- 2 -

Иисус Христос в живописи

 

Василий Иванович Суриков.
«Исцеление слепорождённого Иисусом Христом».
1888.

В. Суриков. Исцеление слепорождённого Иисусом Христом. 1888.                                    .

Засохшая смоковница

Ночевал Иисус в Вифании. Поутру же, возвращаясь в Иерусалим, почувствовал голод. Увидел Иисус при дороге смоковницу, подошел к ней, но не нашел на ней ничего, кроме листьев.

- Да не будет же и впредь от тебя плода, - сказал Иисус.

И смоковница тотчас засохла.

Удивились ученики, и Иисус обратился к ним:

- Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, сделаете не только то, что сделано со смоковницей, но и гора по вашему слову ввергнется в море.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Эль Греко.
«Христос исцеляет слепого».
Около 1567.

Эль Греко. Христос исцеляет слеплгл. Около 1567.                                    .

Иисус и фарисеи

И снова пришел Иисус в город Капернаум. Как узналось, в каком он доме, тут же явилось много людей – в доме сидели, в дверях, на пороге… Среди прочих были тут и фарисеи и законоучители со всей Галилеи, Иудеи и из Иерусалима.

Принесли к дому лежачего больного, но из-за многолюдства никак не могли прибиться с ним к Иисусу. Тогда люди влезли на крышу, разобрали ее и спустили больного вместе с ложем прямо к ногам Иисуса.

Увидел Иисус такую веру и сказал:

- Прощаю тебе грехи твои.

Книжники и фарисеи начали рассуждать между собой:

- Как же это он богохульствует? Только Бог может прощать грехи.

Словно услышал мысли их Иисус:

- Что, по-вашему, легче? Сказать: «Прощаются тебе грехи твои» или «Встань и ходи»? но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, я говорю больному: встань, возьми постель свою и иди домой.

И больной встал: взял то, что было под ним постелено, и пошел домой, славя Бога.

- Отродясь мы такого не видели! – зашептали люди.

После этого вышел из дома того Иисус и увидел мытаря по имени Левий Матфей.


- Следуй за мной, - сказал ему Иисус.

Левий все оставил, встал и пошел.

Сделал Левий Матфей для Иисуса и учеников его большое угощение в своем доме. Было там много мытарей, грешников разных, и Иисус ел вместе с ними и пил.

- Зачем вы пируете с мытарями и грешниками? – удивились книжники и фарисеи.

- Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, - ответил им Иисус. – Не праведников, а грешников пришел я призвать к покаянию.

Тогда подошли к Иисусу ученики Иоанна и говорят:

- Почему мы и фарисеи много постимся, а твои ученики не постятся?

- Какой же на свадьбе пост, если жених сидит вместе с гостями? Вот придет время, когда отнимут у них жениха, тогда они и будут поститься. К старой одежде никто не пришивает заплату из небеленой ткани, потому что заплата сядет и отдерет старую ткань, и дыра будет еще больше. Никто не наливает молодого вина в старые мехи: мехи разлезутся и вино вытечет. Молодое вино наливают в новые мехи: сохраняется одно и другое.

Так отвечал Иисус.

Однажды в субботу проходил Иисус с учениками по полю, на котором были колосья. Ученики были голодны, стали срывать колосья и есть.

Увидели это фарисеи и говорят:

- Нельзя рвать колосья в субботу.

- А разве Давид не брал в храме хлеб, предназначенный для священников? – ответил им Иисус. – Разве священники в храме не нарушают субботний отдых? Если бы вы знали, что значит: «Милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных, ибо не человек для субботы, а суббота для человека.

В праздник пришел Иисус в Иерусалим. Была в этом городе купальня у Овечьих ворот, называли ее «Дом милосердия», а при ней – пять крытых ходов. Лежало там множество больных = слепых, хромых, иссохших. Все они ожидали, когда сойдет в купальню ангел и возмутит воду. Кто первый входил в возмущенную воду, тот исцелялся, какая бы болезнь ни мучала его до тех пор.

Увидел там Иисус человека, который не мог подняться вот уже тридцать восемь лет.

- Хочешь ли ты быть здоров? – наклонился к нему Иисус.

- Некому опустить меня в воду, - пожаловался больной. – Настолько я немощен, что никак не могу быть первым.

- Встань, возьми постель свою и ходи, - сказал Иисус.

Встал человек, взял постель и пошел.

- Зачем ты взял постель? Ведь сегодня суббота, - говорили ему со всех сторон.

- Тот, кто меня исцелил, велел мне взять постель и идти.

- Кто же тот человек?

Исцеленный оглянулся на Иисуса, но того уже не было на прежнем месте.

Потом вошел исцеленный в храм и увидел там Иисуса.

- Не греши больше, сказал ему Иисус. – Не случилось бы с тобой чего похуже.

Человек же этот показал на Иисуса:

- Вот кто меня исцелил.

Стали люди гнать Иисуса, хотели его убить за то, что делает он такие дела в субботу.

- Отец мой делает, и я делаю, отвечал Иисус.

Еще пуще рассердились на него люди за то, что отцом своим назвал Иисуса Бога, что ставит он себя вровень Богу.

- Истинно, истинно говорю вам: я послан Отцом Небесным, - ответил им Иисус, - вы через писания думаете войти в жизнь вечную, а писания свидетельствуют обо мне, о Сыне Человеческом. Слушайте меня, ибо обо мне писал пророк Моисей. Вы чтите его законы, а сами ему не верите.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Фердинанд Оливье.
«Иисус с апостолами».

Ф. Оливье. Иисус с апостолами.                                       .

Апостолы

В те дни взошел Иисус на гору помолиться и пробыл там всю ночь. Утром избрал он двенадцать учеников, еще называют их апостолами: Петра, брата его Андрея, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона Ревнителя, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Дал им Иисус власть над нечистыми духами, чтобы изгонять нечисть и врачевать всякую болезнь и немощь. И заповедал ничего не брать в дорогу, кроме посоха – ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Рафаэль.
«Преображение Христово».
1519-1520.
Пинакотека Ватикана, Рим.

Рафаэль. "Преображение Христово". 1519-1520. Пинакотека Ватикана, Рим.

 

Эль Греко.
«Голова Христа».

Эль Греко. Голова Христа.                                         .

Иисус предсказывает свою смерть

Стал Иисус говорить ученикам, что нужно ему идти в Иерусалим и претерпеть там много страданий. Старейшины, первосвященники и книжники осудят его, повелят казнить, но через три дня он воскреснет.

Отозвал Иисуса Петр и начал прекословить:

- Пожалей себя Господи!

- Отойди Сатана! – отвечал Иисус. – Не о Божьем ты думаешь, а о человеческом.

После этого обратился Иисус к своим ученикам:

- Если кто хочет идти за мной, отвергни себя и возьми крест свой. Кто хочет сберечь свою жизнь, тот потеряет ее, но кто потеряет жизнь ради меня, тот ее обретет. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе повредит? Какой выкуп даст человек за душу свою? Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не успеют умереть, как уже увидят Сына Человеческого в Царствии Своем.
 
«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Генрих Семирадский.
«Христос у Марфы и Марии».
1886.

Г. Семирадский. Христос у Марфы и Марии. 1886.                                          .

Мария и Марфа

Пришел Иисус в одно селение, где женщина по имени Марфа пригласила его в свой дом. Была у нее сестра по имени Мария. Села Мария у ног Иисуса и слушала слово его. А Марфа хлопотала об угощении, поэтому подошла она и сказала:

- Господи, разве ты не видишь, что сестра моя мне не помогает?! Скажи, чтобы помогла.

- Марфа, Марфа! Ты о многом заботишься и беспокоишься, а нужно ведь только одно. Мария же избрала то лучшее, что не отнимется у нее, - молвил Иисус.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Василий Игоревич Нестеренко.
Христос и самарянка.
Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

В. Нестеренко. Христос и самарянка. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.                                       .

Притча о потерянной овце

Приходили к Иисусу мытари и грешники, чтобы послушать его. Ворчали на это фарисеи и книжники:

- Он принимает грешников и ест с ними.

Тогда Иисус рассказал им такую притчу:

- Кто из вас, имея сто овец и одну из них потеряв, не оставит девяносто девяти и не станет искать заблудшую овцу? Как только найдет ее хозяин, он обрадуется и всем скажет: «Порадуйтесь вместе со мной: я нашел заблудшую овцу». Так же и на небесах больше радости об одном кающемся грешнике, чем о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Генрих Семирадский.
«Христос и самарянка».
1890.

Г. Семирадский. Христос и самарянка. 1890.                                         .

Притча о драхмах

И далее говорил Иисус: - Какая женщина, имеющая десять драхм и потерявшая одну драхму, не зажжет свечу и не станет мести комнату, пока не отыщет потерянное? А как найдет, тут же и похвалится соседкам. Так же точно бывает радость у ангелов Божьих и об одном кающемся грешнике.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Василий Дмитриевич Поленов.
«Христос и грешница».
1888.

В. Поленов. Христос и грешница. 1888.                                                                       .

Что писал Спаситель перстом на земле?

Это одно из мест Нового Завета, которое невозможно понять лишь из текста. В начале восьмой главы Евангелия от Иоанна говорится о том, как фарисеи и книжники привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии. По закону таких следовало убивать, забрасывая их камнями. Зная о милосердном отношении Христа к грешникам, фарисеи хотели спровоцировать Его на нарушение закона, чтобы найти повод к обвинению уже Самого Христа. Что из этого получилось, описано в Евангелии:

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посредине. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Почему же столь коварные и жестокосердные судьи внезапно стали такими совестливыми и честными? Неужели минутой раньше они не знали за собой грехов, а тут вдруг вспомнили и устыдились? Вот какой ответ на это дает святитель Николай Сербский:

«Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам – похититель церковных сокровищ, - писал Господь перстом по земле;
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум клятвопреступник;
Елед ударил отца;
Амарнах присвоил имение вдовы;
Мерари совершил содомский грех;
Исиль поклонялся идолам.

И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимом ужасом».

«Фома». Май 2012 года.

* * *

 

Генрих Семирадский.
«Христос и грешница».
1873.

Генрих Семирадский. Христос и грешница. 1873.                                         .

 

Джованни Баттиста Тьеполо.
«Христос и грешница».

Джованни Тьеполо. Христос и грешница.                                  .

 

Лоренцо Лотто.
«Христос и грешница».

Лоренцо Лотто. Христос и грешница.                                         .

 

Никола Пуссен.
«Христос и грешница».

Никола Пуссен. Христос и грешница.                                        .

 

Последователь Питера Брейгеля Старшего.
«Христос и грешница».

Последователь П. Брейгеля Старшего. Христос и грешница.                                             .

 

Василий Иванович Суриков.
«Изгнание Христом торгующих из храма».
1873.

В. Суриков. Изгнание Христом торгующих из храма. 1873.                                   .

Изгнание из храма

Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, опрокинул столы меновщиков и скамьи продавцов. И говорил Иисус:

- Написано: «Дом мой домом молитвы будет зваться», а вы сделали его вертепом разбойников.

Приступили к нему слепые и хромые, и Иисус их всех исцелил.

Вознегодовали первосвященники и книжники, думали, как бы погубить Иисуса, но не знали, что делать, потому что весь народ был неотступно при нем.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Питер Брейгель Старший.
«Сошествие Христа в ад».

Питер Брейгель Старший. Сошествие Христа в ад.                                       .

 

Леонардо да Винчи.
Христос, фрагмент «Тайной вечери».
1495-1497.

Леонардо да Винчи. Христос, фрагмент "Тайной вечери". 1495-1497.                                     .

Кто предатель?

Возмутился Иисус духом и сказал:

- Один из вас предаст меня.

Стали озираться ученики, не понимая, о ком он говорит.

Петр сделал знак тому, кто был ближе всех к Иисусу, - пусть узнает, кого учитель имеет в виду.

- Кто это, Господи? – спросил тот ученик.

- Тот, кому подам я омоченный кусок хлеба, - ответил Иисус. Обмакнул он хлеб и подал Иуде Искариоту со словами: - То, что делаешь, делай скорее.

Но никто не понял смысла этих слов. Все подумали, что Иисус посылает Иуду купить что-нибудь к празднику или подать нищим, поскольку Иуда носил с собой общую копилку.

Принял Иуда хлеб и тотчас вышел.

Была ночь.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Николай Николаевич Ге.
«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад».
1889.

Н. Ге. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1889.                                     .

 

Альбрехт Альтдорфер.
Алтарь святого Себастьяна монастыря святого Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца.
«Христос на Елеонской горе».
Около 1509-1516.

А. Альтдорфер. Христос на Елеонской горе. Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца. Около 1509-1516.                                        .

Бодрствуйте!

Вышел Иисус из храма, и подошли к нему ученики.

- Учитель, посмотри, какой храм!

- Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне, все будет разрушено.

Потом, когда он сидел на горе Елеонской, спросили его ученики:

- Когда это будет и какой признак твоего пришествия и конца света?

- Многие придут под именем моим, отвечал Иисус, - но вы им не верьте. Не знает никто о дне и часе кончины мира, только Отец Небесный один знает. Но вы будьте готовы к тому. Бодрствуйте!

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Василий Григорьевич Перов.
«Христос в Гефсиманском саду».
1878.

В. Перов. Христос в Гефсиманском саду. 1878.                                                   .

Никогда я не мог постичь сна  учеников Иисусовых в Гефсиманском саду. Сон на учеников Иисусовых точно был нагнетён, точно это был магнетический сон, - тем более, что нигде ещё в Евангелии не упоминается о их сонливости или нерадении! Я много раз размышлял над этим. Какая здесь цель? Для чего показан этот сон? Какой в нем смысл? Заметим, что сон учеников во время молитвы Спасителя в Гефсиманском саду навеки запомнился в человечестве, как упрёк, самоупрёк, как показатель слабости человеческой и, в частности, как показатель того чрезмерного превосходства, какое имел Учитель перед своими учениками. И даже более. Они через этот таинственный сон, который так легко счесть за небрежение, точно причастились все духа и деяния Иуды. Хоть немножко, но тенденция к этому есть. Тот предал, эти не усторожили. Тут и знаменитое троекратное отречение Симона от Христа во дворе Каиафы получает своё объяснение. Это тот же уклон: «Он – взят, а вы то спали, то отрекались! Один из вас привел воинов! Конечно, Он имел врагов; но страшнее и унизительнее для человечества, что Он не имел друга

И тогда оба явления, и сон и отречение, суть только лучи, только частицы одного потрясающего события, ушедшего в мир; смерти Бога среди людей и от людей. Как это ужасно! Ещё каинство человека, еще убитый в нашем дому, на нашем поле Авель! И какой Авель!

И вот, как бы испуганный и оправдываясь, в эту ночь и перед этой осиною я спросил себя о том, о чём никогда в жизни не спрашивал себя:

- И мы – Иуды?.. Опять Каины!

О. что значит врагам погубить? Они на то и враги, идут с открытым забралом. Наконец, они осуждены. Но «ученик предал» - это гораздо страшнее, через это именно мы-то, тоже ученики, осуждены; и куда уж нам деться, не видим. Совершилось второе тягчайшее грехопадение человека: убили Бога. О, что перед эти, что когда-то в Адаме люди Его не послушались… То было маленькое падение, это – большое, главное

Василий Розанов. «Тёмный Лик».

* * *

 

Василий Григорьевич Перов.
«Христос в Гефсиманском саду».

В. Перов. Христос в Гефсиманском саду.                                       .

Предательство Иуды

Приближался праздник Пасхи, и сказал Иисус ученикам своим:

- Через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие.

Собрались первосвященники, книжники и старейшины народа во дворе первосвященника Каиафы и решили взять Иисуса хитростью и убить.

- Только сделать это нужно не в праздник, чтобы не вызвать возмущение народа, - говорили они.

Один из двенадцати апостолов по имени иуда Искариот пошел к первосвященникам и пообещал выдать им Иисуса. Обрадовались первосвященники и сказали, что дадут ему за то денег. Стал Иуда искать возможность тайно выдать им Иисуса.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Павел Попов.
«Взятие Христа под стражу».

Павел Попов. Взятие Христа под стражу.                                         .

В саду Гефсиманском

Пошел Иисус с учениками на гору Елеонскую.

- После воскресения моего раньше вас буду я в Галилее, - сказал учитель.

Пришли они в место, называемое Гефсимания.

- Посидите здесь, а я пойду помолюсь.

Взял с собой Иисус Петра, Иакова и Иоанна и сказал:

- Душа моя скорбит в предчувствии смерти. Побудьте со мной, не спите.

Отошел он немного, пал на землю и стал молиться, и пот падал с его лица, как кровь.

- Отче! О, если бы ты благоволил пронести чашу эту мимо меня! Впрочем, пусть исполнится твоя воля, - говорил Иисус.

Явился ангел с небес и укрепил дух его.

Встал Иисус от молитвы, подошел к ученикам и увидел, что они спят.

- Встаньте, - сказал им учитель, - молитесь, чтобы не впасть в искушение.

И тут появился народ с мечами и кольями, а впереди шел Иуда Искариот. И было условлено между ними, что брать нужно того, кого поцелует Иуда.

Подошел Иуда к Иисусу со словами:

- Радуйся, учитель!

И поцеловал Иисуса.

- Друг, для чего ты пришел? – молвил Иисус.

Но люди, пришедшие с Иудой Искариотом, возложили руки на Иисуса и взяли его.

Петр схватил меч и отсек ухо рабу первосвященника.

- Убери меч, - сказал Иисус, - ибо взявший меч от меча и погибнет. Неужели мне не пить чаши, которую дал мне Отец Небесный?

И, коснувшись уха, Иисус исцелил раба.

- Будто на разбойника, вышли вы на меня с мечами и кольями, - обратился он к толпе. – Каждый день я был в храме, и вы не брали меня. Но теперь – ваше время и власть тьмы.

Связали Иисуса, а ученики его разбежались.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

Микеланджело Меризи да Караваджо.
«Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду».
1602.

МИкеланджело Меризи да Караваджо. Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду. 1602.

 

Альбрехт Альтдорфер.
Алтарь святого Себастьяна монастыря святого Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца.
«Иисуса берут под стражу».
Около 1509-1516.

А. Альтдорфер. Иисуса берут под стражу. Алтарь св. Себастьяна монастыря св. Флориана ордена августинцев-каноников близ Линца. Около 1509-1516.                                     .

Суд синедриона

Первосвященники, старейшины и весь синедрион стали искать лжесвидетельства, чтобы убить Иисуса. Лжесвидетелей было много, и все же уличить Иисуса не смогли. Наконец нашлись двое, которые сказали:

- Мы слышали, как он говорил, что может разрушить храм Божий и в три дня вновь создать его.

- Что же ты молчишь? – спросил первосвященник Иисуса. – Скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?

- Ты сказал, - отвечал Иисус.

Тогда глава священников разодрал одежды свои и крикнул:

- Он богохульствует! Зачем нам еще свидетели?

И окружающие сказали:

- Повинен смерти.

Начали они плевать Иисусу в лицо и бить его.

- Угадай, Христос, кто тебя ударил? – кричали вокруг.

«Библейские легенды». Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

* * *

 

1 ... 3 4

ИИСУС ХРИСТОС.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: