Алексей Васильевич Грищенко.

"Большая Российская энциклопедия". Том 8.

Москва. 2007 год.

 

Грищенко Алексей Васильевич (17.3 или 2.4.1883, Кролевец Черниговской губ. – 28 или 31.1.1977, Ванс, близ Ниццы), украинский и французский живописец, график, теоретик искусства. Учился на филологических факультетах Санкт-Петербургского и Киевского университетов ( с 1905), на отделении биологии Московского университета (до 1912); одновременно (с 1905) занимался живописью в мастерской С. И. Светославского в Киеве и в московских студиях К. Ф. Юона и И. И. Машкова (1910-1911). В 1911 посетил Париж, испытал влияние французского кубизма. В 1912 совершил поездку по России, изучая древнерусское искусство; в 1913-14 путешествовал по Италии. Участвовал в выставках Нового общества художников (1910), общества «Бубновый валет» (1912), «Мир искусства» (1917), «Свободное творчество» (1918) и др. Занимался теоретическими исследованиями в области живописи: не разделяя крайних авангардистских взглядов на искусство оставался в рамках фигуративного творчества. Его картины 1910-х гг. демонстрируют умелое претворение приёмов различных живописных систем (в том числе русской иконы, украинского лубка, итальянской фресковой живописи) в единую декоративно-обобщённую композицию: «Мастерская художника» (1914, КГ, Астрахань), «Пейзаж с домами» (1917, ГРМ), «Серый мост» (1018, ГТГ), «Женский портрет» (1918, ГРМ).

 

Алексей Васильевич Грищенко.
Пейзаж (Петербургский этюд).
1917.
Художественный музей имени А. Н. Радищева (Саратов).

Алексей Васильевич Грищенко. Пейзаж (Петербургский этюд(. 1917.

 

В 1918 входил во Всероссийскую коллегию по делам музеев и охраны памятников старины. Преподавал в ГСХМ (1919). В 1919 совместно с А. В. Шевченко и своими учениками организовал выставку «Цветодинамос и тектонический примитивизм», которая сопровождалась изданием одноименного манифеста. В 1919 эмигрировал; в Стамбуле писал виды Старого города и византийских памятников. В 1921 и 1923 посетил Грецию, где создавал пейзажи. Жил в Париже, где стал полноправным представителем парижской школы живописи, также в Кань-сюр-Мер (1927-42) и др. городах на юге Франции. В 1958 при Американском украинском институте в Нью-Йорке создан Фонд Грищенко (архив и свыше 70 работ художника).

Сочинения: О связях русской живописи с Византией и Западом. XIII-ХХ вв. Мысли живописца. М., 1913; О группе художников «Бубновый валет» // Аполлон. 1913. № 6; Русская икона как искусство живописи // Вопросы живописи. М., 1917. Вып. 3; Кризис искусства и современная живопись // Там же. М., 1917. Вып. 4; Deux ans a Constantinople, journal d’un peintre. P., 1930; Moi зустрiчi i розмови з французькими мистцями. Нью-Йорк, 1965.
Литература: A. Gritchenko. Sa vie. Son ceuvre. P., 1964; Сусак В. Наследие А. Грищенко // Творчество. 1992. № 2. (А. С. Шатских)

 

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.