Андре Дерен.

"Большая Российская энциклопедия". Том 8.

Москва. 2007 год.

 

Дерен (Derain) Андре (17.6.1880, Шату, близ Парижа – 8.9. 1954, Гарш, там же), французский живописец, сценограф, график, скульптор. Учился в Шату у А. Жакомена (1895-98); в 1898-99 посещал в Париже академию Э. Карьера, где познакомился с А. Матиссом, А. Марке и др. Всесте с М. де Вламинком работал в Шату; в 1905 присоединился к группе мастеров фовизма. В пейзажах Дерена этого времени очертания природных форм растворяются в полыхающих красочных массах («Порт в Гавре», 1905-06, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Виноградники весной», около 1906, Художественный музей, Базель).

Андре Дерен.
«Порт в Гавре».
1905-1906.

Андре Дерен. "Порт в Гавре". 1905-1906.

 

Ослепительное звучание синих и зелёных тонов доминируют в лондонских пейзажах, написанных в 1906 («Темза», Стеделейкмюсеум, Амстердам). С 1907 Дерен сближается с П. Пикассо и его кружком; в лаконичных формах, скупой красочной гамме произведений этого периода появилось влияние П. Сезанна и раннего кубизма («Роща», около 1912, Эрмитаж; «Старый мост в Кане», 1910, Национальная галерея искусств, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж).

Андре Дерен.
«Темза немного ниже Лондонского моста».
1906.

Андре Дерен. "Темза, немного ниже Лондонского моста". 1906.

 

Андре Дерен.
«Роща».
Около 1912.

Андре Дерен. "Роща". Около 1912.

 

В портретах и сюжетных композициях заметны также реминисценции европейской классики и наивного искусства («Люси Канвейлер», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж; «Субботний день», 1911-14, ГМИИ; «Тайная вечеря», 1913, Чикагский институт искусств).

Андре Дерен.
«Субботний день».
1911-1914.

Андре Дерен. "Субботний день". 1911-1914.

 

Андре Дерен.
«Тайная вечеря».
1913.

Андре Дерен. "Тайная вечеря". 1913.

 

В 1914-18 Дерен служил в армии. После 1-й мировой войны много работал в театре, оформлял балетные спектакли Русского балета Дягилева («Волшебная лавка» О. Респиги, 1919; «Джек из коробки» Э. Сати, 1926) и других трупп («Салат» Д. Мийо, 1935, Парижская опера, и др.).

Андре Дерен.
Эскиз декорации к балету «Джек из коробки».
1926.

Андре Дерен. Эскиз декорации к балету "Джек из коробки". 1926.

 

В 1920-е гг. стал одним из главных мастеров неоклассицизма. Фигуры на его полотнах очерчены плавными изгибами линий, пластичные объёмы организуются в хорошо сбалансированные композиции («Обнажённая с кувшином», 1923-24, Музей Оранжери, Париж; «Пьеро и Арлекин», 1924, частное собрание, Париж).

Андре Дерен.
«Обнажённая с кувшином».
1923-1924.

Андре Дерен. "Обнажённая с кувшином". 1923-1924.

 

Андре Дерен.
«Пьеро и Арлекин».
1924.

Андре Дерен. "Пьеро и Арлекин". 1924.

 

Внимательное изучение помпеянских росписей, классического итальянского искусства, также произведений К. Коро, О. Ренуара ощутимо в картинах «Две обнажённые женские фигуры и натюрморт» (1935), «Мрачный пейзаж» (около 1950; обе – собрание Леви, Франция) и др.

Андре Дерен.
«Две обнажённые женские фигуры и натюрморт».
1935.

Андре Дерен. "Две обнажённые женские фигуры и натюрморт". 1935.

 

С 1935 жил в Шамбурси, продолжал активно заниматься сценографией и печатной графикой (в т. ч. Иллюстрации к произведениям Овидия, Петрония, Ф. Рабле, Ж. де Лафонтена, Г. Аполлинера). Работал также в области керамики и мелкой пластики.
Литература: Sutton D. A. Derain. L., 1959; Lee J. Derain. Oxf., 1990; Diehl G. Derain. P., 1991; Cabanne P. A. Derain.P., 1994. (В. А. Крючкова).

 

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.