- 5 -

Юрий Буковский.

"Морковка".

Рисунки К. Почтенной.

 

Юрий Буковский. "Морковка". Рисунки К. Почтенной.

Учительница задала классу задачку:
- "У Васи было четыре кролика. Первому он дал пять морковок, второму - на три морковки меньше..."

Ростик отвлёкся.

"Ему бы так, - думал он о Васе из задачки, - дали на три морковки меньше, чем первому кролику. Может быть, у него и есть оправдание, - размышлял Ростик дальше, - но только если кролики разные - большой и маленький. Мне мама тоже всегда даёт конфет больше, чем папе, потому что я расту".

- "Сколько морковок съел каждый кролик?" - закончила учительница чтение задачки. - Ростик, к доске!

Ростик вышел к доске и взял тряпку. Потом положил тряпку и взял мел.

- Условие понятно? - спросила учительница.
- Не совсем, - ответил Ростик.
- Что же тебе не ясно? - чрезвычайно удивилась учительница.
- Как они сидели, эти кролики - рядом или далеко друг от друга? - спросил Ростик.

Учительница заглянула в задачник.
- Здесь не указано, - сказала она. - И потом, какое это имеет значение?
- Огромное, - объяснил Ростик. - Может быть, задача вообще не решается. Если они сидели рядом.
- Почему? - спросила учительница.

- Потому что спрашивается, сколько морковок съел каждый кролик. А второй вообще может отказаться от своей порции, - объяснил Ростик. - В знак протеста. Потому что ему дали меньше.

- Ребята, - сказала учительница, - кто поможет Ростику понять условие задачи?
- Я ему растолкую! - вскочил Руслан. - Что ты упёрся в этих кроликов? - Руслан возмущённо сел.
- Понятно тебе объяснил Руслан? - спросила Ростика учительница. - Кроликов можно вообще заменить.
- Понятно, - сказал Ростик. - Только неясно - на кого можно заменить кроликов?
- Какой ты непонятливый! - вскочил Руслан. - Можно на кошек или собак!

- Собаки не едят морковку, - встала из-за первой парты Вика. - Наш Топик, например, очень любит овсяное печенье. Но всё равно, даже если взять Топика и печенье, не только вторая, но и четвёртая собака может обидеться. - Вика слышала всё условие задачи. - Надо брать неодушевлённые предметы, - добавила она, поправила причёску и села.

- Возьмём, например, автомобиль, - подсказал Мишка.
- Что ты всё привязываешься к нашим "Жигулям"? - вскочил Руслан.

- Ребята, - сказала учительница, - может быть, действительно попробуем составить задачку про машины? Например, так: "В один автомобиль залили пять литров бензина, во второй - на три литра меньше..."

- Не поедет, - важно сказал Руслан. - На двух литрах автомобиль никуда не поедет.
- И потом, хоть машины и неодушевлённые, - сказала Вика, - но водитель ведь одушевлённый. Как же можно второму налить на целых три литра меньше?

- Конечно, - поддакнул Мишка, - и пассажиры могут обидеться.
- Хорошо, - сказала учительница, - давайте придумаем условие так, как вы считаете нужным.

Через десять минут задачка была готова.

Юрий Буковский. "Морковка". Рисунки К. Почтенной.

- "У Васи было четыре мотоцикла, - прочла Вика условие. - Он хотел налить в первый мотоцикл пять литров бензина, а во второй на три литра меньше..." - Дальше в задачке все кролики были заменены мотоциклами, а морковка на бензин. - "Но тут пришёл наш класс, и мы все вместе попросили Васю разлить весь бензин поровну. Сколько литров бензина нальёт Вася в каждый мотоцикл?" - задала Вика вопрос и велела Ростику: - Теперь решай!

Юрий Буковский. "Морковка". Рисунки К. Почтенной.

 

1 2 3 4 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14

ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ БУКОВСКИЙ