Кремль.

Из книги А. Бологова "Псков на ладони. Путеводитель по памятникам древности".

Фото Светланы Гавриловой.

Псков. 2002 год.

 

До сего дня архитектурно-художественным центром Пскова остается его величественный кремль, или Кром (а еще раньше – детинец), как именовали его псковичи с незапамятных времен.

Лучше всего предварительно посмотреть на кремль со стороны% либо с Завеличья – с противоположного берега реки Великой, либо с Ольгинского моста. Можно долго стоять у перил моста и любоваться панорамой кремля, его мощью, чувствовать исходящее от него веяние далеких эпох. Ощущение такое, будто расположенный на высоком скалистом мысе кремль, подняв над седыми стенами белокаменный четверик собора и островерхие боевые башни, словно гигантский дредноут устремляется навстречу бурям. Ныне прибрежная часть скалы стала более пологой, во многих местах осыпалась, потеряла свою былую крутизну, однако и сейчас вид кремля производит сильное впечатление.

Вход в кремль расположен в южной его части, на площади Ленина, по соседству с кинотеатром «Октябрь». Обширная площадь, раскинувшаяся сразу же за первым входом, буквально загромождена обнажившимися при раскопках и позже наращенными фундаментами древних храмов. Это – Довмонтов город, дополнительная крепость, сооруженная, по преданию, прославленным псковским князем Довмонтом-Тимофеем и примкнувшая к детинцу в XIII веке. Вход в собственно кремль находится у восточной оконечности Персей (от старорусского «перси» - грудь) – массивной стены, усиленной вертикальными выступами – контрфорсами. В старые времена здесь, под часовой башней, находились Великие ворота – главный въезд в кремль; другие ворота – Смердьи – стояли на противоположном краю «приступной» стены, у Смердьей башни. Перси – передняя, фронтальная стена – были предметом постоянных забот псковичей. Вначале эта стена была деревянной, и до середины XV века ее несколько раз перестраивали. Великие ворота, ведущие в детинец, находились значительно ниже того уровня, на котором они расположены в настоящее время. Это наглядно подтверждают раскопки, проведенные у западной части Персей: обнажившаяся «подземная» часть их достигает высоты, по крайней мере, пяти-шести метров. Если прибавить эти метры к высоте выступающих стен, можно представить себе, сколь грандиозны были Перси в годы их сооружения. Перед Великими и Смердьими воротами через Греблю – заполненный водой искусственный ров – были перекинуты мосты.

За обоими воротами были устроены захабы – на это ясно указывают поворот дороги у Великих ворот и остатки стены захаба – коридора, который вел к внутренним воротам, выводящим непосредственно на вечевую площадь у собора.

Нынешняя граненая башня на западном конце персей, называется Довмонтовой, - творение сравнительно недавнего времени: она сооружена на месте разрушенной круглой, значительно больших размеров Смердьей башни во второй половине XIX века и своим «европейским» видом заметно выделяется среди остальных. У ее основания с внутренней стороны детинца археологические раскопки обнажили Смердий захаб и подземную часть старой башни.

Башня с часами, возвышавшаяся некогда над Великими воротами, и колокольня, возведенная на Персях в 1394 году, к началу XVIII века обветшали и были сломаны. Перси получили несколько упрощенный вид. Те ворота, что соединяют ныне детинец и Довмонтов город, сооружены на месте древних. Лепные украшения их относятся ко времени последней большой отделки Троицкого собора в 1895 году.

Дорога мимо высокой, как бы оступившейся с обрыва колокольни ведет в гору, к сияющим стенам главного храма древней Псковской земли. Сравнительно крутой подъем дороги лишний раз свидетельствует о том, что и широкое место перед собором являлось когда-то низиной, со временем, в результате разрушения многочисленных построек и искусственных засыпей, уравненной с подножием собора.
Самая первая стена, ограждающая детинец с юга, шла севернее Персей – в непосредственной близости от храма, где имелось первое значительное понижение рельефа.

Троицкий собор в том виде, в каком он предстает ныне нашим глазам, стоит уже без малого три века. Это четвертый по счету храм, носящий это имя и сооруженный на месте ему предшествовавших. Первый Троицкий собор из камня был построен в конце XII века (на его месте до той поры стоял, по преданию, деревянный храм). По дошедшим до нас изображениям на старинных иконах можно судить о внешнем виде собора XII века. Он имел одну главу, вытянутый вверх основной объем, к которому с запада примыкала пониженная часть. Собор был одноапсидным и имел вертикальное членение стен и позакомарное покрытие.

В 1363 году рухнул свод Троицкого собора, и в 1365-1367 годах на старом основании был возведен из плиты новый одноглавый храм. Угловые соединения основного объема собора были понижены, более сложной стала и верхняя, подглавная часть: позакомарное покрытие основных поверхностей сочеталось с частичным плоскостным. Все эти архитектурные усложнения придали собору, при его известной монументальности, облеченный живописный вид. В XV веке собор оброс притворами, приделами и галереями, волнистые крыши были заменены прямоскатными – собор, таким образом, приобрел черты, присущие общему типу псковских церквей.

Ныне существующий Троицкий собор строили с 1682 по 1699 год. Материалом для него послужила белая тесаная плита. Первоначально собор выглядел еще более просто и безыскусно, нежели ныне. И замыслы строителей, и свойства строительного материала – крупноразмерной плиты – определили незамысловатую композицию собора. Основной объем его имеет форму параллелипипеда, вытянутого с запада на восток; крыша четырехскатная, главы несколько смещены к востоку, в сторону алтаря, где снаружи к основной стене примыкают три апсиды с гиперболическими крышами на половине ее высоты. Вблизи апсид к северу и югу от собора, стоят приделы с собственными апсидами и главками.

В свое время нижний этаж собора имел боковые галереи, однако в конце XVIII века, ввиду нарушения прочности стен, вызванного неравномерной осадкой основных конструкций храма, они были заложены. Сверх того снаружи к ним были пристроены мощные контрфорсы. Эти переделки привели к тому, что собор в нижней своей части утратил легкость и стройность, а внутренние помещения – дополнительный свет, проникавший до закладки галерей через специальные проемы.

Нынешняя входная крытая лестница, ведущая к паперти собора, чуть ли не упирается в крепостную стену. Она подверглась переделке в XIX веке, когда крутой всход с высокими ступенями был заменен пологим, а боковые крылья прежней нижней площадки заложены. Снаружи Троицкий собор не имеет особого обилия украшений, а имеющиеся, близкие к характеру сложившегося архитектурно-художественного стиля границы XVII-XVIII веков, далеко отошли от древней псковской орнаментики. В 1895 году собор был оштукатурен, стены получили дополнительные лепные украшения. К высеченным из плиты наличникам окон нижнего яруса добавились оконные наличники верхнего; закомары-кокошники в оконечности четверика и подкрышечный карниз получили позднейшее декоративное «подкрепление» в виде кружевного узорочья у окон верхнего яруса. Интересен поясок ширинок с изразцами цветных поливов, сохранившийся еще в некоторых местах верха галереи.

Внушительно выглядит внутреннее помещение собора – высокое, просторное, хорошо освещенное. Шесть граненых подкупольных колонн из тесаной плиты поддерживают своды храма. Среди множества вещей интерьера имеются редкие по своему художественному значению произведения древнерусского прикладного искусства и живописи.

В пору Псковской вечевой республики детинец, и прежде всего его главный собор, служил средоточием государственных ценностей, местом, где устраивались все наиважнейшие общественные дела. В Троицком соборе совершалось торжественное посажение князей на княжество, здесь находилась усыпальница выдающихся деятелей Псковской земли.

На первый взгляд несколько громоздкой выглядит соседствующая с собором крупномасштабная колокольня, однако строгая композиция, обширные проемы нижнего и особенно верхнего ярусов, облегчающие здание, создают впечатление большого соответствия ее монументальному собору. Колокольня первоначально была деревянной и имела высокую тесовую крышу в форме пирамиды. После одного из пожаров в конце XVIII века верхний ярус сложили из кирпича, над ним возвели типичную для башен того времени крышу и граненый шпиль, увенчанный четырехконечным крестом. Над нижним ярусом звона надстроили парапет. Внутристенная лестница ведет от основания колокольни до колокольных площадок; некоторые колокола датируются XVI веком.

Раскинувшаяся севернее собора обширная площадь ныне почти пустынна. Немногочисленные деревья, в беспорядке стоящие в разных местах пустыря, придают этому месту своеобразный колорит умиротворения и покоя. Однако могучие стены крепости и исполинские башни напоминают о другом – о бурном времени средневековья, о жарких битвах, кипевших у границ детинца.

Западная стена крепости, долгие годы представлявшая собой полуразвалины, реставрирована. Новая облицовка, боевые ходы, кровля выполнены реставраторами таким образом, чтобы вернуть сооружениям их былой вид. Стена заканчивается угловой башней Кутекромой (от «кут» - угол, т. е. башня в углу Крома), построенной в 1400 году. Первоначально стена, идущая от Кутекромы вдоль реки к Смердьей башне, была ниже и тоньше нынешней, усилили ее в XVI веке. Многоярусная Кутекрома с крутым шатровым покрытием и сторожевой вышкой выглядит очень внушительно. Вблизи башни, со стороны реки Псковы, в стене есть проход. Отсюда, с обрыва, открывается захватывающий воображение вид на стену и башни у Нижних решеток, реку Великую, Запсковье и Завеличье. С боевых площадок стены сквозь крупные амбразуры видна широкая гладь реки, на противоположном берегу по правую руку – собор древнего Ивановского монастыря (конец XII – XIII век), по левую, ближе к мосту, - церковь Успения у Парома (XVI век), по левую, ближе к мосту, - церковь Успения у Парома (XVI век), еще далее вверх по Великой – церковь Климента, папы римского (XV век) и, наконец, в отдалении, у впадения в Великую реки Мирожи, - словно вырастающий из воды Мирожский монастырь (XII век).

От башни Кутекромы вниз в сторону реки Псковы каскадом спускается кровля, прикрывающая стену, которая идет до Плоской башни, поставленной в XVI веке. Плоская и стоящая напротив нее на правом берегу Псковы Высокая (XV век) башни называются еще башнями у Нижних решеток. Между ними и проходила каменная аркада с подвижными затворами – решетками. Часть крепостной стены за Высокой башней реставрирована, по ней можно судить о характере северного фланга крепости, прикрывавшей город со стороны Запсковья. Полуразрушенное продолжение каменной ограды упирается в руины Варлаамской наугольной башни (XV век), разбитой при штурме Пскова войсками шведского короля Густава-Адольфа в 1615 году. Восстановленная позже, Варлаамская башня при Петре I была усилена земляной засыпкой и приспособлена для стрельбы артиллерией с верхнего яруса. Правее Высокой башни видны купола церквей Варлаама Хутынского (XV век) и Воскресения на Стадище (XVI век).

Восточная стена кремля над обрывистым берегом Псковы была возведена в камне в 1419 году, тогда же была поставлена Средняя башня, «обнаруженная» археологами и реставрированная совсем недавно. (В 1968 году под руководством археолога М. Х. Алешковского, автора книги «Каменные стражи», были произведены раскопки остатки башни, а в 1970 году архитектором А. В. Воробьевым разработан проект реставрации ее.)

Восточная стена, построенная без достаточного укрепления основания, быстро осела и разрушилась, вновь была заменена деревянной, и только после середины XV века, когда территория детинца расширилась к югу, кремль стал полностью каменным. С боевых площадок стены над Псковой открывается вид на Запсковье. У самой реки, на обширной пониженной площадке, некогда было многолюдно и шумно – здесь, в Рыбниках, шла оживленная торговля рыбой, к берегу приставали флотилии рыбачьих лодок, прямо у причалов стояло множество торговых лавок.

Проход между восточной стороной Троицкого собора и стеной крепости у руин древних погребов выводит на предсоборную вечевую площадь, или Охабень, как называлось это место в XI-XIII веках, будучи в то время не защищенным стенами предместьем детинца. Дорога возвращает нас к Великим воротам.

Минуя Великие ворота, выходим снова в Довмонтов город. Свое название он получил намного позже того времени, когда во Пскове правил бежавший из Литвы и окрещенный русским именем Тимофей князь Довмонт. Возникший на месте ближайшего к детинцу посада и окончательно сложившийся в пору расцвета Пскова, Довмонтов город представлял собой редчайшее в своем роде явление. Здесь не было широких проездов, обширных площадей, крупных построек, чем отличался детинец. Наоборот, Довмонтов город поражал дробностью застройки. Здесь, на сравнительно небольшом пространстве, было много храмов. К этому надо прибавить многочисленные административные постройки, общественные сооружения церковного, купеческого и ремесленнического толка, вспомогательные строения, прицерковные дворы – буи и даже, как можно предположить, миниатюрные кладбища с часовнями при них и оградами. Законсервированные основания некоторых храмов Довмонтова города дают известное представление о том, как выглядел этот административно-культурный центр в пору кульминации своего развития.

Многие из церквей Довмонтова города, как и другие его строения, потеряли свое назначение и были снесены еще на рубеже XVI-XVII веков.

До наших дней на площади Довмонтовой крепости не сохранилось ни одной постройки старого времени, исключая крупное строение Приказных палат, возведенное на месте руин южной стены в 1695 году. Если смотреть с возвышенной части Довмонтова города у восточной стены (здесь в 1701 году было устроено земляное укрепление, скрывшее под собой остатки нескольких небольших храмов), Приказные палаты с недавно восстановленным грандиозным крыльцом выглядят особенно эффектно. Они как бы уравновешивают собою тяжелую громаду Персей и придают всей крепости пространственную законченность.

Здание палат, в отличие от многих гражданских сооружений того же времени, выполнено в высшей степени добротно во многих отношениях. Оно установлено на прочнейшем фундаменте, стены сложены из крупноразмерных, тщательно подогнанных плит; сопряжения стен, плоскости, элементы наружной отделки выполнены геометрически правильно и чисто. В свое время палаты имели четырехскатную круглую тесовую кровлю с переломом, т. е. уменьшением угла сбега в нижней части. На гребне крыши были установлены железные прапоры, а понизу, на пологой части ее, шла деревянная ограда. Ажурная резьба украшала крышу со всех сторон. Много украшений – наличников, декоративных ниш с резными каменными плитками и других – имелось снаружи здания; внутренние помещения на втором этаже были богато расписаны по стенам и сводам, особую живописность придавали интерьеру многоцветные изразцовые печи.

Ныне восстановленное по старому описанию крыльцо Приказных палат, - поставленное на «отлете», могучее, воплощающее в камне некоторую пышность и вместе с тем силу, строгость и торжественность, - как нельзя более соответствует не только характеру самого здания, но и всему величественному окружению. Интересна композиция крыльца – осадистая и широкая нижняя площадка, перекрытая опирающимися на граненые столбы сводами; просторный лестничный всход, ведущий на открытую верхнюю площадку, арки перекрытия которой укреплены на стене здания и на массивных столбах с утолщениями – «бочках». Многочисленные арочные проемы придают крыльцу, несмотря на его массивность, своеобразную ажурность.

Небольшой участок стены, примыкающий к Приказным палатам, упирается другим концом в наружную стену у Власьевской башни. В юго-западном углу Довмонтова города произведены работы по реставрации въездных ворот кремля, надвратной башни и прилегающих к ним крепостных стен.

Выколоточная композиция «В память победы дружины Александра Невского на Чудском озере в 1242 году», укрепленная на Персях, - дар городу Пскову от Союза художников России. Автор ее В. П. Смирнов – художник широкого диапазона – выполнил многие работы по восстановлению старинных памятников города.

Напротив выхода из Довмонтова города, приблизительно на месте кинотеатра «Октябрь», некогда находился княжий двор, перенесенный сюда из крепости во второй половине XIV века.
Восточнее его, на территории нынешней площади Ленина, до XVI века располагался Старый торг. Ныне эта местность значительно повышена. Искусственные засыпи, руины старых зданий, строительный мусор, наслаивавшиеся веками, подняли поверхность земли на много метров. На крутом Власьевском спуске, идущем к реке Великой мимо наружного фасада Приказных палат, можно видеть, что даже пониженный уровень покрытия дороги намного скрыл проездные ворота Власьевской башни, а выступающий над землей близ входа на мост гребень десятиметровой стены выглядит скромным парапетом.

Через Власьевские ворота можно выйти на набережную и осмотреть башню со стороны реки. Прямоугольная в сечении башня имеет внутренний поворотный проезд, закрытый деревянными решетками. Просмоленный тесовый шатер завершается сторожевой вышкой, увенчанной кованым гербовым прапором. Стоя у подножия башни, можно видеть западную стену крепости в истинную величину и определить высоту подъема территории города, примыкающей к реке Великой и кремлю.

По винтовой лестнице можно подняться на мост и выйти на площадь Ленина. Никаких древних построек на месте старого Торговища ныне нет, и только фантазия может нарисовать нам картину далекого прошлого.

Когда-то здесь простиралось болото, которое постепенно засыпали привозным щебнем и землей. Впервые площадь была покрыта толстыми деревянными плахами в 1308 году – при очень деятельном посаднике Борисе, годом позже поставившем первую каменную поперечную стену, которая оградила Застенье. На протяжении сотен лет поверх старых сгнивших кладок устанавливались новые, подсыпалась земля, толща ее росла, а в 1838 году Торговую площадь замостили камнем. Старый торг был одним из наиболее оживленных мест города. Здесь сходились главные заокольные дороги: Новгородская (по нынешней улице Карла Маркса), Гдовская (по улице Леона Поземского), Смоленская (по улице Советской), Изборская (по улице Конной) – через плавучий мост на Великой – и другие.

Ближайшим к площади Ленина памятником старины является церковь Михаила Архангела на Советской улице. Осмотром ее и продолжим знакомство с древним зодчеством Пскова.

 

ПСКОВ

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: