Дуб в живописи

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Дубы».
1855.

Алексей Саврасов. Дубы. 1855.

Гляжу на дуб уединенный,
И мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

А. Пушкин.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Старый дуб у обрыва над рекой».
1857.

Алексей Саврасов. Старый дуб у обрыва над рекой. 1857.

В «Лесном словаре» начала прошлого века я прочитал о дубе: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногих, а орёл между птиц. И дуб сделался эмблемой высоты, силы, долговечности».
Я вспомнил дуб возле литовского села Стелмужи – он родился около двадцати веков назад и живёт себе поживает. Под Москвой, в парке Ленинские Горки, сохранился дуб – ровесник Москвы. Неподалёку от Запорожья есть дуб, которому более семисот лет, под ним запорожцы писали своё знаменитое письмо турецкому султану. В городском парке Риги я стоял возле дуба, посаженного Петром I.

Ю. Крутогоров. «Рассказы о деревьях». Москва. «Детская литература». 1987 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Летний пейзаж с дубами».
Середина 1850-х.

Алексей Саврасов. Летний пейзаж с дубами. Середина 1850-х.

Когда-то область дуба была куда шире, просторнее: северный его пост касался берегов Белого моря, восточный – хребтов Урала. Две-три тысячи лет назад дуб в русских лесах был, говоря языком науки, основной лесообразующей породой. …Теперь это царственное дерево редко поднимается выше шестидесятой параллели, а всего на долю дубовых насаждений приходится чуть больше половины процента от всех площадей наших лесов.

Ю. Крутогоров. «Рассказы о деревьях». Москва. «Детская литература». 1987 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Дуб».
1850-е.

Алексей Саврасов. Дуб. 1850-е.

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

А. Фет.
31 декабря 1883.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Дубки.
1850-е.

Алексей Саврасов. Дубки. 1850-е.

А теперь пойдём за дубом с запада на восток. Применяясь к условиям среды, дуб, как никакое другое дерево, своенравно меняет свою «зелёную свиту», окружает себя наиболее подходящими, я бы сказал, преданными породами. Самые богатые дубравы Заднепровья включили в свои царственные владения граб, явор. Продвигаясь на восток, дуб потихоньку расстаётся с ними, приближает к себе ясень, клён полевой. В Заволжских степях этих пород почти не встретишь – тут, как в песне, к дубу перебралась рябина, а также липа, клён остролистный.

Ю. Крутогоров. «Рассказы о деревьях». Москва. «Детская литература». 1987 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с дубами и пастушком».
1860.

Алексей Саврасов. Пейзаж с дубами и пастушком. 1860.

Дуб:

1. Крупное лиственное дерево семейства буковых, с плотной древесиной, имеющее плоды – жёлуди.
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. (Л. Толстой. Война и мир.)

2. Разг. О нечутком, глупом человеке.
Дуб – это человек с слишком прямым, негибким мышлением, без эмоций, не понимающий и не чувствующий юмора, иронии. (М. Калинин. О коммунистическом воспитании.)

3. Обл. Род большой лодки на Дону, Днепре.
Днём и ночью по реке сновали тяжёлые рыбацкие дубы. (Закруткин. Плавучая станица.)

Словарь русского языка. «Русский язык». 1981 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Дубы на берегу».
1867.

Алексей Саврасов. Дубы на берегу. 1867.

Род дуба объединяет около двухсот пятидесяти видов. Дуб летний, дуб зимний, дуб душистый, дуб монгольский, дуб красный, дуб крупнопыльниковый. И у каждого, разумеется свои особенности.

Ю. Крутогоров. «Рассказы о деревьях». Москва. «Детская литература». 1987 год.

* * *

 

Архип Иванович Куинджи.
«Дубы».
1900-1905.

Архип Куинджи. Дубы. 1900-1905.

Когда-то зелёные дубравы росли по всей России, обычно по берегам малых и больших наших рек. Подмытые вешними водами, стволы старых дубов падали в воду, лежали на дне реки, которая заносила их песком и илом. Дуб не гниёт в воде. Пролежав десятки и сотни лет на дне реки, древесина дуба становится чёрной. Некогда из такого морёного дуба делали дорогую прочную мебель.

И. Соколов-Микитов. «Русский лес». Москва. «Детская литература». 1984 год.

* * *

 

Борис Лиханов.
«Дуб и ветер».
2013.

Борис Лиханов. Дуб и ветер. 2013.

Кто из вас не видел, не любовался старыми дубами? В вершинах одиноких развесистых дубов вьют гнёзда птицы. При сильных ветрах грозно шумит зелёная вершина. Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер.

И. Соколов-Микитов. «Русский лес». Москва. «Детская литература». 1984 год.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона».
1878.

Илья Ефимович Репин. "Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона". 1878.

Владыкой леса дуб ещё когда станет, годы и годы пролетят, а вот в молодости, в отличие от ряда других пород, дуб растёт крайне медленно. Он не торопыга, как, например, тополь. В молодости дуб не тянется к небу, зато обильно кустится.

Ю. Крутогоров. «Рассказы о деревьях». Москва. «Детская литература». 1987 год.

* * *

 

Исаак Ильич Левитан.
«Дуб».
1880.

Исаак Ильич Левитан. "Дуб". 1880.

Свинья под Дубом.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может», -
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею», -
«Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

И. Крылов.

* * *

 

Исаак Ильич Левитан.
«Дубовая роща. Осень».
1880.

Исаак Ильич Левитан. "Дубовая роща. Осень". 1880.

Мост подпирают дубовые сваи –
Не задрожит, не застонет постыдно,
Конь его спину не сломит, как видно.

Тоненький стан мой, душа молодая –
Не задрожит, не застонет постыдно,
Как ни печалюсь я – людям не видно.

Мост наш родной не сгниёт, не погнётся,
Девичье сердце судьбе не сдаётся.

Эмине.

* * *

 

Исаак Ильич Левитан.
«Ствол распускающегося дуба».
1883-1884.

Исаак Ильич Левитан. "Ствол распускающегося дуба". 1883-1884.

Могучий дуб.

Рос когда-то в нашем поле
Дуб высокий и могучий,
Широко он на приволье
Мощные раскинул сучья.

«Жил тогда народ на свете
Исполинских сил и роста,
Через лес гиганты эти
Перешагивали просто.
В путь отправившись далёкий,
Сын того народа младший
Через дуб шагнул высокий,
Свод небесный подпиравший, -
Порвалась у великана
Правая пола кафтана…»

Так рассказывали деды…
Но давно всё это было,
Нет от дуба даже следа;
Молния его спалила.
О народе-великане
Редко кто теперь вспомянет…
Только я, когда измучит
Буря сердце, постоянно
Вспоминаю дуб могучий…
И о шаге великана
Никогда я не забуду!

С. Чавайн.

* * *

 

Исаак Ильич Левитан.
«Дуб на берегу реки».
1887.

Исаак Ильич Левитан. "Дубна берегу реки". 1887.

Прибежище духов.

Когда волшебство распространилось по всем лесам Европы, ни одно дерево так не почиталось, как могучий дуб – Властелин Леса, как называли его летописцы. В шелесте его листьев можно услышать голос гамадриады, духа этого дерева, чьё лицо проступает на его морщинистой коре как сквозь тёмное стекло. Другие духи, которым во многих странах давали различные названия, живут в ветвях, листьях и корнях дуба.

Из обитателей дерева наиболее заметны эльфы – маленькие грубоватые мужчины и грациозные женщины, которых можно увидеть, когда они танцуют на ветках под пение сверчков и кваканье лягушек в искрящемся свете летнего дня. Гораздо труднее обнаружить германских Древесных Дев – добродетельных фей, хорошо разбирающихся в лечебных свойствах растений. Они маскируют свои старые, морщинистые лица и тела мхом, который плетут, чтобы укрывать им корни деревьев.
В Германии в корнях деревьев живут крошечные коболды – зловредные эльфы, настоящий бич домохозяев. Но их можно задобрить едой. В Италии сальванелы обитают в дуплах дубов. Эти игривые бесенята в поношенных красных комбинезонах или коротких кожаных куртках очень любят воровать у крестьян молоко и до изнеможения загонять их лошадей.

В Швеции большую рогатую сову, летающую по лесу в сумерках и живущую на ветвях дубов, считают очень опасным лесным эльфом, который может менять свой облик. Они называют его скогсра. А в Британии полагают, что полевые цветы – первоцвет, чабрец, наперстянка и колокольчик, растущие у подножия дубов, скрывают в себе пилливигинов. Эти крошечные волшебные существа могут жить там, куда доберётся только пчела.

«Феи и эльфы». Москва. «Терра». 1996 год.

* * *

 

Исаак Ильич Левитан.
«Ствол дуба ранним летом».

Исаак Ильич Левитан. "Ствол дуба ранним летом".

Лишь для несведущего человека дубравы на одно лицо, всё под одну гребёнку. Не так это. Есть сухой дубняк. Есть голодающий дубняк. Есть субдубрава. Есть просто дубрава. Есть дубняк-лог. Есть дубняк припойменный. Есть дубняк пойменный. Лесоводы в этом замечательно разбираются. Они сразу определят: сухие почвы – значит, сухой дубняк. Свежая песчаная почва? Значит, тут дубняк голодающий. На свежей супеси вымахает, как правило, субдубрава, а на свежем суглинке – просто дубрава. А вот проточно-сырая почва. Здесь дубняк-лог.

Ю. Крутогоров. «Рассказы о деревьях». Москва. «Детская литература». 1987 год.

* * *

 

Карл Павлович Брюллов.
«У Богородицкого дуба».
1835.

Карл Павлович Брюллов. "У Богородицкого дуба". 1835.

Побывал я не столь давно в знаменитом Теллермановском лесу Воронежской области. Как у любой страны есть столица, так у «дубравного государства» столицей может считаться славный Теллермановский лес. Тут представлены все типы наших дубрав, и неспроста это место избрано для изучения лабораторией лесоведения Академии наук СССР.

Ю. Крутогоров. «Рассказы о деревьях». Москва. «Детская литература». 1987 год.

* * *

 

Каспар Давид Фридрих.
«Аббатство среди деревьев дуба».

Каспар Давид Фридрих. "Аббатство среди деревьев дуба".

На юге живёт у нас большой и рогатый жук-олень. Воистину, прямо-таки оленьи рога у него!

Пристрастная склонность у этого жука к дубовому соку. Там, где обильно он истекает из-под коры древесных суков, собираются жуки-рогоносцы на «водопой». Порой не один десяток их сюда прилетает. Сок пьют и дерутся. Как олени «бодаются». Кто кого, поддев рогами, быстрее сбросит с сука. И челюстями кусают друг друга, а челюсти у них очень мощные.

В финале такого сражения обычно лишь один самый сильный жук остаётся у сладкого источника. Но скоро претенденты возвращаются, и победитель вновь вступает в борьбу.

Дубовый сок для рогачей не только бодрящий напиток, но и пропитание. Так что склонность к нему у жуков вполне понятная, хотя не всё ещё в этом деле ясно. Некоторые энтомологи уверяют, что взрослые жуки-олени в подобной пище не нуждаются. Дубовый же сок для них – «хмельное питие».

И. Акимушкин. «Причуды природы». Москва. 1992 год.

* * *

 

Константин Яковлевич Крыжицкий.
«Дубы».
1893.

Константин Яковлевич Крыжицкий. "Дубы". 1893.

Когда-то, ещё в давние времена, дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав осталось теперь очень мало. Крепкая древесина дуба с давних пор шла на различные нужды. Из дубовых досок строили некогда корабли. Готовясь к азовскому походу, царь Пётр под Воронежем, где было много дубрав, основал корабельные верфи.

И. Соколов-Микитов. «Русский лес». Москва. «Русская литература». 1984 год.

* * *

 

Леонардо да Винчи.
«Дубовая ветка с желудями и ветка красильного ореха».

Леонардо да Винчи. "Дубовая ветка с желудями и ветка красильного ореха".

Наиболее важное значение в растительном покрове и лесном хозяйстве имеет дуб черешчатый, или летний (Q. robur), - одна из основных лесообразующих широколиственных пород России. В первые 10 лет жизни растёт медленно. Наиболее интенсивный рост в высоту – в 20-80 лет, а впоследствии происходит преимущественно утолщение ствола и ветвей. Обычно достигает 400-500-летнего возраста, но отдельные особи живут 1000 и более лет, достигая 4 м в диаметре.

Большая Российская энциклопедия. Москва. «Большая Российская энциклопедия». 2007 год.

* * *

 

М. Дерегус.
«Старые дубы».

М. Дерегус. "Старые дубы".

Тяжёлая древесина дуба (одна из наиболее ценных в России) обладает высокой прочностью, твёрдостью, красивым цветом и текстурой. Она применяется при строительстве зданий, в авиа-, судо-, машино- и вагоностроении, для изготовления дорогой мебели и паркета, для внутренней отделки помещений. Дубовые бочки используются при производстве некоторых категорий алкогольных напитков (коньяки, портвейны и др.), т. К. содержащиеся в дубовой древесине дубильные вещества (таннины) придают им своеобразный цветовой и вкусовой «букеты». Дубящие вещества коры и древесины используются для дубления кож, окраски шерсти и кожи. Отвар коры – известное народное вяжущее и противовоспалительное средство. Жёлуди служат кормом для многих лесных млекопитающих (кабанов, оленей, медведей, белок) и птиц (соек, голубей, фазанов), а также для домашних животных. Обжаренные жёлуди употребляются как суррогат кофе. Из коры некоторых видов получают пробку.

Большая Российская энциклопедия. Москва. «Большая Российская энциклопедия». 2007.

* * *

 

Максим Никифорович Воробьёв.
«Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника».
1842.

Максим Никифорович Воробьёв. "Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника". 1842.

Недавно болгары раскопали на берегу Дуная прочные дубовые сваи моста, построенного ещё римским императором Траяном! Я чуть было не написал «прочные, как железо», но вспомнил, что железо-то за полтора тысячелетия было бы бесследно съедено ржавчиной.

В. Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва. «Современник». 1985 год.

* * *

 

Михаил Константинович Клодт.
«Дубовая роща».
1863.

Михаил Константинович Клодт. "Дубовая роща". 1863.

В Германии посвящался Тору дуб, то же самое дерево считалось, по словам Козьмы Пражского, жилищем Перуна в Богемии; далее в Литве и вообще у всех славян огни, зажигаемые в честь Перуна, горели из одних дубовых ветвей, и главное капище его в Литве находилось в густом дубовом лесу Рамов. Вундерер во время путешествия своего по Курляндии в 1613 году нашёл в Мариенгаузене вместо христианской церкви языческий дуб, которому поклонялись латыши под именем Перкунова дуба.

Д. Шеппинг. «Мифы славянского язычества». Москва. «Терра». 1997 год.

* * *

 

Николай Анохин.
«Старые дубы».

Николай Анохин. "Старые дубы".

К прежним казённым монополиям – смоле, поташу, ревеню, клею и т. п. – прибавились новые – соль, табак, мел, дёготь, рыбий жир и… дубовый гроб: в 1705 г. эта последняя роскошь древнерусского зажиточного человека была отобрана у продавцов в казну, которая продавала его вчетверо дороже, а потом, когда отобранный товар был распродан, такие гробы были совсем запрещены.

В. Ключевский. «Русская история». Москва. «Эксмо». 2000 год.

* * *

 

Пётр Петрович Кончаловский.
«Абрамцево. Дубовая роща».
1920.

Пётр Петрович Кончаловский. "Абрамцево. Дубовая роща".

И в этот период своего царствование, как прежде Пётр старался оградить леса от напрасного истребления. Все леса Петербургской губернии состояли в полном ведении адмиралтейства: от Сената назначались за ними надсмотрщики из дворян. По челобитным крестьян раздавались около Петербурга места под мызы, но с тем, чтоб мызники не рубили у себя заповедных деревьев – дуба, клёна, лип, ясеня и вяза.

Н. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Санкт-Петербург». «Весь». 2005 год.

* * *

 

Ян ван Гойен.
«Пейзаж с двумя дубами».
1641.

Ян ван Гойен. "Пейзаж с двумя дубами". 1641.

В другом же месте попы, потакая народным суевериям, молебствовали перед дубом и раздавали на благословенье присутствующим ветви от дуба.

Н. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.

* * *


Были деревья заповедные: дуб, ясень, клён, вяз, илим, лиственница и сосна, имеющая в диаметре 12 вершков; прочие деревья не причислялись к заповедным; можно было рубить их, хотя бы и в заповедном лесу.

Н. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Санкт-Петербург. «Весь». 2005 год.

* * *


Я вырезал посох из дуба
Под ласковый шёпот вьюги.
Одежды бедны и грубы.
О, как недостойны подруги!

Но найду, и нищий, дорогу,
Выходи, морозное солнце!
Проброжу весь день, ради Бога,
Ввечеру постучусь в оконце…

И откроет белой рукою
Потайную дверь предо мною
Молодая, с золотой косою,
С ясной, открытой душою.

Месяц и звёзды в косах…
- Входи, мой царевич приветный…
И бедный дубовый посох
Заблестит слезой самоцветной…

А. Блок.
25 марта 1903.

* * *

 

Дуб придирчив к почвам – он любит плодородные земли. Ему нипочём сухой климат – корнями дерево проникает на десять метров вглубь и утоляет жажду, питаясь грунтовыми водами. В этом смысле никакая другая порода с дубом не сравнится.

Ю. Крутогоров. «Рассказы о деревьях». Москва. «Детская литература». 1987 год.

* * *


Цыгане верят в сверхъестественную силу жёлудя, считая, что, если покинутая девушка будет носить с собой жёлудь, то её любимый непременно к ней вернётся.

* * *


Дуб в жизни древних славян.

Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события – собрания, свадебные обряды, суды. В священных рощах выделяли наиболее старые деревья. Обносили их оградой, за которую разрешалось заходить только жрецам. Здесь жрецы совершали жертвоприношения, делали «оракульские предсказания», якобы, исходящие от божества, живущего в ветвях дерева. Предсказания составлялись в зависимости от шума ветвей и шелеста листьев. Возле такого священного дерева человек был неприкосновенным даже для смертельного врага. Рядом с деревьями расставляли скульптуры языческих богов – Перуна, Сварога, Велеса, тоже вырезанных из дуба. В жертву приносились мёд, пиво, квас, дикие звери, которых живыми бросали в священный огонь из дубовых веток. Взамен люди просили здоровья, победы, хорошего урожая: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш – детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки и гирлянды, куски пряжи, бусы их желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать легко и обильно, как ты рожаешь своих детей».

Отрывной календарь. 2001.

* * *


Как и любой гороскоп, гороскоп деревьев, составленный друидами [ друиды – жрецы и маги древних галлов и кельтов], весьма условен. Но всё же он нередко довольно выпукло и точно соотносит черты, присущие тому или иному дереву, с характером человека, которому оно покровительствует.

ДУБ (23.9), дерево вечности и вселенной.

Ещё в Древней Греции покровителем дуба считался сам Зевс-Громовержец, у римлян – Юпитер, у славян – Перун, у древних литовцев – Перкунас. Дерево было и дарителем благ, так как из желудей с доисторических времён пекли хлеб. Без благословления могучего растения у многих народов (и у наших раскольников) браки даже считались незаконными.

А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.

* * *


Выскажем следующее предположение. Вероятно самые первые пушки, изобретенные Сергием Радонежским, были не металлическими, а ДЕРЕВЯННЫМИ.

Изготовление металлических пушек требует развития довольно сложных навыков. Они не могли появиться мгновенно. С другой стороны, изобретатели первого пороха, вряд ли ждали, пока будет изобретен также способ литья пушек. Скорее всего, они сразу же попытались применить новое изобретение в военных целях - как мощную силу, способную выбрасывать поражающие предметы (камни, например) в сторону противника. Все, что нужно было для этого - прочная труба, замкнутая с одного конца. В нее забивается порох, пыж и засыпаются камешки. Все, оружие готово.

Но такую трубу в России сделать было очень легко. Дуб, растущий в русских лесах, являясь исключительно прочным деревом, обладает следующей замечательной особенностью. Его сердцевина диаметром порядка 10 сантиметров при определенных условиях роста дерева может сама собой отделяться от остального ствола. Происходит это так. Несколько древесных слоев, окружающих сердцевину, сгнивают, превращаясь в труху. Остальное дерево остается твердым и целым. Сердцевина, окруженная образовавшимся от сгнивших слоев зазором, начинает просто болтаться внутри образовавшейся деревянной трубы. Она остается сросшейся с остальным стволом только у комля дерева. Ее не так трудно удалить с помощью длинного долота - железного или даже деревянного (или расщепить и выжечь). Получится прочная дубовая труба. Если оковать ее железными обручами, как бочку, то такая дубовая пушка, вероятно, вполне способна выдержать несколько выстрелов. Тем более, что первый порох был, скорее всего, далеко не таким мощным, как впоследствии. Вероятно, лишь с усовершенствованием пороха пришлось перейти на литые металлические пушки.

Г. Носовский, А. Фоменко. «Крещение Руси». Москва, «АСТ». 2006 год.

* * *

 

ДУБ: ЖИВОПИСЬ, ХУДОЖНИКИ.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ