Дворец в живописи

 

Карл Иванович Рабус.
«Разборка старого Кремлевского дворца».
1837.

Карл Иванович Рабус. "Разборка старого Кремлёвского дворца". 1837.

ДВОРЕЦ (от «княжий двор» - жилище князя), монументальное парадное здание. Первоначально – резиденция властителя или представителей высших слоёв общества; со средних веков – также важнейшие здания органов государственной власти, а с 19 века – особо значительные сооружения различного общественного назначения. Для дворцовой архитектуры разных эпох характерно участие выдающихся зодчих, живописцев, мастеров декоративного искусства. Уже в ранних цивилизациях – государств Древнего Востока и восточной части Средиземноморья – строительство дворцов было во многом связано с задачами представительности и с государственной идеологией. Во дворцах древнеегипетских фараонов (например, Рамсеса III в Мединет-Абу, 12 в. до н. э.) превалировали помещения для приёмов и церемоний; дворцы крито-микенской эпохи (Кносский дворец на острове Крит, 20-15 вв. до н. э.) представляли собой сложную архитектурно-пространственную композицию, включавшую множество дворов, парадных, жилых и хозяйственных помещений. От персидского дворца (в Персеполе, 6-4 вв. до н. э.) сохранились руины торжественных входов, широких лестниц, многоколонных залов.

Новая фаза в развитии архитектуры дворцов начинается с постройки дворца римского императора Августа (14 н. э.); за ним последовали дворцы других императоров, возводившиеся в Риме на Палатинском холме (отсюда латинское название дворца – palatium, лёгшее в основу соответствующих терминов во многих языках – итальянское palazzo, французское palais, испанское palacio, английское palace, немецкое Palast, русское палаты и др.). Римские дворцы отличались симметрией осн. Репрезентативных, роскошно отделанных помещений (дворец Флавиев, 1 в. н. э.), которые располагались вокруг одного или нескольких дворов, превращённых в сады с фонтанами, водоёмами и скульптурой; разнообразные в плане залы были перекрыты сводами и куполами, создававшими стройную систему соподчинённых внутренних пространств («Золотой дом» Нерона, 1 в. н. э.). величественные руины этих дворцов поражают размахом и монументальностью. По образцу римских дворцов строились резиденции императоров и их наместников в европейских, азиатских и африканских провинциях (дворец Диоклетиана в Сплите, около 300), а позднее также на территориях, входивших в Византийскую империю, где они видоизменялись соответственно местным условиям и художественным традициям [Большой дворец (4-6 вв.) и Буколеон (5-8 вв.) в Константинополе].

С развитием средневековых городов-республик в Европе (прежде всего в Италии) появились дворцы органов муниципального самоуправления и должностных лиц (Палаццо Публико в Сиене, Дворец дожей в Венеции, Палаццо Веккьо во Флоренции), также богатых и знатных горожан (Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции). На развитие дворцовой архитектуры Испании и Португалии оказали влияние мавританские дворцы 13-14 вв., отличавшиеся изощрённостью и богатством декора (Альгамбра в Гранаде, Алькасар в Севилье и др.). наряду с монархами и знатью дворцы строили также высшие иерархи Церкви (папские дворцы в Орвието, 13 в., и в Авиньоне, 14 в.; епископские резиденции, патриаршие и архиерейские палаты на Руси). В русских средневековых дворцовых комплексах 12-17 вв. ярко выражена живописность пространственной композиции, в которой органически сочетались различные по функциональному назначению части здания (хоромы, сени, терема, службы); среди них важное значение имели высотные объёмы церквей, колоколен и т. Д. (княжеский дворец в Боголюбове, Теремной дворец Московского Кремля, несохранившийся деревянный дворец в Коломенском).
В Европе в течение 15-16 вв. резиденции феодалов, которые в средние века были укреплёнными замками и крепостями, постепенно освобождаются от оборонительных функций и приобретают черты дворцов (перестройка Лувра в Париже). Монументальные дворцы 16-18 вв. с просторными внутренними дворами, с залами для приёмов, помещениями для библиотек, художественных собраний и т. Д. отличались парадной репрезентативностью (в Италии – Квиринальский дворец в Риме; в Испании – Эскориал, а также недостроенный дворец императора Карла V в Гранаде; во Франции – Фонтенбло; в Австрии – Бельведер в Вене; в России – Зимний дворец в Санкт-Петербурге и др.). Начиная с эпохи барокко и классицизма (до нач. 19 в.) получают развитие дворцово-парковые ансамбли, занимающие обширную территорию. Дворец чаще всего располагается на главной планировочной оси регулярного парка и доминирует над окружающим пространством [Во-ле-Виконт и Версаль во Франции; Бленейм и Букингемский дворец в Англии; Шёнбрунн в Австрии; Палаццо Реале в Казерте в Италии; Аранхуэс в Испании; Цвингер и Потсдам в Германии; императорские и великокняжеские дворцы в Ораниенбауме, г. Петродворец (Петергоф), Царском Селе (г. Пушкин), Гатчине, Павловске и Царицыне (Москва) в России и др.]. Дворец, как правило, имеет два фасада: обращённый к парадному двору (кур-д’онёр) и парковый. Характерной чертой дворцовых композиций стала анфилада парадных помещений. Дворцы монархов часто служили образцом для усадеб аристократии и дворянства в Англии, России и др. странах. Во многих случаях виллы, частные городские дома, особняки (итал. casa или ca’, франц. maison или hotel,  англ. house или hall, нем. Haus) также приобретают черты дворцовой постройки и типологически могут быть отнесены к дворцу (Вилла Джулия в Риме, отель Субиз в Париже, Мезон-Лаффит близ Парижа, Ка-д’Оро в Венеции, Кенвуд-хаус в Лондоне, Хардуик-холл в Дербишире, Дом Пашкова в Москве и др.).

Сочетание репрезентативной архитектуры и природы характерно и для дворцового зодчества Востока. Императорский дворец в Пекине, императорские дворцы в Токио и Киото (Япония) представляют собой огромные комплексы жилых зданий, павильонов и храмов, расположенных среди садов, поднимавшихся террасами к центру осевой композиции.
С середины 19 века понятие дворца размывается: его часто применяют ко многим крупным, обычно роскошно отделанным общественным зданиям различного назначения (Хрустальный дворец в Лондоне; разнообразные дворцы спорта, съездов и конгрессов, культуры, бракосочетаний и т. п.).

Литература: Успенский А. И. Императорские дворцы. М., 1913. Т. 1-2; Swoboda K. M. Römische und romanische Paläste. 2. Fufl. W., 1924; Брунов Н. И. Дворцы Франции XVII и XVIII вв. [M.], 1938; Masson G. Italian villas and palaces. L., 1966; Cadogan G. Palaces of Minoan Crete. L., 1976; DalLago A. Villas and palaces of Europe. L., 1988; James T. B. The palaces of medieval Ehgland. L., 1990; Dumarçay J.Nhe palaces of South-East Asia: architecture and customs. Singapore, 1991.

«Большая Российская энциклопедия». Том 8. Москва, 2007 год.

* * *

 

«Большой Кремлёвский дворец». Архитектор К. Тон. 1838-1849 гг.
Из книги: «Школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.». Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003.

"Большой Кремлёвский дворец". Архитектор К. Тон. 1838-1849 гг.

 

«Вид внутреннего двора Большого Кремлёвского дворца. Боковой фасад дворца и церковь Спаса-на-Бору».
Гравюра по рисунку А. Кадоля.
Первая половина XIX века.

"Вид внутреннего двора Большого Кремлёвского дворца. Боковой фасад дворца и церковь Спаса-на-Бору". Гравюра по рисунку А. Кадоля. Первая половина XIX века.

 

В. Усачев.
«Головинский дворец».
1762.

В. Усачёв. "Головинский дворец". 1762.

 

Василий Дмитриевич Поленов.
«Теремной дворец. Наружный вид».
1877.

Василий Дмитриевич Поленов. "Теремной дворец. Наружный вид". 1877.

 

А. Зыков.
«Аудиенция в Чудовском дворце».
1988-1995.

А. Зыков. "Аудиенция в Чудовском дворце2. 1988-1995.

 

Илья Ефимович Репин.
«Двор Петровского дворца».
1885.

Илья ефимович Репин. "Двор Петровского дворца". 1885.

 

Илья Ефимович Репин.
«Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
1885.

Илья Ефимович Репин. "Приём волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве". 1885.

 

Илья Ефимович Репин.
«Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
1885-1886.

Илья Ефимович Репин. "Приём волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве". 1885-1886.

 

Василий Семёнович Садовников.
«Вид набережной и Мраморного дворца».

Василий Семёнович Садовников. "Вид набережной и Мраморного дворца".

 

Василий Семёнович Садовников.
«Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте».
Слева - дворец Строгановых, справа - дом Косиковского. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Василий Семёнович Садовников. "Полицейский мост через Мойку на Невском проспекте". Слева - дворец Строгановых, справа - дом Косиковского. Фрагмент панорамы Невского проспекта. 1830-е.

 

Анна Петровна Остроумова-Лебедева.
«Дворец Бирона и барки».
1916.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева. "Дворец Бирона и барки". 1916

 

Степан Филиппович Галактионов.
«Дворец Марли в Нижнем саду Петергофа».
Гравюра с картины С. Щедрина.
Начало XIX века.

Степан Филиппович Галактионов. "Дворец Марли в Нижнем саду Петергофа". Гравюра с картины С. Щедрина. Начало XIX века.

 

Василий Семёнович Садовников.
«Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе».
1852.

Василий Семёнович Садовников. "Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе. 1852.

 

Елена Доведова.
«Бал в Петергофском дворце».

Елена Доведова. "Бал в Петергофском дворце".

 

Г. Шварц.
«Караул лейб-гвардии Семёновского полка в Павловском дворце».
1796-1800.

Г. Шварц. "Караул лейб-гвардии Семёновского полка в Павловском дворце". 1796-1800.

 

Н. Антон.
«Торжественный выезд Их Императорских величеств из Петровского дворца».
1829.

Н. антон. "Торжественный выезд Их императорских величеств из Петровского дворца". 1829.

 

Карл Петрович Беггров.
«Михайловский дворец».
1832.

Карл Петрович Беггров. "Михайловский дворец". 1832.

 

Луиджи Премацци.
«Дворец в Бахчисарае».
1861.

луиджи Премацци. "Дворец в Бахчисарае". 1861.

 

Никанор Чернецов.
«Пушкин в Бахчисарайском дворце».
1837.

Никанор Чернецов. "Пушкин в Бахчисарайском дворце". 1837.

Фонтану Бахчисарайского дворца

Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочёл я дальной;
Но о Марии ты молчал…

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?

Александр Сергеевич Пушкин.
1824.

* * *

 

Жан Балтазар де Траверс.
«Гатчинский дворец со стороны парка».
Конец 1789 - начало 1790-х.

Жан Балтазар де Траверс. "Гатчинский дворец со стороны парка". Конец 1789 - начало 1790-х.

 

Г. С. Сергеев.
«Парад перед Гатчинским дворцом».
1798.

Г. С. Сергеев. "Парад перед Гатчинским дворцом". 1798.

 

И. Я. Меттенляйтер.
«Вид на Гатчину со стороны дворца».
Конец XVIII века.

И. Я. Меттенляйтер. "Вид на Гатчину со стороны дворца". Конец XVIII века.

 

Луиджи Премацци.
«Малиновая гостиная императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце».
1872.

Луиджи Премацци. "Малиновая гостиная императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце". 1872.

 

Луиджи Премацци.
«Парадная спальня императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце».
1873.

Луиджи Премацци. "Парадная спальня императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце". 1873.

 

В. Д. Орловский.
«В Гатчинском парке близ дворца».
1881.
ГМЗ «Гатчина».

В. Д. Орловский. "В Гатчинском парке близ дворца". 1881. ГМЗ "Гатчина".

 

«Летний (ныне не существует) дворец в Петербурге в XVIII столетии».
Из книги: В. О. Ключевский. «Русская история». Москва, «Эксмо». 2005.

Летний (ныне не существующий) дворец в Петербурге в XVIII столетии". Из книги: В. О. Ключевский. "Русская история". Москва, "Эксмо". 2005 год.

 

«Деревянный дворец царицы Елизаветы Петровны».

"Деревянный дворец царицы Елизаветы Петровны".

 

«Летний сад и дворец в Петровское время».

"Летний сад и дворец в Петровское время".

 

Ю. Васильев по рисунку М. И. Махаева.
«Перспектива построенного дворца напротив Аничковых ворот от восточной стороны с частью Санкт-Петербурга и Невского проспекта со стороны реки Фонтанки».
1753.

Ю. Васильев по рисунку М. И. Махаева. "Перспектива построенного дворца напротив Аничковых ворот от восточной стороны с частью Санкт-Петербурга и Невского проспекта со стороны реки Фонтанки". 1753.

 

«Аничков дворец, усадьба И. И. Шувалова».
Третья четверть XVIII века.

"Аничков дворец, усадьба И. И. Шувалова". Третья четверть XVIII века.

 

Василий Семёнович Садовников.
«Вид Аничкова дворца».
1862.

Василий Семёнович Садовников. "Вид Аничкова дворца".

 

... 2

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.