Головин Александр Яковлевич.

"Большая Российская энциклопедия" Том 7.

Москва. 2007 год.

 

ГОЛОВИН Александр Яковлевич [17.2(1.3).1863, Москва – 17.4.1930, Детское Село Ленинградской области], российский сценограф, живописец и график, действительный член петербургской Академии Художеств (1912), народный артист Республики (1928). Учился в МУЖВЗ (1881-90) у В. Е. Маковского, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова; в Париже – в академии Ф. Коларосси (1889) у Ж. Э. Бланша и в мастерской Витти у Р. Коллена и Л. О. Мерсона (1897). Участник выставок «Мира искусства» (с 1899; член объединения с 1902), член СРХ (с 1903). Работал в театре с 1898, оформлял спектакли московского Большого театра («Ледяной дом» А. Н. Корещенко, 1900, совместно с К. А. Коровиным; «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова, 1906, и др.).

 

Александр Яковлевич Головин.
Эскиз декорации к опере А. Н. Корещенко «Ледяной дом».
1900.

Александр Яковлевич Головин. Эскиз декорации к опере А. Н. Корещенко "Ледяной дом". 1900.

 

В 1901-17 главный декоратор императорских театров в Санкт-Петербурге (в 1907-17 работал в содружестве с В. Э. Мейерхольдом).
Один из крупнейших реформаторов русского и мирового театрально-декорационного искусства, Головин создал оригинальный стиль сценографии, основанный на живописном единстве всех элементов оформления (задники, кулисы, занавесы, бутафория, костюмы, свет), целостном пространственном видении спектакля. Изощрённый декоративизм, эмоциональное звучание тонко проработанного цвета свойственны всем лучшим работам Головина. Автор декораций для Мариинского театра («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1904, совместно с Коровиным; «Кармен» Ж. Бизе, 1908; «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, 1911, и др.), Александринского театра (в том числе «Дон Жуан» Мольера, 1910; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, 1917, - последний спектакль императорской сцены, отмеченный избыточной роскошью), также придворных театров в Гатчине и Царском Селе, Малого театра в Москве.

 

Александр Яковлевич Головин.
Улица Севильи. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе «Кармен».
1908.

Александр Яковлевич Головин. Улица Севильи. Эскиз декорации к опере Ж. Бизе "Кармен". 1908.

 

Александр Яковлевич Головин.
Храм Эроса. Декорации к опере К. В. Глюка  «Орфей и Эвридика».
1911.

Александр Яковлевич Головин. Храм Эроса. Декорации к опере К. В. Глюка "Орфей и Эвридика". 1911.

 

Александр Яковлевич Головин.
Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж. Б. Мольера «Дон Жуан». 
1910.

Александр Яковлевич Головин. Деревня на берегу моря. Эскиз декорации к комедии Ж. Б. Мольера "Дон Жуан". 1910.

 

Александр Яковлевич Головин.
Маскарадный зал. Эскиз декорации ко 2-й картине драмы «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.
1917.
Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва).

Александр Яковлевич Головин. Маскарадный зал. Эскиз декорации ко 2-й картине драмы "Маскарад" М. Ю. лермонтова. 1917. Центральный театральный музей им. А. А. Бахрущина (Москва)

 

Александр Яковлевич Головин.
Кремлёвская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».
1911.

Александр яковлевич Головин. Кремлёвская площадь. Эскиз декорации для первого акта оперы М. Мусоргского "Борис Годунов". 1911.

 

Созданные для этой же антрепризы декорации балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) стали одним из лучших созданий Головина, повлияв на развитие европейской сценографии: тонкое узорочье грандиозного задника (панно), таинственное мерцание красок неразрывно связаны с колористической изысканностью музыки балета.

 

Александр Яковлевич Головин.
Кащей. Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица».
1921.

Александр Яковлевич Головин. Кащей. Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского "Жар-птица". 1921.

 

По эскизам Головина были исполнены театральные занавесы для Мариинского театра (1914 и 1917) и Одесского театра оперы и балета (1925). После 1917 продолжал работать в театрах Петрограда (балет «Сольвейг» на муз. Э. Грига, 1922, ГАТОБ и др.) и Москвы («Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927, МХАТ, режиссёр К. С. Станиславский).

 

Александр Яковлевич Головин.
Свадьба. Эскиз декорации к балету «Сольвейг».
1922.

Александр Яковлевич Головин. свадьба. Эскиз декорации к балету "Сольвейг". 1922.

 

Александр Яковлевич Головин.
Спальня Графини. Эскиз декорации к комедии П. Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро».
1927.

Александр Яковлевич Головин. Спальня Графини. Эскиз декорации к комедии П. Бомарше "Безумный день или Женитьба Фигаро". 1927.

 

Стилистику живописных панно, близких русскому модерну, Головин успешно использовал в декоративных пейзажах и натюрмортах, также в портретной живописи: серия «Испанки» (1902-08), портреты деятелей искусства – Ф. И. Шаляпина в роли Мефистофеля (1905, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), Демона (1906, Музей ГАБТ), Олоферна (1908, Государственная Третьяковская галерея) и Бориса Годунова (1912, Государственный Русский музей); Н. К. Рериха (1907, Государственная Третьяковская галерея), М. Н. Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен (1908, ГЦТМ), М. А. Кузмина (1910, ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), К. А. Варламова (1914, Национальный музей, Стокгольм), В. Э. Мейерхольда (1917, Театральный музей, Санкт-Петербург); автопортреты (1904 и 1912, Государственная Третьяковская галерея).

 

Александр Яковлевич Головин.
Испанка.
1902.

Александр Яковлевич Головин. Испанка. 1902.

 

Александр Яковлевич Головин.
Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст».
1905.
Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург.

Александр Яковлевич Головин. Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно "Фауст". 1905. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург.

 

Александр Яковлевич Головин.
Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна.
1908.
Государственная Третьяковская галерея.

Александр Яковлевич Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна. 1908. Государственная Третьяковская галерея.

 

Александр Яковлевич Головин.
Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова (в костюме по эскизу И. Я. Билибина) из одноимённой оперы М. П. Мусоргского.
1912.
Государственный Русский музей.

Александр Яковлевич Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова Шв костюме по эскизу И. Я. Билибина) из одноимённой оперы М. П. Мусоргского. 1912. Государственный Русский музей.

 

Александр Яковлевич Головин.
Портрет художника Николая Константиновича Рериха.
1907.
Государственная Третьяковская галерея.

Александр Яковлевич Головин. Портрет художника Николая Константиновича рериха. 1907. Государственная Третьяковская галерея.

 

Александр Яковлевич Бенуа.
Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен.
1908.
ГЦТМ.

Александр Яковлевич Головин. Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен. 1908. ГЦТМ.

 

Александр Яковлевич Головин.
Портрет поэта и композитора Михаила Александровича Кузмина.
1910.
ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург.

Александр Яковлевич Головин. Портрет поэта и композитора Михаила Александровича Кузмина. 1910. ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург.

 

Александр Яковлевич Головин.
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
1917.
Театральный музей, Санкт-Петербург.

Александр Яковлевич Головин. Портрет всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1917. Театральный музей, Санкт-Петербург.

 

Александр Яковлевич Головин.
Автопортрет.
1912.
Государственная Третьяковская галерея.

Александр Яковлевич головин. Автопортрет. 1912. Государственная Третьяковская галерея.

 

Занимался дизайном (убранство кустарного отдела русского павильона на Всемирной выставке 1900 в Париже, совместно с К. А. Коровиным) и декоративно-прикладным искусством (эскиз майоликового фриза гостиницы «Метрополь» в Москве, 1900, совместно с М. А. Врубелем), иллюстрированием книг и журнальной графикой.

Соч.: Роль художника в театре // Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917-1927. Л., 1927; Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л.: М., 1960.
Лит.: Голлербах Э. Ф. А. Я. Головин. Жизнь и творчество. Л., 1928; «Маскарад» Лермонтова в театральных эскизах А. Я. Головина. М.; Л., 1941; Коган Д. З. Головин, М., 1960; Бассехес А. И. Театр и живопись Головина. М., 1970; Альмердингер Б. Головин и Шаляпин. Ночь под крышей Мариинского театра. Л., 1975; Онуфриева С. А. Головин. Л., 1977; Гофман И. М. Головин – портретист. Л., 1981; Пожарская М. Н. А. Головин: Путь художника. Художник и время. М., 1990. (В. А. Кулаков)

 

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.