В. Дмитриев.

"Так звали художников".

"Юный художник" №3 1983 год.

 

Подобно тому как писатель ставит свое имя на книге или под статьей, а поэт – под стихотворением, так и на холсте или под рисунком обычно стоит подпись художника. Однако художники, как и писатели, не всегда выступали под фамилией, унаследованной от отца. Порою она заменялась прозвищем или псевдонимом, происхождение которого представляет немалый интерес.

Имена целого ряда итальянских художников эпохи Возрождения настолько знамениты, что фамилии добавляются к ним очень редко. Всемирную славу снискали Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Джотто. Но к имени Микеланджело обычно не добавляют его фамилию Буонаротти, к имени Тициано – фамилию Вечеллио, к имени Рафаэля – Санти, к имени Джотто – ди Бондоне.

 

Тициан.
«Автопортрет».
1566.
Прадо, Мадрид.

Тициан. "Автопортрет". 1566.

 

Рафаэль.
«Автопортрет».
Около 1506.
Галерея Уффици, Флоренция.

Рафаэль. "Автопортрет". Около 1506.

 

Флорентийская школа.
«Пять мастеров флорентийского Возрождения: Джотто, Уччелло, Донателло, Манетти, Брунеллески».
Первая половина XVI века.
Лувр, Париж.

Флорентийская школа. "Пять мастеров флорентийского Возрождения: Джотто, Уччелло, Донателло, Манетти, Брунеллески". Первая половина XVI века.

Некоторые прозвища итальянских мастеров являются уменьшительными именами. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко вошел в историю живописи как Джорджоне; Донато ди Никколо ди Бетто Барди – под именем Донателло; Доменико Цампьери – под именем Доменикино.

 

Джорджоне.
«Автопортрет в виде Давида».
Около 1510.
Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг.

Джорджоне. "Автопортрет в виде Давида". Около 1510.

 

Доменикино.
«Автопортрет».
Около 1615.
Галерея Уффици, Флоренция.

Доменикино. "Автопортрет". Около 1615.

Эти ласковые прозвания, заменившие длинные и звучные фамилии, говорят о любви современников к своим талантливым землякам. Уменьшительные имена образовывались и от фамилий. Так, один из представителей венецианской школы, Антонио Канале, был прозван Каналетто.

 

А. Каналетто.
«Автопортрет».
Вторая четверть XVIII века.

А. Каналетто. "Автопортрет". Вторая четверть XVIII века.

Испанские художники стали известны под теми фамилиями, какие носили их отцы: Веласкес, Мурильо, Рибера, Гойя. Исключение представляет Доменико Теотокопули. Он был родом с греческого острова Крит, его еще в Италии, где он жил сначала, а затем и в Испании прозвали Эль Греко, то есть грек.

 

Эль Греко.
«Автопортрет».
Около 1604.

Эль Греко. "Автопортрет". Около 1604.

Итальянские художники Возрождения получили также от современников прозвища, не связанные с их именами и фамилиями, а указывающие на место рождения, учения или жительства художника.
Два живописца из Пармы, отец и сын, носившие фамилию Маццола, снискали известность под другими именами: отец был прозван дель Эрбетто, происшедшего от «эрба» - трава, которую он любил изображать, а сын награжден прозвищем Пармиджанино – маленький пармезанец.

 

Пармиджанино (Джироламо Франческо Мария Маццола).
«Автопортрет в выпуклом зеркале».
1524.

Пармиджанино (Джироламо Франческо Мария Маццола). "Автопортрет в выпуклом зеркале". 1524.

Антонио Аллегри родился в селении Корреджо возле Модены, и мы знаем его как Корреджо.

 

Корреджо (Антонио Аллегри).
Предположительно, автопортрет.
1532.
Галерея Уффици, Флоренция.

Корреджо (Антонио Аллегри). Предположительно, автопортрет. 1532. Галерея Уффици, Флоренция.

Пьетро Вануччи учился живописи в Перудже и прославил своим искусством имя Перуджино.

 

Перуджино.
«Автопортрет, написанный в Камбио».
Около 1500.

Перуджино. "Автопортрет, написанный в Камбио". Около 1500.

Нелегко найти на карте Италии местечко Караваджо, но его название увековечено в прозвище выдающегося художника Микеланджело Меризи – он значится ныне в альбомах и каталогах выставок как да Караваджо.

 

Оттавио Леони.
«Караваджо».

Оттавио Леони. "Караваджо".

Прозвище могло характеризовать и наружность художника, указывать на его физические качества. Франческо Барбьери прославился как Гверчино (косоглазый); Алессандро Буонвичино – как Моретто да Брешиа (смуглый из Брешии).

 

Гверчино (Франческо Барбьери).
«Автопортрет перед картиной «Любовь и Верность»».
1655.

Гверчино (Франческо Барбьери). "Автопортрет перед картиной "Любовь и Верность"". 1655.

В прозвищах других мастеров искусства итальянского Возрождения выражен намек на профессию, причем не всегда в уважительной форме. Так Бернардино ди Бетто ди Бьяджо назван Пинтуриккио, то есть просто-напросто «мазилка»…

 

Пинтуриккио.
«Автопортрет».
Деталь фрески в Капелле Бальони в Спелло.
1501.

Пинтуриккио. "Автопортрет". Деталь фрески в капелле Бальони в Спелло. 1501.

В духе Италии минувших веков, в характере ее жизнерадостного и наблюдательного народа было не только награждать озорными и остроумными прозвищами отдельных художников и артистов, но и присваивать юмористические названия целым корпорациям. Об этом красноречиво свидетельствуют дошедшие до нас шутливые имена ученых обществ и академий.

Так, в Италии существовали общества «Лентяев», «Фантастиков», «Безумных», академии «Звука», «Рысей» и другие. Мало того, каждый из заметных членов подобной корпорации был известен в среде своих товарищей и коллег под особым именем. Однако в этом случае сказывались в основном привычки интеллектуалов, организованных в группы по профессиональным или досужим интересам, забавные традиции довольно замкнутых кланов, - тогда как художники получали свои прозвища от народа благодаря прославленному творческому дару, выдающемуся таланту.

Ближе к нашим временам прозвища художников исчезают; на смену приходят псевдонимы, избранные ими самими.

Настоящая фамилия французского рисовальщика Гаварни была Шевалье. Его земляк, карикатурист Эмиль Пуаре, родившийся и учившийся в Москве, избрал псевдонимом название своего «орудия производства» - карандаш, придав ему аристократическую форму: Каран д’Аш. Пабло Пикассо всю жизнь подписывался французской фамилией матери, а не испанской фамилией отца, но ударение ставил на испанский лад – на втором слоге, а не на последнем.

 

Пабло Пикассо.
«Автопортрет».
1896.

Пабло Пикассо. "Автопортрет". 1896.

Есть и русские художники с закрепившимися за ними на века придуманными фамилиями. Не мог носить фамилию отца, помещика А. Дьяконова, его сын, рожденный крестьянкой. Ему дали фамилию Кипренский, вероятно, в честь богини любви Киприды.

 

Орест Адамович Кипренский.
«Автопортрет».
1810-е.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Орест Адамович Кипренский. "Автопортрет". 1810-е. ГРМ, Санкт-Петербург.

Орест Кипренский стал одним из самых выдающихся художников начала прошлого века.
Точно так же В. Перов был незаконным сыном барона Г. Криденера и носил фамилию крестного отца – Васильев. Дьячок, учивший маленького Васю грамоте, прозвал его Перовым за хороший почерк; под этой фамилией художник прославил русскую живопись.

 

Василий Григорьевич Перов.
«Автопортрет».
1851.

Василий Григорьевич Перов. "Автопортрет". 1851.

Известные рисовальщики братья Агины – незаконнорожденные сыновья помещика Елагина – по обычаю того времени носили усеченную фамилию отца.

 

А. Агин.
«Автопортрет».
1830-е.

А. Агин. "Автопортрет". 1830-е.

Старший Агин, Александр, дорог нам как один из основоположников русской реалистической иллюстрации, автор рисунков к «Мертвым душам» Гоголя.

Сокращали свои фамилии и другие художники: А. Волков в дореволюционной искре подписывал рисунки «Волк». Л. Злотников в юмористических журналах 1905-1906 годов ставил подпись «Зло». В. Денисов закрепил за собой короткое имя Дени, а Н. Ремизов – Реми (пользовался он и нотной записью, в виде нот «ре» и «ми»).

 

Илья Ефимович Репин.
«Портрет Николая Ремизова».
1917.

Илья Ефимович Репин. "Портрет Николая Ремизова". 1917.

Есть и такой случай, когда художник взял в качестве псевдонима имя любимого литературного героя: Д. Орлов подписывал рисунки «Д. Моор». Как известно, одного из главных действующих лиц драмы Шиллера «Разбойники» звали Карлом Моором.

Искусство иногда становилось побочным занятием, и в этих случаях автор избегал указывать под рисунком ту фамилию, под которой подвизался на основном поприще. Так, ассистент Н. Склифосовского, врач М. Чемоданов был известен читателям юмористических журналов как М. Лилин. А в годы революции 1905 года под его острыми карикатурами на самодержавие, которые размножались подпольщиками в виде фотооткрыток и расходились по всей стране, стояло «Червь» - так называлась первая буква его фамилии в церковнославянской азбуке.

Выдающийся советский скульптор И. Шадр носил фамилию Иванов, а в основу избранного им псевдонима положил название родного города Шадринска.

 

Михаил Нестеров.
«Портрет скульптора И. Шадра».
1934.

Михаил Нестеров. "Портрет скульптора И. Шадра". 1934.

Другой замечательный советский скульптор увековечил свой творческий труд под именем Эрьзя. Его фамилия была Нефёдов, а псевдоним подчеркивал название той этнической группы мордовского народа, к которой он принадлежал.

Всем известен псевдоним трех художников, наших современников – Кукрыниксы.

 

Павел Дмитриевич Корин.
«Портрет художников Кукрыниксов».
1958.

Павел Дмитриевич Корин. "Портрет художников Кукрыниксов". 1958.

Фамилии М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова объединены в псевдоним по принципу контаминации: Ку + Кры + Ник. С. Так подписаны все их коллективные работы; индивидуально же они выступают каждый под собственной фамилией. Это плодотворное сотрудничество знаменито редкой долговечностью. Свыше пятидесяти лет творчество Кукрыниксов – кстати, членов редакционной коллегии журнала «Юный художник» в довоенные годы – знакомо и дорого миллионам советских зрителей и читателей газет и журналов.

 

ХУДОЖНИК

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: