Анна Иоанновна в живописи

 

И. Шарлемань.
«Императрица Анна Иоанновна разрывает «кондиции» в 1730 году в Москве».

И. Шарлемань. "Императрица Анна Иоанновна разрывает "кондиции" в 1730 году в Москве".

АННА ИВАНОВНА (28.01.1693 – 17.10.1740 гг.) – российская императрица с 1730 г., герцогиня Курляндская с 1710 г.
Она была дочерью царя Ивана V Алексеевича, старшего брата Петра I и царицы Прасковьи Федоровны (по рождению Салтыковой). В 1710 г. Анна обвенчалась с племянником прусского короля, герцогом Курляндским Фридрихом-Вильгельмом. Брак был заключен по политическим мотивам.

В январе 1711 г. муж Анны скончался. Анна, должна была, согласно воле Петра I, поселиться в Митаве, столице Курляндского герцогства (ныне Елгава в Латвии). Там она прожила 19 лет. До 1730 г. Анна находилась в полной зависимости от своих родственников, занимавших российский престол. Но неожиданно умер император Петр II, внук Петра I. Верховный тайный совет пригласил Анну Ивановну занять российский трон. Но «верховники» обязали ее подписать «кондиции» - условия, по которым власть передавалась в руки членов Верховного тайного совета.

В феврале 1730 г. Анна Ивановна, поддержанная дворянством, отказалась выполнять волю Верховного тайного совета, публично разорвала «кондиции» и стала самодержавной российской императрицей. Она ликвидировала Верховный совет и расправилась со своими недругами. Императрица предоставила государственные заботы своим приближенным. А. И. Остерман ведал внешней политикой, Феофан Прокопович руководил церковными делами. Наибольшую свободу действий получил фаворит императрицы Э. И. Бирон. На все важные посты в управлении государством он пригласил иностранцев. Недовольные жестоко преследовались. Недаром время правления Анны Иоанновны получило название «бироновщины».
Войны и попытки правительства собрать все подати и недоимки привели к разорению и запустению многих хозяйств, сокращению населения России. В результате русско-турецкой войны 1735-1739 гг. Россия возвратила себе Азов, присоединила Молдавию, но потеряла земли по западному побережью Каспийского моря, завоеванные Петром I.

В это время были дарованы значительные льготы дворянству: отменен закон о единонаследии, дворянам разрешалось получать образование дома, они получали право выходить в отставку через 25 лет (этот закон был вскоре отменен, так как очень многие хотели им воспользоваться).

Сама Анна Ивановна тратила громадные суммы на балы, маскарады, приемы послов и различные праздники. Самим известным из ее развлечений стала потешная свадьба шутов в специально выстроенном для этого Ледяном доме. При ней в России впервые появились опера и зоопарк.

Школьная энциклопедия. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.

* * *

 

Неизвестный художник.
«Портрет императрицы Анны Иоанновны».
Нюрнберг.

Неизвестный художник. "Портрет императрицы Анны Иоанновны". Нюрнберг.

Мы же пока находимся при начале царствования государыни Анны Иоанновны, и, чтоб не распалась цепь времен, должны помянуть ее хотя бы страницей рассказа.

«Станом была она велика и взрачна. Недостаток в красоте награждаем был благородным и величественным лицерасположением. Она имела большие карие и острые глаза, нос немного продолговатый, приятные уста и хорошие зубы. Волосы на голове были темные, лицо рябоватое и голос сильный и проницательный. – Сложением тела была она крепка и могла сносить многие удручения» (Э. Миних. С. 165). – Если б такой гренадероподобный вид имела женщина умная и проницательная не одним голосом, – то, наверное, никто не запомнил бы ни продолговатого носа, ни ряби на щеках и не выставил бы за достоинство хороших зубов. Но государыня Анна, владея обширной статью, располагала разумом малопоместительным, и все ее женские и человеческие добродетели сосредоточились в одном пункте жизни: она являла собой образец преданной любовницы и, если б на то была господня воля, стала бы добродетельной женой и матерью. Но, волею династических соображений своего великого дядюшки, потеряв супруга через месяц после свадьбы, она так и осталась без законного повелителя и принуждена была жить в браках неосвященных: сейчас ее повелителем был Эрнст-Иоганн Бирон.

Прошлое Бирона покрыто мраком тайн. Говорят, в молодости он сидел в тюрьме за драку с убийством и что еще при Петре Великом хотел пристроиться к русскому двору, но туда его не пустили. В конце концов он остался на родине и к 1728-му году стал полным курляндским хозяином. И видом и нравом он был суров: настоящий повелитель. Анна Иоанновна предалась ему безоглядно. Он улыбался – она сияла; он хмурился – она мрачнела; он был большой охотник до лошадей – она ради него научилась в сорок лет ездить на лошади; он не мог жить без карточной игры – и каждый вечер при дворе Анны Иоанновны играли в карты.

Конечно, люди остаются людьми, и не случается в мире полных совпадений: были и у Анны Иоанновны свои наклонности, отличные от бироновых. Она любила ружейную пальбу и, бывало, тешилась тем, что стреляла из окна опочивальни по всему мимопролетающему – не только ворон и галок сшибала с лету, но даже скорых воробьев (Э. Миних. С. 164). А еще любила глядеть на медвежью травлю. И вообще любила смешные забавы. При ней всегда был штат шутов и дурок: велит им стать всем носом к стенке, а одному идти сзади и каждому пинать под коленки – он их пинает, а они падают; или велит друг с другом царапаться. Очень изволила смеяться на их дурацкие проделки.

Так они и жили. Бирон с утра отправлялся к своим лошадкам, а государыня, откушав кофея, забавлялась с шутами и дурками, а то постреливала из ружья или просто смотрела в окно. После обеда почивали немного, затем совершали променад, вечером начиналась карточная игра. В государственные деяния Анна Иоанновна вмешиваться не старалась, предоставив надзор за ними Бирону, а исполнение – трем кабинет-министрам.

Переехав в Москву, а затем в 1731-м году из Москвы в Петербург, они не очень изменили обыкновений курляндской жизни, хотя, спору нет, жить стали поярче и пошире – теперь денег не надо было просить ни у кого, и заблистало на дворцовых приемах злато и серебро, засверкали жемчуга, алмазы, бриллианты, засветились иллюминации и фейерверки, зазеленели оранжерейные сады, заструились фонтаны, загремел оркестр, запела италианская опера, и вся Европа наполнилась слухом о роскошестве и пышности нового петербургского двора.

Много золота, много блеска, много торжества – значит, сильная государыня, значит, великие люди, значит, могущая держава. Чем ослепительнее и громче придворный праздник – тем чаще соседи станут завидовать: Россия – цветущая, Россия – непобедимая, Россия – неколебимая.

Сбылось замысленное Петром Великим.

И вот уже Россия воюет в Европе, фельдмаршал Миних осаждает Гданск – на помощь полякам плывут французы, потому что они хотят, чтобы польским королем стал Станислав – тесть их короля Людовика; но французы побиты, рассеяны, взяты в плен, Станислав бежит, и мы сажаем на польский престол своего короля – Августа Третьего. – А затем мы идем дальше, входим во владения Порты и в земли, туркам солидарные. И вот фельдмаршал Миних победоносным походом ворвался в Крым, взял Очаков, Яссы, Хотин:

Россия, коль щастлива ты
Под сильным Анниным Покровом!
Какие видишь красоты
При сем торжествованьи новом!
Военных не страшися бед:
Бежит оттуду бранный вред,
Народ где Анну прославляет.
Пусть злобна зависть яд свой льет,
Пусть свой язык ярясь грызет;
То наша радость презирает.
(Ломоносов. Т. 8. С. 29)

Алексей Песков. «Павел I».

* * *

 

И. Г. Ведекинд.
«Императрица Анна Иоанновна».

И. Г. Ведекинд. "Императрица Анна Иоанновна".

Эпоха дворцовых переворотов внедрила в сознание современников, что в их силах убрать неугодного монарха, навязать любые условия. Слишком многое сходило с рук заговорщиков. Елизавета и Екатерина, эти, безусловно, неординарные женщины попадали в заколдованный круг, вынужденно одаривая милостями людей, от которых зависели, тем самым, развращая их.

Анна Иоанновна была не такой. Разорвав кондиции верховников, она действительно стала самодержицей. Слово её не расходилось с делом. Императрица любила власть, и, что самое главное, умела ей распорядиться. За каких-то десять лет она добилась того, что получалось далеко не у всех монархов: укоротила замашки шляхетства, вольные нравы которого могли привести примерно к такому же разносу страны, как в случае с Польшей, которая надолго исчезла с политической карты Европы.

Не всем был по нраву жёсткий (отнюдь не жестокий) нрав царицы, но люди, умевшие ставить интересы страны выше собственных, видели в её правлении благо для разорённой России. Конечно, находились и 'несознательные'. С ними обращались просто - арест, Тайная канцелярия, а там как повезёт. Большинство, кстати, отпускали, не причинив особого вреда; дело заканчивалось штрафом, наставлением на путь истинный от духовных лиц или непродолжительным сидением под домашним арестом.

Пушкин, серьёзно занимавшийся исследованием этого исторического периода, очень удивлялся тому, сколько собак умудрились навесить потомки-'либералы' на Анну Иоанновну и её фаворита Бирона. Что поделать, воцарившимся незаконным путём монаршим особам и их приспешникам приходилось оправдывать свои поступки хотя бы таким способом.

Дмитрий Данилов. «Гвардеец (Оболганная эпоха)».

* * *

 

Луи Каравакк.
«Портрет императрицы Анны Иоанновны».
1730.

Луи Каравакк. "Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1730.

 

Г. Бухгольц.
«Портрет императрицы Анны Ивановны».
Последняя треть XVIII века.

Г. Бухгольц. "Портрет императрицы Анны Ивановны". Последняя треть XVIII века.

 

«Императрица Анна Иоанновна».

"Императрица Анна Иоанновна".

 

Неизвестный художник.
«Анна Иоанновна, российская императрица»
1817.

Неизвестный художник. "Анна Иоанновна, российская императрица". 1817.

 

«Портрет императрицы Анны Иоанновны».
1817-1825.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

"Портрет императрицы Анны Иоанновны". 1817-1825. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Неизвестный художник.
«Портрет императрицы Анны Иоанновны».

Неизвестный художник. "Портрет императрицы Анны Иоанновны".

 

Неизвестный художник.
«Портрет Анны Иоанновны».
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Неизвестный художник. "Портрет Анны Иоанновны". Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Неизвестный художник.
«Портрет императрицы Анны Иоанновны».
Музей Кусково.

Неизвестный художник. "Портрет императрицы Анны Иоанновны".

 

Неизвестный художник.
«Портрет императрицы Анны Иоанновны».

Неизвестный художник. "Портрет императрицы Анны Иоанновны".

 

Неизвестный художник.
«Анна Ивановна».
Начало XIX века.
Копия с оригинала 1730-х.

Неизвестный художник. "Анна Ивановна". Начало XIX века. Копия с оригинала 1730-х.

 

Ф. Бегагль, С. Климов.
«Анна Иоанновна».
Шпалера.
1732.

Ф. Бегагль, С. Климов. "Анна Иоанновна". Шпалера. 1732.

 

«Анна Иоанновна».
1732.

"Анна Иоанновна". 1732.

 

Х. Лоттес.
«Анна Ивановна на троне со скипетром в руках». Фрагмент.
1739.

Х. Лоттес. "Анна Иоанновна на троне со скипетром в руках.". Фрагмент. 1739.

 

Иван Соколов.
«Анна Иоановна».
1740.

Иван Соколов. "Анна Иоанновна". 1740.

 

Неизвестный художник.
«Императрица Анна Ивановна».
Конец XIX - начало ХХ века.

Неизвестный художник. "Императрица Анна Иоанновна". Конец XIX - начало ХХ в.

 

Неизвестный художник.
«Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна на прогулке».

Неизвестный художник. "Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна на прогулке".

 

В. И. Якоби.
«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»
1872.

В. И. Якоби. "Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны". 1872.

 

Виталий Ермолаев
«Анна Иоанновна».

Виталий Ермолаев. "Анна Иоанновна".

 

Александр Бенуа.
«Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя в сопровождении свиты в петергофском Зверинце».
Иллюстрация к книге Н. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси». 1898 год.

Александр Бенуа. "Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя в сопровождении свиты в петергофском Зверинце".

 

Андрей Рябушкин.
«Императрица Анна Иоанновна в Петергофском зверинце на охоте».
1900-е.

Андрей Рябушкин. "Императрица Анна Иоанновна в Петергофском зверинце на охрте". 1900-е.

 

Василий Иванович Суриков.
«Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей».
1900.

Василий Иванович Суриков. "Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей". 1900.

 

Елена Доведова.
«Анна Иоанновна на охоте».

Елена Доведова. "Анна Иоанновна на охоте".

 

«Свадьба шутов в Ледяном дворце при императрице Анне Иоанновне».

"Свадьба шутов в Ледяном дворце при императрице Анне Иоанновне".

 

Елена Доведова.
«Ледяной дворец, построенный по прихоти Анны Иоанновны».

Елена Доведова. "Ледяной дворец, построенный по прихоти Анны Иоанновны".

АННА ИОАННОВНА: ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА.

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.