Бахчисарай в живописи

 

Фёдор Яковлевич Алексеев.
«Вид города Бахчисарая».
1798-1800.

Фёдор Яковлевич Алексеев. "Вид города Бахчисарая". 179801899.

 

Карл Фердинанд фон Кюгельген.
«Вид Бахчисарая».
1824.
Серия «Виды Крыма».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Карл Фердинанд фон Кюгельген. "Вид Бахчисарая". 1824. Серия "Виды Крыма". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Улица в Бахчисарае».
1890-е.
Частная коллекция.

Иван Константинович Айвазовский. "Улица в Бахчисарае". 1890-е. Частная коллекция.

 

Луиджи Премацци.
«Дворец в Бахчисарае».
1861.

Луиджи Премацци. "Дворец в Бахчисарае". 1861.

 

Никанор Григорьевич  Чернецов.
«Вид Бахчисарайского дворца».

Никанор Григорьевич Чернецов. "Вид Бахчисарайского дворца".

 

Карл Павлович Брюллов.
«Бахчисарайский фонтан».
1838-1849.

Карл Павлович Брюллов. "Бахчисарайский фонтан". 1838-1849.

 

Никанор Григорьевич Чернецов.
«Пушкин в Бахчисарайском дворце».
1837.

Никанор Григорьевич Чернецов. "Пушкин в Бахчисарайском дворце".

Фонтану Бахчисарайского дворца

Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.

Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…

Фонтан любви, фонтан печальный!
И я твой мрамор вопрошал:
Хвалу стране прочёл я дальной;
Но о Марии ты молчал…

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?

Александр Сергеевич Пушкин.
1824.

* * *

 

Никанор Григорьевич Чернецов.
«А.С. Пушкин во дворе Бахчисарайского дворца».
1837.

Никанор Григорьевич Чернецов. "А. С. Пушкин во дворе Бахчисарайского дворца". 1837.

В Крыму, в знаменитом ханском дворце в Бахчисарае, находится так называемый «Фонтан слез», воспетый, в частности, А. С. Пушкиным. Памятник, считающийся сегодня ЧИСТО МУСУЛЬМАНСКИМ, был создан в 1786 - 1787 годах. История создания фонтана окутана туманом. В каком месте дворца фонтан находился раньше - неизвестно. Позднее стали считать, будто его возвели в память Диляры-Бикеч - «услаждающей душу княжны». Надписи на фонтане выполнены по-арабски. ОДНАКО В НИХ НЕТ ИМЕНИ ТОЙ, КОМУ, СОГЛАСНО ЛЕГЕНДЕ, ПОСВЯЩЕН ФОНТАН. В самом деле, верхняя надпись гласит: «Если кто хочет (проверить и увидеть), пусть придет. Мы сами видели Дамаск, Багдад. О шейхи! Кто будет утолять жажду, пускай сам фонтан языком своим скажет хронограмму: Приди! Пей воду чистейшую, она приносит исцеление». Нижняя надпись гласит: «Там, В райском саду, праведные будут пить воду из источника «Сельсебиль»».

Старинный фонтан, оказывается, венчает небольшой купол, на котором высится османский полумесяц С КРЕСТОМ. Другими словами, звезда внутри полумесяца изображена здесь в точности в виде ХРИСТИАНСКОГО КРЕСТА. А. Т. Фоменко и Т. Н. Фоменко посетили ханский дворец Бахчисарая в августе 2004 года и, обратив внимание на этот яркий сюжет, сфотографировали османский = атаманский полумесяц со звездой = крестом.

То обстоятельство, что звезда в виде христианского креста, вписанная в полумесяц, много лет находилась не где-нибудь, а в самом сердце священного ханского дворца, считаемого сегодня исключительно мусульманским, указывает, что еще в ХVIII веке в ханской резиденции Крымского царства сохранялись некоторые важные старинные христианские традиции эпохи XII - XVI веков, то есть эпохи первоначально единого христианства.

Вероятно, уже позже, когда многое было забыто и искажено, старинный османский полумесяц со звездой в виде христианского креста на «Фонтане слез» стал восприниматься мусульманами XVIII - XIX веков уже как непонятный и даже странный символ, Он начал противоречить тем нововведенным понятиям, которые сложились в XVIII веке в исламском мире. Причем «противоречие» в данном случае возникло не где-нибудь, а в ханском дворце Бахчисарая, куда прибывали многие гости и подданные. Будучи воспитанными на новой скалигеровской истории, они не могли не обращать внимания на замечательный фонтан со «странной звездой» в полумесяце. По каким-то соображениям христианский крест решили все-таки не переделывать в звезду (вероятно, потому, что памятник был широко известен и окружен почитанием). Однако, чтобы снять накапливающееся напряжение, решили, вероятно, как-то объяснить возникшее «противоречие». По-видимому, именно для этого и придумали литературную легенду, будто фонтан был возведен в память о девушке ХРИСТИАНКЕ (не то некой грузинке, не то гречанке Диноре Хионис, не то полячке Марии Потоцкой, будто бы жившей в Бахчисарайском гареме под именем Деляры-Бикеч и погибшей от руки ревнивой женщины. Дескать, поскольку девушка была христианкой, то мусульманскую звезду внутри полумесяца старинные скульпторы изобразили в виде христианского креста. Вот вам, мол, и объяснение христианского облика мусульманского памятника.

Позднее А. С. Пушкину изложили именно такую версию. Он, естественно, поверил и, вдохновившись, написал свою известную поэму «Бахчисарайский фонтан». Однако, повторим, В СТАРИННЫХ НАДПИСЯХ НА ФОНТAНЕ СЛЕЗ «НЕТ ИМЕНИ ТОЙ, КОМУ, СОГЛАСНО ЛЕГЕНДЕ, ПОСВЯЩЕН ФОНТAН». Ни единого слова ни про гречанку, ни про грузинку, ни про полячку! Так что, скорее всего, на старинный памятник попросту перенесли (на бумаге) какую-то более позднюю историю. Быть может, кстати, вполне реальную и старинную, но не имеющую к фонтану никакого отношения.

По-видимому, здесь мы в очередной раз сталкиваемся с естественным процессом, когда по прошествии определенного времени некоторые (скорее всего, многие) старинные памятники вступали в противоречие с нововведенными религиозными и историческими воззрениями ХVII - ХVIII веков. Для устранения противоречий придумали два пути. Первый уничтожить «мешающий» памятник. Так часто поступали Рома новы. Второй путь, более мягкий, был таков. Историки сочиняли или подбирали «древнюю легенду», которая «все-все объясняет», после чего вписывали ее на страницы летописи. Через некоторое время выдумка становилась частью «древней истории». Мотивы фальсификации забывались и подлог застывал, превращаясь в «историческую правду». Поэты вдохновлялись и писали замечательные произведения. Дети выучивали их в школе. Придуманный миф «сам собой» внедрялся в общую культуру.

Тот факт, что на куполах многих православных русских церквей и соборов высится христианский крест с полумесяцем обращает на себя внимание. Историкам и священнослужителям достаточно часто задают вопрос: что означает такой полумесяц? Ведь сегодня он вроде бы считается символом исключительно ислама, далекого от христианства. Почему же до сих пор полумесяц встречается в сочетании с крестом? Обычный ответ таков. Дескать, когда-то, в эпоху религиозных войн христианство в Европе победило мусульманство. Вот и поместили османский полумесяц у основания христианского креста в знак победы. Чтобы люди всегда помнили о «торжестве креста над полумесяцем».

Г. Носовский, А. Фоменко. «Крещение Руси». Москва, «АСТ». 2006 год.

* * *

 

Карл Фердинанд фон Кюгельген.
«Монастырь св. Марии у Бахчисарая».
1824.
Серия «Виды Крыма».
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Карл Фердинанд фон Кюгельген. "Монастырь св. Марии у Бахчисарая". 1824. Серия "Виды Крыма". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Луиджи Премацци.
«Успенский монастырь вблизи Бахчисарая».

Луиджи Премацци. "Успенский монастырь вблизи бахчисарая".

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: