репин. Итальянские натурщики. 1870.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Близ Бордигеры. На севере Италии».
1890.

Исаак Левитан. Близ Бордигеры. На северы Италии. 1890.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Близ Бордигеры. На севере Италии».
1890.      

Исаак Левитан. Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Весна в Италии».
1890.

Исаак Левитан. Весна в Италии. 1890.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Весна в Италии».
1890.

Исаак Левитан. Весна в Италии. 1890.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Итальянский пейзаж».
1890.

Исаак Левитан. Итальянский пейзаж. 1890.

 

Исаак Ильич Левитан.
«У берега моря. Италия».
1890.

Исаак Левитан. У берега моря. Италия. 1890.

 

Исаак Ильич Левитан.
«Озеро Комо. Италия».
1894.

Исаак Левитан. Озеро Комо. Италия. 1894.

 

Карл Павлович Брюллов.
«Итальянское утро».
1823.

Карл Брюллов. Итальянское утро. 1823.

 

Карл Павлович Брюллов.
«Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)».
1827.

Карл Павлович Брюллов. "Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)". 1827.

 

Карл Павлович Брюллов.
«Итальянский полдень».
1831.

Карл Брюллов. Итальянский полдень. 1831.

 

Карл Павлович Брюллов.
«Семья итальянца».
1831.

Карл Брюллов. семья итальянца. 1831.

 

Карл Павлович Брюллов.
«Портрет итальянского адвоката Франческо Аскани».
1834.

Карл Брюллов. Портрет итальянского адвоката Франческо Аскани. 1834.

 

Леонардо да Винчи.
«Карта Северной Италии с водоразделом Арно».
1502.

Леонардо да Винчи. Карта Северной Италии с водоразделом Арно. 1502.

 

Максим Никифорович Воробьёв.
«Итальянский пейзаж».
1847.

Максим Никифорович Воробьёв. "Итальянский пейзаж". 1847.

 

Максим Никифорович Воробьёв.
«Приморский вид в Италии».
1840-е.

Максим Никифорович Воробьёв. "Приморский вид в Италии". 1840-е.

 

Эдгар Дега.
«Портрет итальянца».
1856.

Эдгар Дега. "Портрет итальянца". 1856.

 

ИТАЛИЯ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.