Церковь

в живописи и литературе

 

Ян ван Эйк.
«Благовещение у церкви».

Ян ван Эйк. "Благовещение у церкви".

Церковь:

1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности.
Православная церковь. Католическая церковь. Отделение церкви от государства.

2. Здание, в котором происходит христианское богослужение.
Собралось такое множество почётных богомольцев, что простые крестьяне не могли поместиться в церкви и стояли на паперти и в ограде. (Пушкин. Дубровский.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984 год.

* * *

 

Гарофало (Бенвенуто Тизи).
«Аллегория Ветхого и Нового Завета (Синагога и Христианская церковь)».
Между 1528 и 1531.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Гарофало (Бенвенуто Тизи). "Аллегория Ветхового и Нового Завета (Синагога и Христианская церковь)". Между 1528 и 1531. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о боге.

Из публичных выступлений индейских вождей.

* * *

 

Алессандро Аллори.
«Аллегория Христианской церкви».
Начало 1600-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Алессандро Аллори. "Аллегория Христианской церкви". Начало 1600-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ – автокефальная поместная православная церковь, в наше время – самая крупная из всех автокефальных православных церквей.

Русская Православная Церковь образовалась в конце 10 века после принятия Русью христианства. В 1448 году собор епископов в Москве провозгласил автокефалию (то есть независимость) Русской Церкви. В 1589 году на Руси было утверждено патриаршество. В 1653-1667 годы была проведена церковная реформа: русские церковные обряды и богослужебные книги были изменены в соответствии с обрядами Греческой Церкви. В результате церковной реформы произошел раскол Русской Православной Церкви и возникло «старообрядчество», приверженцы которого до наших дней сохраняют верность древнерусским обрядам. Старообрядцы были отлучены от церкви и создали собственные церковные организации, существующие до сих пор.
В 11-17 веках Русская Православная Церковь играла выдающуюся роль в жизни России, но в 18 веке ее положение изменилось – светские власти стремились к ограничению роли церкви и духовенства в жизни русского общества. Петр I и его наследники стали проводить политику ограничения церковной власти и секуляризации (изъятия у церкви) владений.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Нового патриарха уже не выбирали, а учредили пост местоблюстителя патриаршего престола. В 1702-1721 годах этот пост занимал митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский (1658-1722 годы). Кроме того, для управления церковью в 1701 году был создан Монастырский приказ. В его ведение перешли все церковные вотчины, судебная власть, контроль за изданием духовных книг и духовными школами, выплата денежных окладов священнослужителям и монахам. В 1725 году приказ преобразовали в Камер-коллегию при Синоде.

В 1721 году высочайшим указом был принят «Духовный регламент», учредивший вместо патриаршества новый коллегиальный орган церковного управления – Духовную коллегию, названную позднее Святейшим Правительствующим Синодом. Наступил Синодальный период в истории Русской Церкви (1721-1917 годы). Члены Синода назначались государем и подчинялись непосредственно ему. В 1722 году была введена должность обер-прокурора Святейшего Синода. Таким образом, церковь была полностью подчинена светской власти.

При Екатерине II в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, в результате которой церковь лишилась значительной части своих владений. Для церковных служителей были установлены штатные оклады, выплачиваемые из государственной казны. В России резко сократилось число монастырей и монашествующих. В то же время был принят ряд мер, направленных на улучшение положения приходского духовенства.

В начале правления Александра I интересы Православной Церкви продолжали ущемляться. В 1817-1824 годах существовало Министерство духовных дел и народного просвещения, подчинившее себе Синод. Глава министерства А. Н. Голицын, поклонник мистицизма и некоего «универсального единого христианства», поддерживал распространение иных религий и запрещал защиту православия. Только после настоятельных протестов православных иерархов министерство было закрыто, а Голицын уволен от должности.

При императоре Николае I традиционно значительная роль Русской Церкви в политической и общественной жизни России постепенно возвращалась. В начале 1830-х годов было официально провозглашено, что основы русского государственного строя покоятся на трех началах: Самодержавии, Православии, Народности (позднее это учение стали называть «теорией официальной народности»). Традиционную православную веру защищал Свод законов Российской империи (1833 год). В правление Николая I государственная власть приняла меры, улучшившие материальное положение монастырей и сельских приходов. Важной особенностью политики Православной Церкви этого времени была борьба против различных сект.

В годы царствования Александра II и Александра III значение Русской церкви продолжало увеличиваться. Особую роль в этом сыграл К. П. Победоносцев, обер-прокурор Синода в 1880-1905 годах. Выросло число храмов и монастырей, значительно оживилось духовное образование, увеличилось число изданий духовно-нравственной литературы. Тем не менее церковь по-прежнему подчинялась светской государственной власти.

В 18-19 веках Русская Православная Церковь делилась на епархии, число которых постоянно возрастало. К концу 19 века существовало 65 епархий. Во главе епархий стояли митрополиты, архиепископы или епископы. В 1744 году для управления епархиальными делами были созданы консистории (духовные управления). С конца 18 века епархии делились на три категории – I, II и III класса. В 1867 году классы епархий были отменены.

В 1800 году военное духовенство перестало подчиняться епархиальному начальству, а для управления им учредили должность постоянного обер-священника армии и флота. В 1858 году обер-священники были переименованы в главных священников. В 1890 году введена должность протопресвитера военного и морского духовенства, который возглавил управление духовной жизнью русской армии и флота.

В 18 веке складывается система духовного образования в России. К началу 19 века существовало 4 духовных академии, 36 семинарий и 115 низших училищ. В 1808 году была проведена реформа духовного образования. Начальное образование можно было получить в приходских и уездных училищах, среднее – в семинариях (по одной на епархию), высшее – в академиях. В 1867-1869 и 1884 годах проводились новые реформы духовных школ.

Несмотря на сложные отношения со светской властью, на широкое распространение светского и атеистического мировоззрения, Русская Православная Церковь в Синодальный период своей истории продолжала уделять большое внимание духовному просвещению народа. В 18-19 веках особенно прославились такие духовные пастыри, как митрополит Тихон Задонский, Платон (Левшин), Филарет (Дроздов), Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник. В монашеской жизни возрождается старчество, связанное с именами Паисия Величковского, Амвросия Оптинского и других оптинских старцев, а также Серафима Саровского и других.

Особое значение уделялось миссионерской деятельности на окраинах страны – от Польши и Прибалтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Чукотки на севере до Причерноморья, Кавказа, Средней Азии и Китая на юге. Имена Николая, архиепископа Японского, Германа Аляскинского, архимандрита Макария Глухарева, апостола Алтайского края, Иннокентия (Попова-Вениаминова) и многих других входят в число величайших просветителей христианского мира. Во 2-й половине 19 века было создано Православное миссионерское общество.

18-19 века ознаменованы деятельностью замечательных богословов, немало сделавших для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение (Федор Голубинский, Филарет Гумилевский и другие). Выдающимся трудом стала многотомная «История Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова). Самой важной из всех богословских работ стала подготовка издания нового перевода Библии. В 1751 году Библия вышла в свет, однако издание было не совсем удачным. В 19 веке работа над новым переводом Библии продолжилась, и в 1877 году в свет вышло полное печатное издание Библии (так называемое синодальное издание), которое до сих пор используется в Русской Православной Церкви.

Школьная энциклопедия. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.

* * *

 

Гвидо Рени.
«Спор отцов церкви о христианском догмате Непорочного зачатия».
Между 1620-1642.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Гвидо Рени. "Спор отцов церкви о христианском догмате Непорочного зачатия". между 1620-1642. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Чтобы понять культуру древних евреев, нужно вдуматься в их культ — культ Иерусалимского ветхозаветного Соломонова храма. Он создавался как единственное место поклонения единому Богу. Условие это выполнено не было. После разделения царства на Израиль и Иудею израильтяне построили свой храм, а пару десятилетий назад археологи обнаружили, что в Израильском царстве было даже два храма, хотя это было нарушением первоначального замысла. Израиль, воюя с Иудеей, постоянно пытался завладеть Ковчегом Завета, оставшимся в Иерусалимском храме. Сделать это ему не удалось, зато удалось Навуходоносору. А после восстановления храма Ковчега уже не было (он был утрачен во время «вавилонского плена»). Но сам храм был восстановлен примерно в том же виде, в каком он был построен при Соломоне.

Три части Соломонова храма повторяются в любой христианской церкви. Притвор соответствует Двору иудеев Иерусалимского храма. Основной объем (наос, неф) соответствует собственно Иерусалимскому храму с жертвенником всесожжения. Алтарь храма соответствует тому месту Иерусалимского храма, где находилась главная святыня — Ковчег Завета. Это место обычно называется в нашей литературе «святая святых» (множественное число величия), а, говоря современным языком, можно не очень корректно сказать «святое святых». «Святая святых» отделялась от собственно храма и места жертвенника завесой, и в каждом христианском храме обязательно будет завеса в том или ином виде. Есть и много других совпадений. Священнические облачения имеют прямые пересечения с библейскими и по покрою, и по символике. Так же, как в Иерусалимском храме, у западных и восточных христиан в алтаре у престола остались семисвечники, но это уже просто верность традиции.

Владимир Махнач. «Палестина и Финикия». 1997 год.

* * *

 

«Откровение Симону Варягу о создании Печерской церкви».

"Откровение Симону Варягу о создании Печерской церкви".

Храм – не только дом молитвы, но и место особого присутствия – Христа.

Входя в церковь и выходя из нее, мы осеняем себя крестным знамением. Мужчины находятся в храме с непокрытой головой, женщины – с покрытой. Однако для женщин это правило не носит характера строгой обязательности и в наши дни не всегда соблюдается (тем не менее им не следует пренебрегать, хотя бы для того, чтобы не вызывать смущения у людей строго традиционных).

Войдя в храм, принято прикладываться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви. По желанию можно ставить свечи перед тем или иным образом: их покупают у входа в «свечном ящике». Это наша малая лепта, жертва Церкви.

Во время службы в православных храмах стоят, но для больных и старых делается исключение. Стоять следует лицом к алтарю.

Когда священник кадит в нашу сторону, читает Евангелие, произносит слова «мир всем» - принято склонять голову.

Принимая благословление епископа или священника, мы принимаем благословление Церкви. Обычай целовать руку епископа (или священника) напоминает о том, что эта рука держала Св. Чашу Евхаристии.

Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если мы в этот день не причащаемся.

Опаздывая к обедне или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к таинству. Разумеется, можно уйти в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

По обычаю во время Литургии три раза становятся на колени, когда: 1) происходит освящение Даров (от возгласа «Благодарим Господа» до конца пения «Тебе поем!»); 2) выносится Св. Чаша для приобщения; 3) священник осеняет народ Св. Чашей со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

В пасхальные дни (до праздника Св. Троицы), а также в рождественские (святки) – коленопреклонение отменяется.

Находясь в церкви, нужно заботиться о том, чтобы не мешать стоящим рядом, в случае тесноты пропускать вперед детей, старых, немощных. Если мы видим, что кто-то нарушает порядок в храме, лучше воздержаться от замечаний; в крайнем случае, можно дать объяснение после службы.

Ответы тем, кто не понимает богослужения и хочет узнать его смысл, следует отложить до конца службы.

Как держать себя в церкви. «Молодежь Псковщины».

* * *

 

Василий Верещагин.
«Закладка десятинной церкви в Киеве в 989 году».

Василий Верещагин. "Закладка десятинной церкви в Киеве в 989 году".

Принятие христианства открыло новую страницу в истории Киевской Руси. Христианство вводилось в качестве государственной религии со всеми вытекающими из союза церкви и государства позитивными и негативными последствиями. С конца Х в. зависевшая от духовной юрисдикции Константинополя Русская православная церковь начала выстраивать свои структуры и занимать место, отведенное ей княжеской властью, неразрывно связав свою судьбу с судьбой Русского государства.

Вместе с тем были заложены основы оригинальной восточноевропейской культуры, обогащенной высшими ценностями греческой цивилизации. В европейском христианском мире формировался новый элемент – загадочная, манящая и пугающая Русь.

При введении христианства церковь принялась укреплять общую для всех подчиненных Киеву славянских племен связь – связь через центральную власть. Эта функция православия со временем становилась определяющей. Феодальные междоусобицы, вторжения вражеских орд, изменения территориальных границ в течение столетий перемешивали славянские племена с финно-угорскими и тюркскими. В феодальном мире беспорядков, насилия и войн православная церковь пыталась противостоять не только хаосу и неустойчивости, но и сохранять русскую культурную традицию.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

«Церковь Рождества Богородицы и Никольский собор на Ладоге».

"Церковь Рождества Богородицы и Никольский собор на Ладоге".

В Византии христианский культ имел пышную и торжественную литургию, развитую богословскую и каноническую книжность, совершенные формы храмового зодчества и живописи. В княжение Владимира и его сына Ярослава, когда двери в Византию для Киевской Руси широко открылись, молодое государство переживало бурный подъем культуры. В XI в. зародилась древнерусская литература, патриотическая и гражданственная, тесно связанная с устным народным творчеством и по преимуществу религиозная; началось строительство каменных храмов, расписываемых по греческим канонам. Церковь взяла на себя регулирование семейно-брачных отношений, стала по сути монополистом в сфере образования, способствовала этнической консолидации общества на основе православия. Христианизация влекла за собой и отрицательные последствия для развития русской культуры: те народные языческие элементы культуры, которые церковь не могла приспособить к христианству, она вытесняла. Преследовала, пыталась уничтожить, опираясь на вооруженную силу и авторитет великокняжеской власти.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

«Спасо-Преображенская церковь в Новгороде Великом (основана в XII веке)».

"Спасо-Преображенская церковь в Новгороде Великом (основана в XII веке)".

С укреплением церкви, превращением ее в часть государственной системы активизировалась колонизационная политика (строительство монастырей), у монастырей и кафедральных церквей появилась земельная собственность. Укрепление экономических позиций церкви в XIII в. привело к более активному вмешательству ее в политическую жизнь. Великокняжеской властью церкви была дарована десятина, в церковное право вошли нормы древнерусского права. В соответствии с государственно-политической структурой Руси в XIII в. было образовано 16 епископий, формировался национальный пантеон святых.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

«Успенская соборная церковь в Новгороде Великом».

"Успенская соборная церковь в Новгороде Великом".

В XIV-XV вв. при ордынском иге отмечался рост религиозности населения, формировались национально-специфические черты русского православия; этот процесс особенно усилился после взятия турками в 1453 г. центра греко-православного христианства – Константинополя. Изолированное положение России в сочетании с претензией на роль единственной хранительницы православной веры породило бурную активность церкви. Взлет монастырского строительства был обусловлен экономическим развитием удельных княжеств и появлением нового типа монастырей, прямо не зависящих от местной феодальной власти.

В середине XIV в. около Радонежа Варфоломей, сын осевших здесь ростовских бояр, принял постриг и, нарекшись Сергием, основал на холме Маковец, в 72 км от удела московского князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского, Троицкий монастырь. С самого начала Сергий Радонежский поддерживал московского князя Дмитрия, с семьей которого был связан, поручения которого выполнял, политике которого помогал подчинить действия соседних князей. Отдельные представители высшего духовенства, в том числе Сергий, сыграли позитивную роль в консолидации сил для борьбы за независимость, в свержении ордынского ига и организации централизованного Русского государства.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Валерий Павлович Овсянников.
Новгородские древности. 1. Церковь святого Стратилата «что на Федоровском ручье» (XIII век). 2. Древняя палата в архиерейском доме.3. Белая башня (на Софийской стороне). 4. Церковь Покрова (XIV век).

Валерий Павлович Овсянников. "Новгородские древности. 1. Церковь святого Стратилата "что на Федоровском ручье" (XIII век). 2. Древняя палата в архиерейском доме. 3. Белая башня (на Софийской стороне). 4. Церковь Покрова (XIV век).

Вводя иго на Руси, ханы постарались привлечь на свою сторону русскую церковь. Ее освободили от даней и. поборов. Освобождалось все черное монастырское духовенство, все белое приходское духовенство, что группировалось вокруг церквей с их клирами и зависимыми от церкви людьми, населявшими дворы при храмах. Это был очень дальновидный шаг. Он получил свое выражение в специальных ярлыках - ханских жалованных грамотах русским митрополитам. В них духовные отцы освобождались от даней, пошлин и повинностей. Объявлялись неприкосновенными все церковные имущества, а за оскорбление веры грозила смерть.

Отныне церковные иерархи были в ризе как в броне.

И Александр, отойдя от отцовского своеволия, жаловал церкви десятины в городах, расширял права церковного суда, давал средства на увеличение клира, заказывал переписчикам духовные книги и передавал их церкви.

В четырех километрах к северу от Переяславля он основал Александро-Борисоглебский монастырь. Впрочем, землей наделил его скупо. Тем не менее позднее владимирский епископ Иаков ставил Александра в пример одному из его сыновей: «Вижь, сыну князь, како ти были велиции кндзи, твои прадеды и деды, и отец твой великий князь Олександр - украсили церковь божию кли-рошаны и книгами, и богатили домы великими десятинами по всем градам и суды церковными».

В. Пашуто. «Александр Невский». Москва, «Молодая гвардия». 1974 год.

* * *

 

Валерий Павлович Овсянников.
1. Успенский собор во Владимире (на р. Клязьме), в его прежнем виде. 2. Тот же собор (после реставрации). 3. Золотые ворота во Владимире. 4. Рождественский монастырь XII в. во Владимире. 5. Церковь Рождества Богородицы, сооружённая на р. Нерли Андреем Боголюбским.

Валерий Павлович Овсянников. 1. Успенский собор во Владимире в его прежнем виде. 2. Тот же собор после реставрации. 3. Золотые ворота во Владимире. 4. Рождественский монастырь XII века во Владимире.

 

«Великий князь Василий Васильевич отвергает объединение с Латинской церковью. 1440 год.».

"Великий князь Василий Васильевич отвергает объединение с Латинской церковью. 1140 год.".

В XV в. церковь превращается в одного из крупнейших земельных собственников, в основном за счет великокняжеских пожалований, вкладов бояр и знати, захвата опустевших общинных земель, колонизации отдаленных районов. Появление еретических движений в определенной степени было связано с реформацией, которая в Западной Европе уже завершилась. Многолетняя ожесточенная полемика среди черного духовенства привела к разделению русского монашества на две партии – нестяжателей и иосифлян. По мере укрепления Русского государства возрастала зависимость церкви, ограничивались ее привилегии. Иван IV на стоглавом соборе 1551 г. настоял на законодательном ограничении расширения монастырского землевладения.

В русском православии никогда не было активного миссионерства: проповеднической деятельностью (так православное духовенство называло миссионерство) церковь занималась лишь в районах, уже покоренных и включенных в состав Российского государства. Но среди духовенства, приобщавшего нерусские народы к православию, была плеяда настоящих просветителей, которые много сделали для развития культуры народов Северо-Востока, Поволжья, Зауралья и Сибири.

Объединение земель под властью великого князя усиливало московскую митрополию.

С середины XV в. избранные поместным собором московские митрополиты перестают ездить для «поставления» в Константинополь, поскольку константинопольский патриарх стал турецким подданным. Практически русская церковь стала автокефальной. После возведения константинопольским патриархом на киевскую кафедру митрополита в 1458 г. Русская митрополия разделилась на Московскую и Киевско-Литовскую.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Лоуренс Альма-Тадема.
«Церковная жизнь в XV столетии».
1864.
Частная коллекция.

Лоуренс Альма-Тадема. "Церковная жизнь в XV столетии". 1864. Частная коллекция.

- Господь да поможет мне! Я слабейший из слабых, - вздохнул Аллейн. - Молю бога о том, чтобы он укрепил мои силы.

-  А ради чего? - насмешливо спросила она. - Ведь вы, насколько я понимаю, вознамерились навсегда замкнуться в четырех стенах монастырской кельи, так какая вам польза, если ваши молитвы и будут услышаны?

-  Ради спасения собственной души.

Она отвернулась от него, грациозно пожав плечами и махнув рукой.

-  И это все? - спросила она. - Значит, вы ничуть не лучше отца Христофора и всех остальных! Собственная душа! Собственная! Мой отец служит королю, и когда он на коне врезается в гущу боевой схватки, он никогда не думает о том, чтобы спасти собственное ничтожное тело. И его мало заботит мысль, что оно может остаться на поле боя. Тогда почему же вы, воины Духа, вечно каетесь, прячетесь по кельям да подвалам и всегда заняты только самими собой, а мир, который вам следовало бы исправлять, идет своей дорогой, и никто не видит и не слышит вас? Если бы вы так же мало тревожились за свою душу, как воин за свое тело, вы приносили бы больше пользы душам других людей.

-  В ваших словах, госпожа, есть доля правды, - отозвался Аллейн. - Но все-таки что, по-вашему, должны делать духовенство и церковь? Мне не ясно.

-  Пусть бы они жили, как остальные люди, и так же работали, проповедуя больше своей жизнью, чем словами. Пусть бы они вышли из  своего уединения, смешались с бедняками, познали те же страдания и радости, те же заботы и удовольствия, те же соблазны и волнения, что и простой народ. Пусть трудятся в поте лица своего, и гнут спину, и пашут землю, и берут себе жен…

-  Увы, увы! - воскликнул Аллейн в ужасе. - Вас, наверно, отравил своим ядом этот Уиклиф, о котором я слышал столько плохого.

-  Нет, я его не знаю. Я поняла это, просто глядя из окна моей комнаты и наблюдая за бедными монахами из монастыря, за их унылой жизнью, их бесцельными ежедневными трудами. И я спрашивала себя: неужели добродетель не годится ни на что иное, как засадить ее среди четырех стен, словно она дикий зверь? А если добрые будут замыкаться от мира, а злые - разгуливать на свободе, то разве не горе этому миру?

Артур Конан Дойль. «Белый отряд».

* * *

 

Андрей Рябушкин.
«Русские женщины XVII столетия в церкви».
1899.

Андрей Рябушкин. "Русские женщины XVII столетия в церкви". 1899.

 

Виктор Михайлович Васнецов.
«Собор святителей русской Церкви».
Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве.
Конец 1880-х.

Виктор Михайлович Васнецов. "Собор святителей русской Церкви". Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве. Конец 1880-х.

Позиции Московской митрополии укреплялись: цари и Боярская дума пользовались советами высшего духовенства при принятии политических решений, духовные лица ставили подписи под различными государственными документами. Увеличивалось число архиепископий и епископий, в XVI-XVII вв. часто проводились церковные соборы, решавшие вопросы управления церковью, внутрицерковной жизни и церковного суда. В 1589 г. было учреждено Московское патриаршество. Московский патриарх Иов окружил себя пышным двором, наподобие царского, при патриархе были учреждены специальные приказы по делам церковного управления.

После смутного времени в 1619 г. патриархом был поставлен Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Новый патриарх руководил государственными делами своего сына. Слияние царской и патриаршей власти усилило роль церкви и ее влияние, в том числе на развитие культуры и просвещения. В XVII в. церковь выступает основным заказчиком архитектурных сооружений, произведений прикладного искусства и живописи. Переживает подъем русская иконописная школа, создается основа для перехода от иконописи к живописи, проводятся реформы правописания, появляются светские печатные книги.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

«В посольской церкви. XVII век.».

В посольской церкви. XVII век.".

Переписные книги 1678 г. оставили после себя общий по государству итог тяглых дворов, которым потом, даже при Петре Великом, правительство пользовалось при расчете податного обложения. Этот итог дает возможность представить с некоторой ясностью социальный строй Московского государства, как он сложился к последней четверти XVII в., к кануну реформы Петра…

Значительно больше половины всего тяглого населения отдано было служилым людям за их обязанность оборонять страну от внешних врагов, десятая часть — правящему классу за труд управления страной, менее одной десятой принадлежало государеву дворцу и значительно более одной десятой — церкви, именно одна шестая всего церковного крестьянства, почти 20 тыс., обязательно работала на высшую иерархию, т.е. на монашество, отрекшееся от мира, чтобы духовно править им, и почти пять шестых (исключая крестьян соборных и приходских церквей) — на монастыри, т.е. на монашество, отрекшееся от мира, чтобы на его счет молиться о его грехах. Наконец, почти девять десятых всего тяглого люда находилось в крепостной зависимости от церкви, дворца и военнослужилых людей. От государственного организма, так сложившегося, несправедливо было бы ждать желательного роста политического, экономического, гражданского и нравственного.

Василий Осипович Ключевский. «Курс русской истории».

* * *

 

«Большая церковная процессия в Москве».
Середина XVII века.

"Большая церковная процессия в Москве". Середина XVII века.

 

Алексей Данилович Кившенко.
«Начало раскола. Церковный собор 1654 года.».

Алексей Данилович Кившенко. "Начало раскола. Церковный собор 1654 года".

Во второй половине XVII в. в состав Московской патриархии были включены Киевская митрополия и юго-западные епархии. Значительные изменения в судьбе Русской православной церкви были связаны с Уложением 1649 г., которое ограничивало рост церковных вотчин и сделало попытку подчинить церковное судебное ведомство государственному суду. Учреждение с этой целью Монастырского приказа вызвало протесты духовенства, в частности новгородского митрополита Никона, который в 1652 г. стал патриархом. Круто и авторитарно провел он ряд церковных реформ. Такие нововведения Никона, как исправление богослужебных книг и обрядов, носили прогрессивный характер и были одобрены сначала рядом московских соборов, а затем собором 1666-1667 годов. Тем не менее протест среди духовенства и широких слоев верующих разросся до опасных размеров и вылился в раскол. Староверы шли на дыбу и на костер, отстаивая «простоту и невежество». После указа 1685 г. о полном запрещении раскола началось массовое бегство раскольников за границу, в леса и в глухие, отдаленные районы; староверы начали дробиться на секты.

Патриаршество Никона закончилось отречением его от патриаршества, лишением на соборе 1666-1667 гг. сана и священства и ссылкой в монастырь. Но церковные реформы, развитие светского образования стали уже объективной необходимостью. На московских соборах говорилось о невежестве духовных лиц, их злоупотреблениях, традициях наследственной передачи церковных мест. Были приняты меры против роста монашествующего духовенства, запрещены бродяжничество монахов и оформление вкладов в монастыри за пострижение. Церковь переживала период, так сказать, прогресса консерватизма. Был поставлен вопрос об улучшении религиозного образования, усилилась просветительская деятельность церкви. В нескольких московских соборах были созданы школы, в Заиконоспасском монастыре братья Лихуды открыли первое в России учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Аполлинарий Михайлович Васнецов.
«Площадь перед церковью (Улица в городе)».
Эскиз декорации к опере П. И. Чайковского «Опричник».

Аполлинарий Михайлович Васнецов. "Площадь перед церковью (Улица в городе)". Эскиз декорации к опере П. И. Чайковского "Опричник".

 

Бернардо Белотто.
«Площадь перед церковью Креста в Дрездене».
1751.

Бернардо Белотто. "Площадь перед церковью Креста в Дрездене". 1751.

Счастье действительно в большей степени сопутствует тому, кто осмыслил религию как связь человека с Богом, но напрямую, без посредников. Всмотритесь в лицо человека. Если на лице его печать искренней улыбки и доброты — значит, он находится в ладу с Богом. Его не раздражает и не выводит из себя ни один факт, т.к. он понимает, что происходящие события отмечены волей Божьей, а их издержки, а подчас и катастрофичность обусловлены, как мы уже отметили, низкой мерой нравственности участников этих событий. Если же люди вместо обращения к Богу идут в церковь, то сложно ждать при этом как добра, так и счастья. Только на ниве христианства насчитывается до четырёх тысяч разного рода сект и направлений, утверждающих свою исключительность и разделяющих людей на враждующие группировки. Где уж в такой обстановке вульгарного атеизма можно найти связь с единым для всех людей Богом и вытекающее из этого обстоятельства счастье и доброе настроение. Так что катастрофичность бытия многих и в нашей стране связана в том числе с отказом от Бога в пользу земных церковных иерархов, безосновательно претендующих на роль посредников во взаимосвязи человека с Богом. А что происходит в церквях? На словах там вам будут изрекать заповеди доброты и нравственности, а что вам предлагается в церкви по умолчанию, в образах? А в образах, куда бы Вы ни бросили свой взор, вы увидите распятого, мучающегося на кресте Иисуса Христа. Картинки, образы оставляют у человека гораздо более глубокий след, чем слова. Но в мозг в любом случае вносится инверсия: на словах — добро, в образах — зло и мучение. Для разбирающихся в магии, в оккультных приёмах очевидно, что в церквях идёт программирование психики паствы на катастрофичность бытия. У постоянных посетителей это проявляется и на физиологическом уровне, а не только на полевом, биоэнергетическом. Кровоточащие раны Христа периодически появляются на телах верующих. Это явление называют «загадкой стигматов». Наука относит это явление к последствиям психологического воздействия сцены распятия. Библия не менее 300 раз пугает верующих ужасами ада, также программируя их психику на катастрофичность бытия. А кто программирует психику бесчисленных религиозных фанатов–террористов? Пренебрегая под влиянием церкви земной жизнью, они с радостью уничтожают по всей Земле себя и себе подобных. Не понимая этих элементарных истин, невозможно выйти из поля зла и стать счастливым.

В. Ефимов. «Счастье и смысл жизни – цивилизационные особенности». Радиопрограмма №26 (07.04.2003).

* * *

 

Юрий Константинович Люкшин.
«Церковь Богородицы Пирогощей».
Серия «Слово о полку Игореве».
2000.

Юрий Константинович Люкшин. "Церковь Богородицы Пирогощей". Серия "Слово о полку Игореве". 2000.

 

«Вид внутреннего двора Большого Кремлёвского дворца. Боковой фасад дворца и церковь Спаса-на-Бору.».
Гравюра по рисунку А. Кадоля.
Первая половина XIX века.

"Вид внутреннего двора Большого Кремлёвского дворца. Боковой фасад дворца и церковь Спаса-на-Бору.". Гравюра по рисунку А. Кадоля. Первая половина XIX века.

В период утверждения абсолютизма в России в XVIII в. место и роль православной церкви в жизни общества качественно меняются. Петр I последовательно ограничивает политическую и экономическую самостоятельность церкви, ставит ее в полную зависимость от государства. С 1700 г., после смерти патриарха Адриана, патриаршая кафедра остается вакантной. В 1701 г. молодой царь воссоздал Монастырский приказ, возложив на него и управление земельными владениями церкви. К 1720 г. один из сподвижников Петра, архиепископ Феофан Прокопович, подготовил «Духовный регламент», радикально видоизменивший высшее церковное управление. В 1721 г. был издан манифест о ликвидации патриаршества и создании органа коллегиального управления православной церковью – Святейшего правительствующего Синода, которому были переданы как духовные, так и хозяйственные функции управления; доходы с крупных церковных вотчин стали поступать в казну.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Фёдор Яковлевич Алексеев.
«Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китай-города».
1800-е.

Фёдор Яковлевтч Алексеев. "Вид церкви Гребневской Богоматери и Владимирских ворот Китай-города". 1800е.

Нельзя сказать, что все они были страстными театралами; иные, экономические, причины настоятельно призывали вельмож в театр. Ибо - по указу Елизаветы - за непосещение театра без уважительного повода платился штраф в 50 рублей. Так обстояло дело с высоким искусством. С религией было иначе: за отсутствие в церкви придворные сажались на цепь. Статские советники - на золотую, коллежские советники - на серебряную, а сенатская мелюзга - на цепь обычную.

В. Пикуль. Пером и шпагой. «Лениздат». 1978 год.

* * *

 

Фёдор Яковлевич Алексеев.
«Вид на государев дворец и церковь Благовещенья в Житном дворе».
1800-е.

Фёдор Яковлевич Алексеев. "Вид на государев дворец и церкоаь Благовещенья в Житном дворе". 1800-е.

В 1784 г. Екатерина II провела секуляризацию церковных владений, передав все церковные земли вмести с почти 2 млн. крестьян в ведение Коллегии экономии. Более чем вдвое было сокращено число монастырей, две трети денежного оброка с духовных крестьян стали поступать в казну. Однако к концу XVIII в. государственные средства на содержание православной высшей иерархии вновь увеличились почти вдвое, значительно возросли и выделяемые им земельные угодья. Полное подчинение церкви самодержавию сверх всякой меры усилило ее участие в защите интересов правящих классов, породило развитие клерикальных тенденций. Это наглядно проявилось в ходе Крестьянских войн под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева. Синод в специальном воззвании к верующим объявил Пугачева «врагом Отечества и церкви», анафематствовал всех участников восстания.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Фёдор Яковлевич Алексеев.
«Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке».

Фёдор Яковлевич Алексеев. "Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке".

 

Фёдор Яковлевич Алексеев.
«Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа - церковь Николы в Сапожке.».

Фёдор Яковлевич Алексеев. "Кремль. Троицкая и Кутафья башни. Справа - церковь Николы в Сапожке.".

Пожалуй, к чисто экономическим мероприятиям Екатерины примыкает и секуляризация – то есть полная конфискация у церкви всех ее земельных владений вместе с крепостными, коих, как я мельком упоминал, насчитывалось более девятисот тысяч.

Крестьяне встретили это известие с искренним восторгом. Поскольку были переведены в разряд государственных и вместо тяжелой барщины теперь должны были платить лишь денежный оброк – а это давало больше самостоятельности и позволяло жить зажиточнее.

Точных документальных данных не осталось, но современники упрямо приписывали Екатерине речь, произнесенную по этому поводу перед членами Синода: «Существенная ваша обязанность состоит в управлении церквами, в совершении св. таинств, в проповедовании слова Божия, в защищении веры, в молитвах и воздержании. Но отчего происходит, что вы равнодушно смотрите на бесчисленные богатства, которыми обладаете и которые дают вам способ жить в преизбыточестве благ земных, что совершенно противно вашему званию? Как можете вы, как дерзаете, не нарушая должности звания своего и не терзаясь в совести, обладать бесчисленными богатствами, иметь беспредельные владения, которые делают вас в могуществе равными царям?»

Самое пикантное, пожалуй, в том, что Екатерина не сама это «раскулачивание» придумала... а всего-навсего выполняла проработанный во всех деталях план, составленный по приказу ее покойного супруга Петра III.

А впрочем, и Петр в данном вопросе лишь пытался совершить то, что задумывали его далекие предшественники...

Обладавшие особым статусом земельные владения церкви попросту мешали нормальному развитию экономики, что еще за сотни лет до Петра III понимали русские правители. Еще Иван III (однажды преспокойно приказавший высечь на людях архимандрита Чудова монастыря) всерьез подумывал отобрать у церквей и монастырей их обширные владения. На Стоглавом соборе, о котором я уже говорил, ту же идею пытался провести Иван Грозный – но церковь в те времена являла собой силу, перед которой спасовал и Грозный. Он лишь добился, чтобы церковь не могла себе прикупить земель «без доклада царю». И Михаил Романов, и Алексей Михайлович пытались всячески ограничить возможности церкви в приобретении новых владений, прямо запрещая порой подданным жертвовать монастырям земли и крестьян. Пытался «отписать на государство» церковные владения и Петр I – но не успел. Даже набожная Елизавета разрабатывала схожий проект – но попросту не решилась претворить его в жизнь.

Да и в самой православной церкви несколько сот лет шла ожесточенная борьба иерархов с так называемыми «нестяжателями», начиная с ереси «стригольников» (30-е годы XIV века). На знаменитом Соборе во Владимире 1274 г. предшественники «нестяжателей» четко сформулировали свою точку зрения: «Невозможно и Богу работати, и мамоне». То есть говорили то же самое, что и Екатерина в приписываемой ей речи.

Вообще, суды первой половины восемнадцатого столетия завалены жалобами церковных иерархов друг на друга – в полном соответствии с буйными нравами эпохи, духовные лица, собрав крестьян и прихожан, устраивали форменные татарские набеги друг на друга и на светских соседей, отбирая луга и покосы, устраивая побоища из-за спорных территорий. Жалобщикам отказывали примерно с такой формулировкой: уймитесь, поскольку у вас самих рыльце в пушку...

Секуляризация церковных земель была не единственным проектом Петра, который Екатерина скрупулезно провела в жизнь.
   
Александр Бушков. «Екатерина II: алмазная золушка”.

* * *

 

Фёдор Яковлевич Алексеев.
«Церковь Иоанна Предтечи, Боровицкая башня и Конюшенный приказ».
1800-е.

Фёдор Яковлевич Алексеев. "Церковь Иоанна Предтечи, Боровицкая башня и Конюшенный приказ". 1800-е.

 

Фёдор Яковлевич Алексеев.
«Вид церкви за Золотою решеткою и Теремного дворца (Спасский собор и Боярская площадка)».
Серия «Виды Москвы и её окрестностей».
1800-1802.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Фёдор Яковлевич Алексеев. "Вид церкви за Золотою решеткою и Теремного дворца (Спасский собор и Боярская площадка)". Серия "Виды Москвы и её окрестностей". 1800-1802. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Государственная казна пустовала, а казна церковная была переполнена. Людей в стране не хватало, а 900 000 душ (почти миллион мужиков) были закрепощены церковью, плоды их трудов пожинал конклав наместников божиих. Екатерина не побоялась выступить в Синоде с речью. «Я, – сказала она иерархам, – отдаю вам справедливость: вы люди просвещенные. Но отчего происходит, что вы равнодушно взираете на бесчисленные богатства, которыми обладаете и которые дают вам способы жить в преизбыточестве благ земных? Ведь царство апостолов было не от мира сего… вы меня понимаете? – намекнула она. – Как же вы, не терзаясь совестью, дерзаете обладать бесчисленными богатствами, а владения ваши беспредельны, и они делают вас равными с царями в могуществе. У вас очень много подвластных… Вы не можете не видеть, что все ваши имения похищены у народа… Если вы повинуетесь законам совести, то не умедлите возвратить государству все то, чем вы неправильно обладаете».

Валентин Пикуль. «Фаворит».

* * *

 

Алексей Конндратьевич Саврасов.
«Церковь Ильи Обыденного в Москве».
1882.

Алексей Кондратьевич Саврасов. "Церковь Ильи Обыденного в Москве". 1882.

Люблю руины славного былого -
Куда бы ни ступила здесь нога,
Все говорит о величавом прошлом,
Вот портик оголенный, он открыт
Дождям и ветру. Здесь в гробах лежат
Те, что любили церковь и дары
Несли ей щедро, веря, что сумеет
Она их прах ничтожный сохранить
До Страшного суда. Но все проходит:
И городам, и храмам суждено,
Как людям, и болеть, и умирать.

«Герцогиня Мальфи»

Вальтер Скотт. «Пират».

* * *

 

Исаак Ильич Левитан.
«У церковной стены».
1885.

Исаак Ильич Левитан. "У церковной стены". 1885.

В условиях развития капитализма в России, становления новых форм общественной и экономической жизни церковь постепенно оттеснялась с авансцены, но оставалась еще серьезной политической силой. По сравнению же с другими исповеданиями православие занимало все более привилегированное положение. Переход же из «господствующей и первенствующей» веры в другие исповедания законодательно запрещалось вплоть до 1905 г., а из других исповеданий в православие – всячески поощрялся. Церковь и самодержавие связывали тесные экономические, политические и идеологические интересы.

Социальная проповедь патриархальной православной церкви в такой огромной стране, как Россия, была направлена прежде всего на сохранение традиционной российской неподвижности, на сглаживание и примирение обострявшихся классовых противоречий. Проповедь смирения и повиновения самодержавию имела и другую сторону – добродетели смирения противопоставлялся грех неповиновения, гордыни, т. е. сознательной борьбы за освобождение. Традиционно архаичная доктрина православной церкви была приспособлена к отношениям, лишенным динамичности и остроты классовых противоречий. Захолустный быт русской деревни и города был той средой, на которой вырос и укрепился социальный идеал православия. Этот идеал был неразрывно связан с идеей монархизма, на которой воспитывалось и которую отстаивало духовенство.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Исаак Ильич Левитан.
«Церковь в Плёсе».
1888.

Исаак Ильич Левитан. "Церковь в Плёсе". 1888.

Идет косенькая улочка. Она упирается в ворота городского кладбища. Из-за кирпичной ограды торчит зеленая луковичка церкви. Крест сияет в первом луче солнца…

Возле церковки рядком стояли раскрытые гробы. Высохшие старушки лежали плоско в обрамлении бумажных кружев. А с козырька крылечка на них непроницаемо и холодно смотрел Спаситель. Молодой поп в черной рясе, потрескивающей в плечах, вышел из дверей с блюдечком и кисточкой. Скороговоркой бормоча что-то, с профессиональным автоматизмом макал кисточку и мазал старушек по лбу.

Георгий Бальдыш. «Я убил смерть».

* * *

 

Иван Иванович Шишкин.
«У церковной ограды. Валаам.».
1867.

Иван Иванович Шишкин. "У церковной ограды. Валаам.". 1867.

Развитие промышленности и рост рабочего движения, расслоение крестьянства и разрушение многовекового патриархального уклада жизни значительно увеличивали динамизм и массовость выступлений трудящихся. Стремясь сохранить свои привилегии, духовенство утрачивало способность объективно видеть масштабы и необратимость процессов развития революционно-освободительного движения в России. Кризис самодержавия стал кризисом и православной церкви; все более утрачивая собственно религиозные очертания, деятельность церкви политизировалась, обслуживая интересы государства. В течение XIX в. значение Синода неуклонно падало, зато повышалась роль обер-прокурора и степень его вмешательства во все стороны церковной жизни. Деспотизм, авторитарность действий обер-прокуроров Синода приводили к конфликтам, порождали недовольство высшего духовенства. Во время революции 1905-1907 гг. православное духовенство выступило с требованиями восстановить патриаршество и предоставить церкви бóльшую свободу.

Однако в ходе борьбы против революционного движения возобладала тенденция дальнейшего сплочения церкви и самодержавия. Церковь предавала анафеме любые выступления против государственной власти. Во время стачек священники вели агитационную работу, убеждая рабочих отказаться от революционных выступлений, извращали содержание и цели программ социал-демократов, шельмовали и очерняли лидеров и активистов РСДРП. Православное духовенство долгое время придерживалось представления, что революционеры – это узкий круг молодых людей, начитавшихся «вредоносных» иностранных книг, что российское революционное движение не имеет широкой опоры в массах. Повышение роли религии в жизни общества, ее клерикализация, отказ от «тлетворных иностранных заимствований» в политике, философии и морали – такими в представлении церковной иерархии были вернейшие способы борьбы с освободительным движением.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Илья Ефимович Репин.
«Церковь и колокольня в Чугуеве».
1880.

Илья Ефимович Репин. "Церковь и колокольня в Чугуеве". 1880.

Первая российская революция развеяла подобные представления. На борьбу против революционного пролетариата и крестьянства церковники направили все свои силы. Контрреволюционные проповеди печатались в церковных периодических изданиях, распространялись среди прихожан и солдат в виде листовок; широко развернулась устная пропаганда, особенно в церквах. Деятельность духовенства, в свою очередь, возбуждала антиклерикальные настроения и тенденции. Наиболее последовательную борьбу с клерикализмом вела РСДРП. Большевики выдвигали лозунг отделения церкви от государства и школы от церкви, выступали за конфискацию церковных и монастырских земель. Антицерковные тенденции начали проявляться даже среди крестьянства, которое во время революционных выступлений захватывало церковные и монастырские земли и угодья, отказывалось платить священникам за требы, изгоняло наиболее реакционных из них из приходов.

Эти события заставили некоторых представителей официальной церкви начать поиск новых путей воздействия на массы, обновления устаревшего идеологического арсенала православия. В 1905 г. в Петербурге был создан первый кружок сторонников обновления жизни Русской православной церкви, позднее преобразованной в «Союз ревнителей церковного обновления». Обновленческое движение в определенной степени отражало возросшие противоречия между православным епискапатом и основной массой рядового духовенства, вынужденного в той или иной мере учитывать положение, надежды и стремления верующих для того, чтобы полностью не утратить среди них свой престиж. Обновленцы стремились ограничить произвол иерархии, повысить роль белого духовенства и мирян в управлении делами церкви. В политическом плане обновленцы смыкались с партией октябристов.

Отдельные священники-демократы принимали участие в крестьянских выступлениях, мотивируя свои действия библейскими идеями. Несколько священников, выбранных в Государственную думу от крестьян, входили во фракцию трудовиков, которая в целом выражала интересы трудового народа. Большинство священников, выступавших на стороне трудящихся масс, впоследствии были лишены сана. Идеями христианского социализма прониклись как представители православной буржуазной интеллигенции, так и отдельные деятели православной церкви. В годы реакции, претерпев определенную эволюцию, эти идеи получили новую жизнь в движении веховства, богостроительстве и богоискательстве. Появился ряд оригинальных русских религиозных мыслителей, теологов и философов.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Хосе Гальегос-и-Арноса.
«Выход из церкви».
1894.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Хосе Гальегос-и-Арноса. "Выход из церкви". 1894. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Миновав площадь Гвадалахарских ворот, где возле закрытых на ночь ювелирных лавок дремали двое караульных, он, дабы избегнуть вполне возможной встречи с полицейским дозором, сразу же свернул и двинулся вниз по улице Илерас, а дойдя до набережной, вновь пошел вверх, покуда не оказался перед церковью Св. Хинеса, у которой в этот час дышали свежим воздухом невольные затворники.

Вам, наверно, известно, господа, что в ту эпоху церкви обладали правом убежища, куда не дотягивались щупальца светского правосудия. А потому тот, кто ограбил, ранил или убил ближнего своего, мог спрятаться в ближайшей церкви или монастыре, тамошние клирики же, ревниво оберегая свои привилегии, зубами и когтями защищали бы его от королевской власти. Обычай этот был столь распространен, что во многих знаменитых церквях набиралась чертова уйма людей, пользовавшихся неприкосновенностью Божьего храма. В тесноте да не в обиде обитали там отборнейшие отбросы общества, подонки всех видов и мастей, и, право, веревок бы не хватило воздать им всем по заслугам. Диего Алатристе и сам – по роду своей деятельности – вынужден бывал прибегать к праву убежища, да и дон Франсиско де Кеведо в молодости, говорят, оказывался  подобных местах, а то и кое-где похуже: выполняя волю герцога де Осуны, жил он в Венеции под видом нищего бродяги. Ну, так или иначе, «Апельсиновый двор» в Севильском кафедральном соборе и добрых полдесятка мадридских церквей – и среди них церковь Св. Хинеса – служили приютом – сомнительная честь! – цвету преступного сообщества, аристократии уголовного мира.

Артуро Перес-Реверте. «Чистая кровь».

* * *

 

Александр Морозов.
«Выход из церкви в Пскове».
1864.

Александр Морозов. "Выход из церкви в Пскове". 1864.

Февральская буржуазно-демократическая революция лишила Русскую православную церковь материальной и идейной опоры – самодержавия. Но церковь не была отделена от государства и фактически продолжала сохранять господствующее положение и получать государственные субсидии. В августе 1917 г. было создано Министерство исповеданий. Тогда же, одновременно с VI съездом РСДРП(б), взявшим курс на вооруженное восстание, в обстановке наступления контрреволюции, с санкции Временного правительства открылся Поместный собор, продолжавшийся до октября 1918 года. Ведущую роль в нем играла высшая иерархия, состоящая из черного духовенства, ее поддерживали представители дворянства, чиновничества, реакционная часть белого духовенства. На соборе было принято решение о восстановлении патриаршества. Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Московский Тихон (Белавин), выступивший с призывами к борьбе против Советской власти.

В. Г. Овчинников. «Православная церковь в истории нашей страны». «Вопросы истории» №5 1988 год.

* * *

 

Н. П. Фомин.
«Церковь Богоявления. Псков.».
1968.

Н. П. Фомин. "Церковь Богоявления. Псков.". 1968.

И наконец, нельзя не упомянуть о позиции церкви по отношению к большевикам. Всем известно - и это правда, - сколько православных священников красные погубили в революцию. Однако есть у проблемы и ещё один аспект…

Свидетельствует все тот же митрополит Вениамин (участник Московского церковного собора 1917-1918 гг.): «…вторым, весьма важным моментом деятельности Собора было установление взгляда и поведения Церкви по отношению к советской власти. При борьбе Советов против предшествующей власти Керенского Церковь не проявила ни малейшего движения в пользу последнего. И не было к тому оснований. Когда Советы взяли верх, Церковь совершенно легко признала их власть. Не был исключением и митрополит Антоний, который после так ожесточённо и долго боролся против неё вопреки своему же прежнему воззрению. Но ещё значительнее другой факт. При появлении новой власти всегда ставился вопрос о молитве за неё на общественных богослужениях. Так было при царях, так, по обычаю, перешло к правлению Керенского, когда Церковь вместо прежнего царя поминала „благоверное Временное правительство“, так нужно было поминать и новую власть. По этому вопросу Собором была выработана специальная формула, кажется, в таком виде: „О стране нашей российской и о предержащих властях её“».

Добавлю, что тот же Собор под давлением своих членов из интеллигентов принял решение «об облегчении и умножении поводов к брачным разводам» - как ни сопротивлялась фракция крестьянских депутатов…

Итак, церковь молилась за большевиков, церковь, как далее пишет Вениамин, участвовала в отпевании всех погибших во время Октябрьского переворота, как большевиков, так и их противников. В 1919 г. патриарх издал указ, согласно которому служители церкви не должны были вмешиваться в политическую борьбу, а «занимались бы своим прямым делом: богослужением, проповедью Евангелия, спасением души».

Одним словом, церковь оказалась в числе тех, кто добросовестно старался отсидеться…

Я не собираюсь ни осуждать, ни обличать, ни даже высказывать своего мнения - в полном соответствии с заветом «Не судите, и не судимы будете». Я просто-напросто, о чем бы ни шла речь, стараюсь давать полную картину событий. И факт остаётся фактом: русская православная церковь устранилась от участия в жизни страны на одном из переломных моментов истории, не положила на чашу весов свой все ещё немалый авторитет. Хотя и в первое Смутное время, в годы не менее тяжёлые и сложные, хватало таких среди иерархов кто стремился отсидеться, а то и прогнуться перед очередным самозванцем ради мирских благ - но все же нашлось немало отважных и честных людей, ринувшихся с пастырской поддержкой в самую гущу борьбы. Тогда церковь не устранялась. Священников убивали, морили голодом в темнице - но они не сдавались. Они были с народом - и народ их за это уважал…

И в заключение - опять-таки из Вениамина: «Государство совсем не при большевиках стало безрелигиозным внутренне, а с того же Петра, секуляризация, отделение их - и юридическое, а тут ещё более психологически жизненное - произошло более двухсот лет назад. И хотя цари не были безбожниками, а иные были даже и весьма религиозными, связь с духовенством у них была надорвана».

Это - ещё одна из причин общего кризиса российской государственности, закончившегося двумя революциями. Их много, причин, гораздо больше, чем представляется любителям упрощать все сложное…

Александр Бушков. «Красный монарх».

* * *

 

... 2 3

 

ЦЕРКОВЬ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: