Дерево в живописи

 

А. Соколов.
«Михайловское. Аллея Керн. Раненое дерево».
1949.

А. Соколов. Михайловское. Аллея Керн. Раненое дерево.

 

Александр Витальевич Оболенский.
«Суздаль. Старые деревья».
2001.

Александр Оболенский. Суздаль. Старые деревья. 2001.

 

Александр Семёнович Андреев.
«На дереве».
1985.

Александр Андреев. На дереве. 1985.

 

Александр Семёнович Андреев.
«Жук на дереве».
1995.

Александр Андреев. Жук на дереве. 1995.

 

Александр Яковлевич Власов.
«Великие Луки. Начало XVI века. Дерево-земляная крепост»ь.

Александр Власов. Великие Луки. Начало XVI века. Дерево-земляная крепость.

В самом дворце, в основе его строительства, была заложена какая-то редкая находка, иначе он не простоял бы в таком виде двести лет - ведь все это величественное и стройное здание, так похожее на мраморное, было сооружено из обыкновенного дерева, материала, дающего со временем осадку, сгнивающего от влаги. Наш тайгинский домишко, срубленный, согласно старому документу, в 1904 году, к последней войне подгнил понизу, весь покосился, и я помню, как заделывал его расширяющиеся пазы мхом и замазывал глиной. И ведь он стоял на горе, вдали от воды. А к этому дому-дворцу почти вплотную подступал большой пруд и пруд маленький, у Голландского домика шлюзы держали в нем уровень почти у поверхности земли, так что грунтовые воды увлажняли прилегающую часть парка, незримо подтекали под фундамент дворца. Почему же они за двести-то лет не сгноили сваи, нижние венцы, не перекосили окна, крышу, не похилили колонны? С восхищением я узнал про два особых секрета, которые заложил неизвестный архитектор в свой первоначальный проект, а крепостной Алексей Миронов перестроил по этому проекту весь, как ныне говорится, объект.

Первый секрет - дубовые, глубоко забитые сваи, которые не гниют в воде, а только крепчают. Недавно болгары раскопали на берегу Дуная прочные дубовые сваи моста, построенного еще римским императором Траяном! Я чуть было не написал «прочные, как железо», но вспомнил, что железо-то за полтора тысячелетия было бы бесследно съедено ржавью. Морёный дуб также не пища для жучков-древоточцев, грибков, всяческой плесени, и выходит, что сваям Кусковского дворца в ближайшую тысячу лет ничего не грозит, если только ненароком, по незнанию или какой-нибудь разновидности злого умысла, не вмешаются в их верную подземную службу люди.

Не менее интересным был секрет второй, гарантирующий многовековую стройность здания. Оказывается, оно не срублено и не сложено из бревен, а составлено. Бревна в горизонтальном положении влегают в пазы, старея, рыхлеют неприметно, так что венцы даже из самого прочного дерева дают со временем осадку. А вертикальная жесткость бревна необычайна и не уступит иному современному строительному материалу. Оказывается, не только мы, обнаружившие вдруг потребность в новой науке - бионике, стремимся узнать, понять и выгоднейшим образом использовать свойства живой природы; это делали наши предки задолго до нас, исходя из своих знаний и потребностей.

Не перестает удивлять и восхищать это простое и великое инженерное открытие строителей Кусковского дворца. Бревна в его стенах стоят так, как они жили, - вертикально и комлем вниз. Ни малейшей осадки не дали они, но это не единственное их достоинство. Стоящее дерево и сохнет и вбирает влагу по-особому - недаром погибшая лесина не падает еще много лет. Комель имеет более плотную тяжелую древесину, насквозь пропитан смолой, приближает к земле центр тяжести дерева и, выдержав при жизни огромные и длительные нагрузки на слом и сжатие, сформировал себя в виде прочнейшей, утолщающейся книзу колонны. Колонна здания - думалось попутно мне - это, в сущности, ствол дерева, шпиль - вершина его…

Владимир Чивилихин. «Память». Собрание сочинений в 4-х томах. Москва, «Современник». 1985.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Деревья».
1850-е.

Алексей Саврасов. Деревья. 1850-е.

Дерево:

1. Многолетнее растение с твёрдым стволом и ветвями, образующими крону.
На одном холме стояло дерево – очень высокая ёлка. (М. Пришвин. Фацелия.)
2. Древесный материал, идущий на изделия, постройки.
Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею. (И. Гончаров. Обломов.)

Родословное дерево – родословная таблица в виде дерева.
За деревьями (или из-за деревьев) леса не видеть – проявляя внимание к мелочам, забывать о главном, основном.

«Словарь русского языка». Москва. «Русский язык». 1981.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Деревья у реки».
1861.

Алексей Саврасов. Деревья у реки. 1861.

…ежедневно на земном шаре зажигают приблизительно 3,5 млрд. спичек и примерно 1 млн. кг дерева буквально выбрасываются на ветер.

«Техника – молодежи» 1963 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Деревья у озера».
1868.

Алексей Саврасов. Деревья у озера. 1868.

Новое о деревьях.

Деревья растут только по ночам – с 9 час. вечера до 6 час. утра. Многочисленные измерения, проведённые д-ром Гонзалесом показали, что 90% суточного прироста приходятся на тёмное время суток, а остальные 10% - на вечер. Между полуднем и 6 часами вечера деревья «отдыхают» (Австралия).

«Техника – молодежи». 1970 год.

* * *

 

Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Деревья у воды. Ветви деревьев».
1870-е.

Алексей Саврасов. Деревья у воды. Ветви деревьев. 1870-е.

Кора очищает воду.

Воду, загрязнённую нефтяными отходами предприятий и судов, можно очищать обыкновенной древесной корой. Измельчённую и спрессованную кору, уложенную на основу из нейлона, опускают в «нефтяную» воду.
Два метра такой коры поглощают один литр нефти. После использования такая кора, пропитанная нефтью – великолепное топливо (Норвегия).

«Техника – молодёжи» №5 1970 год.

* * *

 

Андрей Иванович Иванов.
«Адам и Ева с детьми под деревом».
1803.

Андрей Иванов. Адам и Ева с детьми под деревом. 1803.

 

Аполлинарий Михайлович Васнецов.
«Строительство деревянных стен Кремля XII века».
1903.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. "Строительство деревянных стен Кремля XII века. 1903.

 

Архип Иванович Куинджи.
«Закат с деревьями».
1876-1890.

Архип Куинджи. Закат с деревьями. 1876-1890.

 

Архип Иванович Куинджи.
«Дерево на фоне вечернего неба».
1890-1895.

Архип Куинджи. Дерево на фоне вечернего неба. 1890-1895.

 

Архип Иванович Куинджи.
«Стволы деревьев».

Архип Куинджи. Стволы деревьев.

 

Василий Васильевич Верещагин.
«Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге».
1894.

Василий Верещагин. Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павлв в Пучуге. 1894.

 

Винсент Ван Гог.
«Абрикосовые деревья в цвету».

Винсент Ван Гог. "Абрикосовые деревья в цвету".

 

Винсент Ван Гог.
«Вид Арля с цветущими деревьями».
1889.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог. "Вид Арля с цветущими деревьями". 1889. Музей Ван Гога, Амстердам.

 

Винсент Ван Гог.
«Два копателя среди деревьев».
1889.
Институт искусств, Детройт.

Винсент Ван Гог. "Два копателя среди деревьев". 1889. Институт искусств, Детройт.

 

Винсент Ван Гог.
«Дерево, согнувшееся под ветром».
1883.

Винсент Ван Гог. "Дерево, согнувшееся под ветром". 1883.

 

Винсент Ван Гог.
«Деревья в поле в солнечный день».
1887.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог. "Деревья в поле в солнечный день". 1887. Частная коллекция.

 

Винсент Ван Гог.
«Деревья в саду госпиталя Сен-Поль».
1889.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог. "Деревья в саду госпиталя Сен-Поль". 1889. Частная коллекция.

 

Винсент Ван Гог.
«Деревья».
1887.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог. "Деревья". 1887. Музей Ван Гога, амстердам.

 

Винсент Ван Гог.
«Деревянные сараи».
1889.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог. "Деревянные сараи". 1889. Частная коллекция.

 

Винсент Ван Гог.
«Миндальное дерево в цвету».
1888.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог. "Миндальное дерево в цвету". 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.

 

Винсент Ван Гог.
«Осенний пейзаж с четырьмя деревьями».
1885.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Винсент Ван Гог. "Осенний пейзаж с четырьмя деревьями". 1885. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

 

Винсент Ван Гог.
«Стволы деревьев с плющом».
1889.
Музей Ван Гога, Амстердам.

Винсент Ван Гог. "Стволы деревьев с плющом". 1889. Музей Ван Гога, Амстердам.

 

Винсент Ван Гог.
«Стволы деревьев с плющом».
1889.
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

Винсент Ван Гог. "Стволы деревьев с плющом". 1889. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.

 

Винсент Ван Гог.
«Фруктовый сад в цвету (Сливовые деревья)».
1888.

Винсент ван Гог. Фруктовый сад в цвету (Сливовые деревья). 1888.

 

«Деревянный дворец царицы Елизаветы Петровны».

"Деревянный дворец царицы Елизаветы Петровны".

 

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья в поле. Братцево».
1866.

Иван Шишкин. Деревья в поле. Братцево. 1866.

Деревья различаются по форме ствола (конусовидные, цилиндрические, вздутые и др.), кроны (пирамидальные, яйцевидные, шаровидные и др.), а иногда и корней (досковидные, ходульные, корни-подпорки, дыхательные и др.).

«Большая Российская энциклопедия». Москва. «Большая Российская энциклопедия». 2007.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья. Козловка-Засека».
1873.

Иван Шишкин. Деревья. Козловка-Засека. 1873.

Государства брали своим гербом (кстати, слово «херба» переводится как растение, трава, дерево) то пальмовую ветвь, то кленовый лист, то невиданный цветок дерева. До сих пор представители некоторых племён и народностей считают, что устроили свой дом лишь только после того, как поставят на новой территории хотя бы шест – символическое дерево рода.

А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Овраг в Козловке-Засеке. Группа деревьев».
1873.

Иван Шишкин. Овраг в Козловке-Засеке. Группа деревьев. 1873.

Взять хотя бы комнатные цветы. Если любящий и ухаживающий за ними хозяин заболевает, цветы чахнут и теряют листья. В случае же его смерти растения часто тоже погибают. Во многих странах есть обычай: в случае смерти одного из домочадцев вешать на комнатные растения траурные ленты или чёрную шаль. Такое траурное украшение помогает растению высказать свою скорбь и уберегает его от преждевременной смерти от горя.

Связь между человеком и деревом ещё более крепка. На этом основывается другой древний обычай у многих народов мира. После рождения ребёнка родители сажают в его честь маленькое деревце либо выращивают несколько лет саженец в горшке из семечка, а затем дают посадить его подросшему малышу. Подрастающий ребёнок из года в год оберегает своего «зелёного друга», ухаживает за ним. А многие годы спустя, покидая отчий дом, этот человек явственно ощущает незримую связь между собой и родным деревом.

Исследовавший этот феномен парапсихолог Валерий Андреев утверждает: «Когда человек сам посадил дерево и уделяет ему потом внимание, можно считать, что жизнь обоих прочнейшим образом связана. Человек и его дерево как бы составляют единое целое в астральном плане».

К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Срубленное дерево».
1875.

Иван Шишкин. Срубленное дерево. 1875.

Будучи четырёхлетним малышом, Игорь Жилин посадил в саду своих родителей маленькую берёзку. Деревце постепенно росло и крепло. В юношеском возрасте паренёк любил отдыхать с книжкой в руке под молодой берёзой, нежно шелестящей ярко зелёной листвой. Во время учёбы в институте Игорь почти всё лето провёл в геологической экспедиции далеко от родного дома. В один из дней, увидев, увидев, что на берёзе стали усиленно сохнуть листья, родители юноши не на шутку встревожились. Ведь сын их предупреждал: если с ним что-то случится, его дерево непременно сообщит об этом. Вскоре родители получили телеграмму, в которой сообщалось: Игорь попал в аварию и лежит в больнице, состояние его тяжёлое, но вероятность выздоровления высока. На сей раз Игорю удалось вылечиться, целым и невредимым  вернуться домой. Берёза, немного поболев, снова приоделась в зелёную лиственную шаль. Позже, уже после окончания института, Жилин увлёкся альпинизмом и каждое лето ездил в горы. Когда ему было сорок три, он уехал с друзьями штурмовать Казбек. Совсем уже состарившиеся родители Игоря, коротавшие остаток жизни на подмосковной даче вместе с внуками, однажды, как и много лет назад, с ужасом обратили внимание на любимое дерево своего сына. Берёза стремительно чахла прямо на глазах. Страшная весть о гибели Игоря во время сложнейшего восхождения на гору пришла пару дней спустя. Дерево же, потеряв всю листву, превратилось в сухой остов, печально воздевающий к небу свои оголённые руки-ветви. Три года спустя мёртвую берёзу повалил бушевавший в Москве и Подмосковье знаменитый ураган 1998 года.

К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«В лесу. Упавшее дерево».
1878.

Иван Шишкин. В лесу. Упавшее дерево. 1878.

Растения – существа живые. Ботаники даже установили, что так называемые геопатогенные, то есть неблагоприятные для человека и животных, зоны на деревья влияют гораздо активнее, чем на людей. В таких зонах они просто не растут, как говорится, чахнут на корню.

А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья у ручья на горе Кастель».
1879.

Иван Шишкин. Деревья у ручья на горе Кастель. 1879.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Упавшее дерево. Сиверская».
1879.

Иван Шишкин. Упавшее дерево. Сиверская. 1879.

Деревья в родовых поместьях не всегда погибают после смерти посадившего их, а могут просто терять одну из своих мощных ветвей каждый раз, когда умирает кто-то из домочадцев. Родовой дуб в поместье дворян Никитских был посажен почти четыреста лет назад. Князь Алексей Никитский укрепил на дубе табличку с надписью: «Покуда жив наш род, будет дуб сей стоять, но если последний из нашего рода умрёт, погибнет и он». С того времени люди стали замечать каждый раз, когда у Никитских кто-то умирал, у дуба сразу же обламывалась или усыхала одна из веток. После Октябрьской революции Никитские бежали за границу, и вскоре в их дуб ударила молния, сильно изуродовав исполина. Но ещё десятки лет изувеченное дерево продолжало жить. И лишь в 1989 году, когда во Франции умер последний потомок этого древнего рода, уцелевший после всех передряг дуб стал стремительно сохнуть, вскоре превратившись в безжизненную изуродованную корягу.

К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья».
1870-е.

Иван Шишкин. Деревья. 1870-е.

Учителей знаменитый йогов непременно изображают сидящими под священными деревьями. А самого человека йоговской школы нередко изображают в виде дерева. Ствол – спинной мозг, ветки – 72 тысячи нервов, семь цветков на дереве – семь центров астрального тела, листья – лёгкие… Дело, конечно, не только в аналогиях, но ещё и в том, что «нервизм» и нервную систему у деревьев недавно обнаружили учёные. И потому не надо смеяться над теми, кто утверждает, будто чувствует настроение растений и даже разговаривает с ними.

А. Капков. «Это дерево – моё». «Крестьянка» №9 1990 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
Поваленное дерево.
1870-е.

Иван Шишкин. Поваленное дерево. 1870-е.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Спиленное дерево».
1870-е.     

Иван Шишкин. Спиленное дерево. 1870-е.

Обычно содружество человека и дерева приносит положительные результаты. Срок жизни дерева больше, чем у человека, и оно в какой-то мере продлевает жизнь и сохраняет здоровье своему «брату» или «сестре». Однако есть один неприятный побочный эффект. Если по воле рока первым погибнет дерево, то и с его хозяином может случиться несчастье.

Такой обратный эффект несколько лет назад оборвал жизнь одного из моих знакомых. Во дворе Михаила Шумилина росла раскидистая берёза, которую он посадил, ещё будучи ребёнком. Он любил дремать в её тени, а отправляясь в командировку, всегда прощался с ней, как с человеком, по возвращении здоровался. Но, к несчастью, берёза росла возле соседнего забора, и злобная старуха-соседка то и дело требовала от Михаила спилить дерево, мотивируя это тем, что оно «все соки высосало» из её огорода. Много раз он посылал куда подальше старую фурию, но однажды та решилась на откровенное злодейство. Когда пятидесятидвухлетний Шумилин уехал отдохнуть в санаторий, а его жена и дети отправились в турпоездку, соседка подговорила двух алкашей, и те за литр водки срубили берёзу под корень. В тот же день у находившегося за две тысячи километров от родного дома Михаила случился тяжелейший сердечный приступ, а спустя несколько дней, так и не оправившись от удара, он умер. Но и зловредная старуха скончалась через несколько месяцев после смерти соседа.

К. Бутусов. «Дерево жизни и смерти». «За семью печатями» январь 2005 год.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Этюды деревьев».
1880-е.

Иван Шишкин. Этюды деревьев. 1880-е.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Гнилое дерево, покрытое мхом».
1890.

Иван Шишкин. Гнилое дерево, покрытое мхом. 1890.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Группа лиственных деревьев и камни». Набросок.

Иван Шишкин. Группа лиственных деревьев и камни. Набросок.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Деревья».

Иван Шишкин. Деревья.

Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.

Ф. Тютчев.

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«Корни дерева».

Иван Шишкин. Корни дерева.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Летний день. Деревья».

Иван Шишкин. Летний день. Деревья.

 

Иван Иванович Шишкин.
«Стадо под деревьями».

Иван Иванович Шишкин. "Стадо под деревьями".

 

Иван Иванович Шишкин.
«Упавшее дерево».

Иван Иванович Шишкин. "Упавшее дерево".

 

... 2

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ