Ангел в живописи

 

Абрахам Блумарт.
«Пейзаж с Товией и ангелом».
Начало 1600-х.

Абрахам Блумарт. "Пейзаж с Товией и ангелом". Начало 1600-х.

Св. Кирилл Иерусалимский говорил, что наша земля - лишь точка в небе, и, соответственно, поскольку пространство неба больше земли, постольку и количество небесных обитателей неизмеримо больше обитателей земных. Таким образом, полагаю, несложно осознать, что наши и количественные и качественные представления об ангелах, как правило, не имеют ничего общего с реальностью. Неудивительно, в связи с этим, и то, что древние религии вмещали в себя целые сонмы богов, за которых люди принимали многочисленных ангелов: одним из уникальных подтверждений этого стали раскопки древнего города Ура, что стоял в долине реки Евфрат - там археологи нашли стелу с изображением крылатой фигуры, нисходящей с небес, чтобы налить из кувшина живой воды в кубок царя. Знакомый образ? А эта стела была создана за 2500 лет до рождества Христова. Не менее любопытен и тот факт, что в цивилизации древних арийцев представления об истинной сущности ангелов были куда более ясными, чем у многих современных христиан:

- "Некоторых богов - то есть ангелов - нельзя уговорить или совратить с путей праведности, сколько бы жертв мы им не приносили... В них нельзя отличить ни правое, ни левое, ни переднее, ни заднее. Они не смыкают глаз и не спят, они пронизывают всё сущее; они видят как злое, так и доброе; всё, даже самое отдалённое, близко для них; они ненавидят смерть и наказывают её; поддерживают и защищают живое".

Библейское предание ничего не говорит о сотворении ангелов, но один из отцов Церкви, святой Августин Иппонийский, пишет, что первая строка Библии повествует именно об их создании. В словах "Сотворил Бог небо и землю" говорится о небе не как о земной атмосфере, но как о духовном мире - в то время как земля обозначает мир материальный. Именно своеобразным связующим звеном между этими двумя мирами и служат Ангелы, главная задача которых состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь. Само слово "ангел" по-гречески значит вестник, гонец, посланец. Но этот перевод приоткрывает нам лишь одну из ангельских ипостасей. В древнеивритском же оригинале это слово звучит как "малах" - то есть сильный, а знакомое нам "херувим" происходит от аккадского "карубу", защитник. Сам же крылатый образ лишь со временем обрёл человеческое тело, а в древних Ассирии и Иудее ангелы изображались в виде крылатого быка или льва с человеческим лицом. Согласно 3-й книге Царств, в храме, который выстроил Богу царь Соломон, были две такие скульптуры высотой около трёх метров, с крыльями около полутора метров каждое. Они охраняли ковчег Завета, где лежали две каменные плиты с Десятью заповедями.

Таким образом, картина немного проясняется: ангелы, в первую очередь - посланники и слуги Создателя, олицетворяющие собою силу и защиту. Именно этим и объясняется возникновение понятия "небесное воинство", применяемого к ангелам в целом. Обычно наши скудные представления об этом воинстве ограничиваются информацией о том, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, защищающий его от всяческих поползновений со стороны бесовских сил. Первым ангелом-хранителем, о котором повествует Библия, был Рафаил, имя которого означает "исцели, Господь". Однако, как правило, именно эта, обращённая к нам сторона ангельской деятельности, и замыкает наши представления об образе и предназначении этих существ, которые часто предстают как защитники и хранители, носящие праведников на руках, могут "воспрепятствовать" проклятию, являться людям для утешения и наставления на праведный путь, но одновременно выступают и в роли вершителей Божьего суда. Для человека сложно, почти невозможно, представить себе истинный облик ангела - разум, не имеющий физических носителей - мозга и тела - разум, к тому же, холодный, острый и ясный; разум, способный по воле Создателя защищать и карать абсолютно беспристрастно.

В продолжение нашего Рождественского рассказа об Ангелах, полагаю, самое время разобраться в структуре этой незримой общности. Соблюдая хронологию, предлагаю вам сначала рассмотреть ангелологию иудейскую. Некогда иудеи заимствовали от Вавилона имена планет, знаки зодиака, названия месяцев, имена демонов и ангелов, а также астрологию и множество магических суеверий.  Позже они восприняли довольно много идей и греческой культуры. Заимствования эти сказались и на, порою, противоречивых представлении об ангелах. В Ветхом Завете о них говорится поразительно мало, но по мере приближения к нашему времени, в комментариях, талмудических трактатах и притчах ангелов становится всё больше. В трактате Хагига описывается, что под каждым из двенадцати знаков зодиака стоит по 30 архистратигов, под каждым из последних - по 30 легионов ангелов, в каждом легионе - по 30 полковников, у каждого полковника - по 30 подполковников, а у каждого подполковника - по 365 тысяч звёзд. Каждый ангел или демон имеет своё определённое имя.
Однако единого представления о природе и функциях ангелов в иудаизме нет. В Талмуде верховным ангелом называется Метатрон, в более ранних преданиях - Гавриил или Михаил, князь еврейского народа. Иногда выделяются четыре верховных ангела - Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. В "Книге Еноха" (2 в. до н.э.) перечисляются семь первозданных верховных ангелов: Уриил - ангел, поставленный над миром и преисподней, Рафаил - ангел, поставленный над душами человеческими, Рагуил - ангел отмщения, карающие самые светила небесные, Михаил - ангел народа Божия, Саракаил, поставленный над грешными духами, Гавриил, поставленный над раем, драконами и херувимами, и Ремиил. Эти семь ангелов созданы от начала и вечны. Есть и эфемерные ангелы, которые возникают ежедневно из огненной реки под престолом славы, поют хвалу Богу и вновь уничтожаются в этой реке. Михаил же представляется чем-то вроде наместника Бога, его рукам вверено великое заклятие, силой которого утверждается небо, земля и преисподняя, которому подвластны светила небесные и все духи. По другим представлениям Михаил - первосвященник в небесном храме на четвёртом небе. Он - небесный привратник и впускает души праведных в места успокоения.

В "Книге Еноха" фигурирует и Азазель - падший ангел, совратитель людей, научивший мужчин ковать оружие, а женщин - красить лица и вытравлять плод. Азазель же был и вдохновителем блудного мятежа ангелов, которые породили с дочерьми человеческими племя исполинов. Иногда в талмудической литературе Азазеля отождествляют с сатаной или Самаилом. Здесь же можно встретить и поучительные для каббалистов свидетельства о встречах с ангелами, инициированных самими людьми:

- "Четверо проникли в Высшие миры, - говорит трактат Вавилонского Талмуда "Хагига". Рабби Элиша, увидев величие сидящего на троне ангела Метатрона, настолько поразился увиденным, что стал еретиком, подумав:

- "Наверное, на небе есть две власти!"... Один из зашедших умер, настолько велико было потрясение от увиденного, другой сошёл с ума, и только рабби Акива "вошёл с миром и вышел с миром".

В соответствии с христианской градацией Св. Дионисия, предназначение каждого ангела определяется принадлежностью к одной из триад. Принадлежащие первой из них находятся в процессе "очищения" от всякой примеси чего-то несовершенного. Находясь вблизи Бога, они в постоянном созерцании Божественного света достигают высочайшей степени чистоты и незамутнённости своего ангельского духа, стремящегося походить на Абсолютный Дух Бога. Вторая триада "просвещается" постоянно светом Божией Мудрости. Это "просвещение" стало для неё актом созерцания Бога. Наконец дело последней триады "совершенствование". Это, пожалуй, наиболее понятный нам и конкретный вид служения. Эти ангелы, приобщённые к Божьему совершенству и к Его воле, донося до нас это совершенство и волю, и таким образом помогают совершенствоваться и нам.

Первую - высшую - ангельскую иерархию составляют:

Серафимы - по-древнееврейски пламенеющие, горящие любовью к Господу и пробуждающие эту любовь в нас, людях.

Херувимы - изливающие премудрость. Через них нам посылается боговидение и богопознание.

Престолы - на которых покоится Господь. Они служат Его правосудию. Через престолы нам даруется понимание справедливости Божией, через них мы учимся творить на земле неложный суд.

Три следующие чина ангельской иерархии это:

Господства - учат нас господствовать над своими чувствами и страстями. Властителям они помогают мудро управлять вручёнными им от Бога областями.

Силы - творят великие чудеса и ниспосылают благодать творить их угодникам Божиим. Силы же укрепляют человека в терпении, помогают ему не изнемочь в скорбях.

Власти - называются так потому, что имеют власть над Диаволом. Они оберегают нас от бесовских искушений, всячески мешают демонам вредить нам.

И последние три ангельских чина это:

Начала - управляют нижестоящими ангелами, направляя их с различными поручениями. В их ведении находится вся материальная вселенная, царства и области Земли. Ради нашей пользы начала возводят достойных людей на различные должности.

Архангелы - выступают как благовестники. Они открывают пророчества, познание и разумение Божьей воли. Это своеобразные связные между Господом и людьми.

И, наконец, Ангелы - которые приставлены к каждому человеку, чтобы оберегать его, наставлять. Они ни на мгновение не оставляют попечения о нас и всегда готовы поддержать человека в его добрых начинаниях. Эти хранители даются нам при крещении, а после смерти сопровождают через мытарства.

Обращаясь к исламским свидетельствам об ангелах, позволю себе поведать вам одну притчу. После кончины одного богатого человека, его сын решил выказать уважение отцу особым способом и объявил вознаграждение тому, кто проведёт одну ночь в склепе покойного. На это решился один старый и очень бедный дровосек. После похорон дровосеку предложили спуститься в небольшое помещение, специально оборудованное под склеп. Туда же поместили гроб умершего, возле которого дровосеку предстояло провести всю ночь, и заперли дверь. Когда на город опустилась темнота, дровосеку начали слышаться голоса, которые звучали всё громче и громче. Его сердце безудержно колотилось, тело дрожало, а разум был готов помутиться от страха, но деваться было некуда. Вдруг он явственно услышал приближающиеся звуки шагов сотен людей. В ужасе дровосек закрыл глаза, всё ещё надеясь, что всё это ему только мерещится, но вдруг почувствовал прикосновение к плечу и услышал, как кто-то назвал его по имени. Борясь со страхом, он открыл глаза и в необычайно ярком свете увидел ангелов, пришедших допросить умершего. Внезапно один из ангелов сказал другому:- "Смотри-ка, возле мертвеца - живой человек. Мёртвого мы всегда успеем допросить, а живой может отсюда ускользнуть. Так что давай лучше начнём с него, а мёртвого допросим позже… О ты, подойди!"

Повинуясь, дровосек приблизился. Тогда они продолжили:

- "Мы не станем сейчас допрашивать тебя о твоём прошлом. Возьмём во внимание только твои настоящие дела. Что у тебя имеется при себе из земных благ?"

Его обыскали, но ничего не нашли, кроме топора и верёвки. Тогда ангелы потребовали:

- "Расскажи нам, как ты приобрёл эти вещи. Заработал ли ты это честным путём и своим собственным потом, или тебе это досталось каким-либо другим способом?"

До самого утра дровосеку пришлось подробно отвечать на эти два, казалось бы, простых вопроса ангелов. Наконец, он услышал шум со стороны двери и понял, что наступило утро, и пришёл сын умершего богача, чтобы выпустить его. Он облегчённо зарыдал, осознав, что возможность избежать дальнейших допросов стала для него дороже всего на свете, и стремглав бросился в распахнувшуюся дверь склепа.

- "Подожди, куда же ты!? Возьми своё вознаграждение!" - закричал ему вслед изумлённый сын умершего человека. Но дровосек, не останавливаясь, ответил:

- "За один ржавый топор и старую верёвку ангелы допрашивали меня всю ночь! А если возьму это золото, то меня будут допрашивать вечно! Так что оставь деньги себе. А я же теперь хочу провести остаток своей жизни в беззаветном служении Богу".

Полагаю, наш рождественский рассказ об ангелах был бы неполным без упоминания теории христианского богослова 3-го века Оригена, которая, к слову, церковью была осуждена. По Оригену, Бог творит бесконечно и создаёт бесконечное множество миров. Ангелы поставлены Им управлять материей, и от того, насколько хорошо ангелы справляются со своей задачей в этой вселенной, зависит их судьба в следующем мире. В своей книге "Беседы на книгу Чисел" Ориген пишет:
- "Каждый ангел будет судим в конце веков соответственно тому, как он помогал и как он учил тех, которые были ему доверены".

После того, как один мир закончит своё существование, будет существовать другой - и в нём души, включая и ангелов, будут существовать снова, получив воплощение сообразно прежним грехам и заслугам:

- "Кто всех превзошёл в нечестии и совсем сравнялся с землёю, тот в другом мире, который будет устроен впоследствии, будет дьяволом, началом противления господу".

По Оригену, ангел, постепенно опускаясь всё ниже и ниже, может в следующем мире стать человеком, однако может, и, поднимаясь, вновь вернуться к прежнему достоинству. Но где, в таком случае, граница между ангелом и человеком? Могут ли ангелы, подобно человеку, постоянно менять свою нравственную ориентацию, обращаясь то к злу, то к добру? Церковь считает, что нет. Они либо безупречно верны Богу и живут только ради него, либо раз и навсегда отпав от Бога, изменив ему, предстают врагами Бога и людей - то есть бесами, и обратный путь для них невозможен. В этом смысле, как ни парадоксально, мы находимся в куда более мягких условиях.

Рихтер. «Архитектура забвения».

* * *

 

Алексей Павлович Патокин.
«Ангел».
2002.

Алексей Павлович Патокин. "Ангел". 2002.

Сегодня в Архитектуре Забвения прозвучит вторая часть рассказа об ангелах, посвящённая ангелам тьмы, или демонам. Удивительным образом в самых различных мифологиях встречается практически одна и та же история о могущественном и блистательном духе, который отрёкся от добра, пал и погубил первого человека, лишив его безгрешности и породив зло. В древнегреческих мифах это Уран, породивший с богиней земли Геей племя титанов, воцарившихся поначалу в этом мире. В иранской мифологии за главой сил тьмы, зла и смерти Ангро-манью следуют демонические существа дэвы. Они сражаются против ахуров, свиты благого Ахурамазды, чьё имя в переводе буквально означает "мудрый господь". В древнеиндийской мифологии всё наоборот - дэвы хорошие духи, а асуры - плохие, однако Ангро-манью там описывается весьма узнаваемо - князь тьмы со свитой из злых духов, он постоянно противопоставляет любому добру Ахурамазды своё разрушение, порождает грех, колдовство, смерть, болезни, старость, ядовитых змей и губит первочеловека Гайомарта. Иудейские источники свидетельствуют:

- "Азазель научил людей делать мечи и разные виды оружия, и добывать металлы, и пользоваться драгоценными камнями. Это привело к зависти, многочисленным ссорам между людьми - потому что появилась жадность - и к убийствам. Баркиель научил людей астрономии, Кохавиель - астрологии, Сахариель - лунному календарю..."

По мусульманской легенде, когда Аллах сотворил человека и велел ангелам поклониться ему, Иблис, блистательнейший из ангелов, счёл за оскорбление поклониться созданному из праха, и тем ступил на путь мятежа, пал и сделался шайтаном.
Так или иначе, но все эти истории сходятся в том, что зло пришло в окружающий нас мир именно вместе с падшими ангелами. Наиболее четко и последовательно эти факты обозначены в Христианской традиции, что делает ее идеальной основой для сегодняшнего рассказа.

Итак: "Спрашиваешь, откуда дьявол? - вопрошает святой Августин в "Толкованиях на Евангелие от Иоанна", - Оттуда же, откуда и прочие ангелы. Но прочие ангелы были тверды в послушании, он же из-за непослушания и гордости пал как ангел и стал дьявол: lapsus est angelus et factus est diabolus.

Утренняя звезда настолько ярче всех остальных, что когда рассвет заставляет все остальные звезды исчезать с небосвода, то утреннюю звезду все еще можно видеть. Ангелом утренней звезды был назван самый яркий из всех существ света - первый из созданных Творцом ангелов. Ему, безгрешному по своей природе и совершенному образцу творения, полному мудрости и красоты, принадлежала привилегия осязания Божьего присутствия в небесах. Таковым был первоначально сотворен Люцифер, чье имя буквально означало "светоносец". Мудрость его была в знании истинной конечной реальности, заключающейся в том, что существует лишь один Создатель и единственный Владыка вселенной и всего, что в ней, который во время сотворения установил неизменный порядок законов природных и нравственных, а также подчинил целую вселенную этому порядку. Действительно мудрые люди приводят себя в гармонию с конечной реальностью, изучая эти истины, на деле принимая их как имеющие силу и позволяя им определять их жизненную философию, ценности и образ действий. Но "От красоты твоей возгордилось сердце твое…" - гласит Библия. Любопытно, что корень слова, переводимого с греческого как "гордость", означает "дым". Так же, как и дым скрывает все окружающее, так и гордость делает невозможным видение истинной реальности. Гордость своим великолепием и совершенством как дым заслонила от превознесенного ангела конечную реальность, в которой ни одно творение не может стать подобным Творцу. Тогда Создатель переименовал ангела, дав ему имя "сатана", означающее "противник", и низверг его. Такова история первого из падших ангелов, носившего имя Люцифер, и первой причины падения ярчайшего из светил, имя которой гордость.

Строго говоря, гордость Люцифера побудила его поднять на небесах мятеж, в который увлек за собой третью часть ангельского воинства. По одному из преданий, их возмутило то, что Бог, создав человека, повелел светоносным могущественным созданиям служить тем, кто сотворен был из праха земного. По-другому, ангелов ввело в соблазн то, что Создатель, жертвуя своей властью, сотворил людей и ангелов свободными, даровал им полную волю в поступках. Приняв способность Творца поступаться всемогуществом за Его слабость, Люцифер решил, что мог бы управиться с мирозданием гораздо лучше, правовернее, чем сам Создатель. Первичная иллюстрация того, какими благими помыслами вымощена дорога в ад. Против мятежников выступил архангел Михаил с верным Создателю небесным воинством. В результате битвы восставшие ангелы были сброшены с небес в преисподнюю и превратились в демонов. Такова ортодоксальная христианская версия. Однако, справедливости ради, должен привести и другие: 

1. В средние века существовала точка зрения, что демоны изначально были сотворены Богом для совершения зла. Защитники этой идеи опирались на цитату из Книги Исайи, где устами Бога сказано: "Я творю губителя для истребления" (54, 16). В раввинистических трактатах утверждается, что Сатана был создан на шестой день творения одновременно с Евой; злые духи были сотворены "между солнцами", т.е. между закатом и рассветом накануне первой субботы, - когда Бог сотворил их души, уже занималась заря субботы, и он не успел сотворить им тела. 

2. В еретическом учении богомилов, а также в народных верованиях, не избавившихся от языческого дуализма, Сатана (Сатанаэль) представляется не Божьим творением, а независимой противостоящей Богу фигурой, подобно персидскому Ахриману. Обе силы - добрая и злая - принимают участие в процессе сотворения мира; в противовес Божьим ангелам Сатана создает свое бесовское войско, ударяя посохом о кремень. 

3. Апокрифическая Книга Еноха излагает историю сожительства "сыновей Божиих", то есть ангелов, с "дочерьми человеческими". Ангелы, променявшие из похоти небесное Царство на земную юдоль, были прокляты Богом и стали демонами. Эту теорию в средние века разделяли многие церковные авторитеты, в том числе Фома Аквинский. 

4. В той же Книге Еноха говорится, что от браков падших ангелов с земными женщинами произошло племя чудовищных исполинов. Когда Бог уничтожил гигантов, из их тел изошли злые духи, также ставшие демонами. 

5. Древние евреи считали что, множество злых духов было рождено от соитий Адама с женскими духами (или Евы с мужскими духами) в течение тех ста тридцати лет, на которые Адам и Ева были разлучены после грехопадения. Многочисленных демонов родила от Адама и его первая жена - Лилит, впоследствии сама превратившаяся в одного из самых ужасных демонов. 

6. В демонов трех видов - шедим, рухин и лилин - была превращена часть народа, рассеянного после неудачного строительства Вавилонской башни 

7. Наконец, согласно более поздним народным верованиям, количество демонов непрестанно пополняется за счет душ великих грешников; детей, проклятых родителями, а также потомства инкубов и суккубов, всевозможных вампиров, призраков и оборотней, также составляющих сатанинское воинство.

В том, что демонов существует великое множество, никто не сомневается. Однако, начиная с первых веков христианства, богословы и демонологи, пытаясь высчитать точное количество адских духов, приводят самые противоречивые цифры. 
Максим Тирский во 2-м веке называет весьма скромную цифру в 30 000, однако последующие столетия раздули состав дьявольского войска до невероятных пределов.  

Альфонс де Спина в 1459 году, ссылаясь на то, что от Бога отпала ровно треть небесного воинства, назвал число демонов - 133 306 608. 

Иоган Виер, знаменитый ученик Агриппы, утверждал, что в аду живут 7 405 926 демонов, управляемых 72 князьями.
Всех превзошли лютеранские богословы, назвавшие фантастическую цифру - 2 665 866 746 664 демона.

Демонолог 16 столетия Питер Бинсфельд выделил семь, по его мнению, главных демонов, соответствующих семи смертным грехам: Люцифер ассоциируется у него с гордостью, Маммона со скупостью, Асмодей командует похотью, Сатана - гневом, Вельзевул соотносится с чревоугодием, Левиафан - с завистью, Бельфегор - с ленью. 

Различные классификации демонов различают их по местам обитания, по роду занятий и областям влияния, и, наконец, чинам:

Исходя из того, что демоны - падшие ангелы, некоторые демонологи предполагают наличие в аду системы из девяти чинов, подобной ангельской иерархии Дионисия: 

- Первый чин - Псевдобоги, те, кто выдает себя за богов, их князь Вельзевул; 
- Второй чин - Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон; 
- Третий чин - Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет Велиал; 
- Четвертый чин - Каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь Асмодей; 
- Пятый чин - Обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь - Сатана; 
- Шестой чин - Воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин; 
- Седьмой чин - Фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон; 
- Восьмой чин - Обвинители и соглядатаи, под предводительством Астарота; 
- Девятый чин - Искусители и злопыхатели, их князь Маммона. 

Позвольте для полноты картины ознакомить вас также с одной из наиболее полных и впечатляющих классификаций падших ангелов - планетарной. Корнелий Агриппа в четвертой части своей "Оккультной философии" дает подробное описание каждой категории: 

- Духи Сатурна. 
Они являются обыкновенно в теле длинном и тонком с лицом, выражающим бешенство. У них четыре физиономии: первая сзади головы, вторая - спереди, а третья и четвертая на каждом колене. Цвет их черный - матовый. Движения подобны порывам ветра; при их появлении получается впечатление колебания почвы. Признак - земля кажется белее всякого снега. Образы, принимаемые ими: Бородатый король, едущий верхом на драконе. Бородатый старик, старуха, опирающаяся на палку. Боров. Дракон. Сова. Темная одежда. Коса. Можжевельник. 

- Духи Юпитера. 
Они являются в теле полнокровном и желчном, среднего роста, в ужасном волнении, взгляд очень кроткий, речь приветливая, цвет напоминает железо. Их способ передвижения подобен молнии при громе. Признак - появляются люди, имеющие вид пожираемых львами. Образы, принимаемые ими: Король с обнаженным мечом, едущий на олене. Человек в митре и длинной одежде. Девушка в лавровом венке и украшенная цветами. Бык. Олень. Павлин. Лазоревое платье. Меч.

- Духи Марса. 
Они появляются длинные и желчные; вид очень безобразный, цвета смуглого и несколько красноватого, с оленьими рогами и когтями грифа. Они ревут, как взбесившиеся быки. Их порывы подобны огню, который ничего не щадит. Признак - можно подумать, что сверкает молния и гремит гром. Образы, принимаемые ими: Вооруженный король едущий верхом на волке. Красная одежда. Вооруженный человек. Женщина со щитом при бедре. Козел. Лошадь. Олень. Руно шерсти. 

- Духи Солнца. 
Они являются обыкновенно в теле широком и большом, плотные и полнокровные. Их цвет подобен золоту, окрашенному в кровь. Появление сходно с заревом на небе. Признак - вызывающий чувствует себя покрытым потом. Образы, принимаемые ими: Король со скипетром, верхом на льве. Царь в короне. Королева со скипетром. Птица. Лев. Одежда цвета золота или шафрана. Скипетр. Колесо. 

- Духи Венеры.  
Они появляются в красивом теле; среднего роста; их вид очарователен и приятен; цвет - белый или зеленый, с позолотой сверху. Походка подобна яркой звезде. Признак - резвящиеся девушки, приглашающие к себе вызывающего. Образы, принимаемые ими: Король со скипетром, едущий верхом на верблюде. Девушка, восхитительно одетая. Обнаженная девушка. Коза. Верблюд. Голубка. Одежда белая и зеленая. Цветы. Трава. Казацкий можжевельник. 

- Духи Меркурия. 
Они появляются в теле среднего роста; холодны, влажны, прекрасны, приветливо красноречивы. С человеческой внешностью, они походят на вооруженного солдата, который сделался прозрачным. Они приближаются, как серебристое облако. Признак - вызывающего охватывает ужас. Образы, принимаемые ими: Король, едущий верхом на медведе. Прекрасный юноша. Женщина, держащая прялку. Собака. Медведь. Сфинкс. Пестрое платье. Розга. Палка. 

- Духи Луны. 
Они обыкновенно появляются в теле большом, широком, вялом и флегматичном. Цветом они напоминают мрачную и темную тучу. Их физиономия одутловата, глаза - красные и слезящиеся. Плешивая голова украшена выдающимися кабаньими клыками. Они движутся с быстротой сильнейшей бури на море. Признак - проливной дождь. Образы, принимаемые ими: Король с луком, сидящий на лани. Маленький ребенок. Охотница с луком и стрелами. Корова. Маленькая лань. Гусь. Зеленое или серебристое одеяние. Дротик. Человек с несколькими ногами. 

Возможно, полезным будет знать, что помимо ангела-хранителя у каждого человека есть и свой бес-искуситель, и, зачастую, даже не один. Однако, как мы уже выяснили в прошлой передаче, Создатель не наделил ангелов, в отличие от человека, способностью творить. И это относится в равной степени как к ангелам света, так и к ангелам падшим.

В "Саду демонов" сказано: "…нужно различать Божественные чудеса - и иллюзии, творимые дьяволом, для чего схоласты изобрели терминологическое противопоставление: miracula и mira. Дьявольские mira - результат его господства над формами, но не над сущностью вещей: "Дьявол может образовывать различные формы и представлять их глазам или чувствам, - утверждает Альберт Великий, - и чувства человеческие волей-неволей воспринимают эти объекты".

Бесы также неспособны предвидеть будущее, как волею Создателя видят его ангелы, а могут его только предсказывать и вычислять. Бесы не могут и читать в душах, да и вообще, при всем их искусстве и возможностях тонкого проникновения в ход мыслей человека и умении внедрять злые помыслы, могут получить власть над человеком только с его согласия. Если воля человека тверда, то для беса сложнее вмешиваться в его душевную жизнь и подсовывать соблазны. Однако праведность бесит демонов, и именно близких к святости людей они осаждают и искушают сильнее всего. Но все же Сатана не может взломать душу человека - его можете впустить только вы сами. Согласно Исидору Севильскому, "даже зло не создано дьяволом, но "найдено" им: malum a diabolo non est creatum, sed inventum. Зло не имеет самостоятельного бытия, оно есть только недостаток добра. Человеку была дана свобода, чтобы он мог свободно выбрать добро, и таким образом, стать добрым. Свобода была ему дана не формальная, а настоящая - чтобы он мог стать добрым по-настоящему, во все времена человек был волен действовать по собственной воле. И именно это уклонение от добра по свободной воле человека и является злом.
Это как с теплом и холодом: тепло есть энергия движения частиц, и чтобы его "сотворить", нужно эти частицы "расшевелить". Холод же не имеет самостоятельного существования, это просто недостаток тепла в каком-то месте. Мы можем страдать от холода, можем совсем замерзнуть, но при этом проблема не в наличии чего-то враждебного нашей природе, а в банальном отсутствии нашей воли.

Напоследок позволю себе обратить ваше внимание на один нюанс: безусловно, человека соблазняет сатана. Но свобода - дар Создателя человеку - это и свобода соблазниться. Отчего же Создатель допускает столь близкое соседство человека со злом? Не предусмотрено ли оно специально? Сложно представить, что именно подразумевалось под адамовым уходом за Древом Жизни, и Древом Познания в саду Эдема. Но, быть может, смысл существования человека в том, чтобы не вкушать с тех дерев, а именно ухаживать за ними, притом понимая, что плоды истинной жизни и познания обречены быть в его руках незрелыми до тех пор, пока не созреет он сам, заслужив своей преданностью переход в новое качество, когда вкусив этих плодов он сможет стать не жалким подобием, а частью высших сил? Похоже, современное человечество, склонно представлять себе вкушение плодов познания довольно однобоко - лишь как аллегорию плотского греха и, уверовав в могущество знаний, вооруженное наукой и ослепленное гордыней шаг за шагом попирает этот пограничный столб, заступая за который без спроса, человек пре-ступает, становится преступником в очах Создателя.

Рихтер. «Архитектура забвения».

* * *

 

«Ангел Златые власы».
XII век.
Государственный Русский музей.

"Ангел Златые власы". XII в.

«Где-то там, в Небесах читает жизнь мою мой строгий ангел, он опустит глаза и расскажет мне, ЧТО Я НЕ ТАКОЙ КАК НАДО, но, мы безумно далеки и в проводах души ночуют долгие гудки...».

Рок-группа «Технология».

* * *

 

Ангел из композиции «Благовещение» в Атенском Сионе.
1080.

Ангел из композиции "Благовещение" в Атенском Сионе. 1080.

Какова сущность юношей – сынов Ра, чем живёт их тело, чем они отличаются от людей? Принципиальные различия между людьми и ангелами невелики: в паруса жизни ангелов также дует эфирный ветер. В отличие от людей ангелы не едят, а пьют напиток жизни на 70% состоящий из глюкозы, катализаторов и воды. Это единственная пища ангелов, дающая клеткам добывать электроэнергию извне, в ней содержится углерод для поддержания парусов жизни. Юноши не едят – они БУКВАЛЬНО НАСЛАЖДАЮТСЯ (глюкозой). Это всё, что нужно для процесса без кислородного гликолиза и синтеза клеточного материала. Клетки такого организма, – одного типа, они практически универсальны, специализируются в зависимости от назначения. Это происходит внутри голографического каркаса, сотканного из суммарного лазерного излучения генеического аппарата всех клеток, этот невидимый свет порождает Границу бытия личности, – отделяет её от небытия. Эта оболочка-граница определяет ФОРМУ жизни. Внутри этой оболочки, в каждой клетке, звучат мелодии и песни присущие только этой жизни. Это хор и прекрасная музыка света и радиоволн. Тело такого типа это коллектив одиночек-анархистов, выполняющую одну задачу – жить и поддерживать Жизнь («анархия» – противоположность иерархии). Управление процессами обмена в клетке, необходимого для получения электричества извне, задаёт программа, записанная в двойной спирали КЖ-процессора (Книге Жизни) правой закрутки. Ведь жизнь по своей сути - это способность накапливать и преобразовывать электричество – искру Ра, в мысли движение и поступки. КЖ-процессор – это универсальная система хранения генетической информации с механизмом сборки молекул из простейших веществ (у людей это ДНК и РНК). Система также способна автоматически подбирать нужные атомы вещества, для кодирования и хранения информации, при наличии обмена веществ, и в специфических условиях существования. КЖ-система обеспечивает длительное хранение и использование генетической информации без изменений, и почти беспредельное накопление любой информации из окружающего мира на плазменном носителе. Первичный толчок для стяжания Силы жизни, всем процессам в клетке даёт искра Ра из вакуума – ЕГО Ветер. Всеми процессами в теле ангела непосредственно управляет мозг, при помощи электрических команд летящих по углеродистым, электропроводным нервным волокнам (проводам). Скорость передачи сигнала в идеале близка к скорости света. Возможности мозга к коммуникации в таком теле, практически неограниченны. Энергетическими возможностями и программным обеспечением в организме ангела на уровне каждой клетки управляет КЖ-процессор (ДНК). В теле ангела только одна ВОЛЯ, – воля мозга, порождённая суммарной волей всех клеток. Для замены «выветривающихся» веществ в организме, ангел потребляет питательную смесь, описанную выше, – он НАСЛАЖДАЕТСЯ. Когда клетки тела нуждаются в замене веществ, мозг даёт команду грудному органу-насосу, который закачивает в околоклеточное пространство полученную питательную жидкость, она же выводит обломки веществ с водой, образовывающейся при расщеплении глюкозы, через лёгкие. В организме ангела во время процесса роста формируются лёгкие. Они нужны для дублирования восполнения углерода во внештатных ситуациях (потребляя окись углерода, углекислый газ или метан) и выброса излишней воды. Также лёгкие созданы для работы голосового аппарата, он нужен для общения в звуковом спектре и резонансного воздействия на вещество. Процесс питания ангелов можно наблюдать крайне редко, ведь устойчивые компоненты клеток не требуют постоянной замены, а отсутствие микроорганизмов не обязывает их постоянно кормить, то ли дело у людей их микробы заставляют постоянно жевать. Такое тело обладает замечательной способностью к регенерации, может восстанавливаться даже при больших повреждениях. У ангелов нет пупка, на груди нет сосков молочных желёз, эти органы есть только у людей, они достались при рождении половым путём от женщины. У ангелов нет иммунной системы, соответственно нет лимфатических сосудов, эндокринной системы и никаких желёз. Также у ангелов нет крови в обычном «красном» смысле, потому что нет привычного газообмена и митохондриального дыха-ния. Костяной скелет отсутствует, вместо него ажурная углеродистая конструкция, при содержании воды в теле не более 20-30% и высочайшем тонусе углеродистых мышц, в скелете нет необходимости. Вес такого тела в условиях Земли, при росте около 2 метров, составляет от 12 до 15 килограмм. При необходимости, вес может меняться в широком диапазоне, взаимодействуя с гравитационным и магнитным полем планет. Общаются они между собой в широком диапазоне частот, с другими существами и в других условиях жизни они могут говорить в звуковом спектре. Таковы эти тела, – вместилища Разума – это Его руки, Его глаза, Его сыновья – Ру-сины («ру син» – Ра сын). Размножаются ангелы только клонированием – ОТЩЕПЛЕНИЕМ. Впрочем, для продолжения Рода, другого способа не существует, а тот способ, который вы знаете как единственный, придуман роидами. В половом способе создание жизни – лишь побочный продукт и оправдание преступления под названием – секс.

Только специфические вещества – империлы (это душеиметирующие вещества, подобные морфию и любым другим наркотикам) и токсины, способны затормозить процессы энергообразования в клетках, нарушить связи в нейронах мозга, замедлить скорости передачи сигналов, лишить бездонной памяти. Основная причина, приводящая к таким последствиям, попадание во внутрь тела носителей чужеродной информации, и микромашин способных привести к изменениям в генетическом аппарате, изуродовать и отравить тело.

Зло вкрадчиво и постепенно, смерть приходит не сразу, иногда заставляет себя ждать столетиями. Добро и Зло одинаково необходимы, как полюса в электрической батарейке рождающей свет, задача не потерять в себе полюс созидания и жизни. Если Добро – это сборка механизма, то Зло должно быть его аккуратной разборкой, но не более того. Знаете, как сталкиваются галактики? – Нет разрухи и смерти, это просто танец, в котором становится больше звёзд! Ярость, насилие, стремление к разрушению – это болезнь, гнездящаяся в нечистом теле при потере Разума. ЗНАЙТЕ: – БЕССМЕРТИЕ И РАЗУМ – ВЕЛИЧИНЫ НЕ ПОСТОЯННЫЕ, – ТАКОВЫ ПРАВИЛА ИГРЫ, ПОД НАЗВАНИЕМ ЖИЗНЬ, В НЕЙ ТОЛЬКО ОДИН ПРИЗ И НАГРАДА – ВОЛЯ.

В. Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

 

Андрей Рублёв.
«Ангел — символ евангелиста Матфея».
Евангелие Хитрово.
Около 1395.
Русская государственная библиотека, Москва, Россия.

Андрей Рублёв. "Ангел - символ евангелиста Матфея". Около 1395.

Слово ангел означает: «гел» – солнце, звезда, «ан» – «от», итого: – пришедшие со звёзд. Слово ангел по своей сути, похоже на слово «астронавт».

В. Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

 

Андрей Рублёв.
«Апостол Павел с ангелом».
1408.
Успенский собор, Владимир.

Андрей Рублёв. "Апостол Павел с ангелом". 1408. Успенский собор, Владимир.

Некогда единый Род был разделён на девять каст-кланов, как позднее выяснилось, при помощи вражеских вирусов и микроорганизмов. Наш единый Дом, разделился «сам в себе». Используя звёздные знаки штатного расписания корабля, основанные на очень старой символике, захвативший власть ангел превращает их в символы разделения Рода на касты, сменив некоторые названия служб по своему желанию.

✫ Используя реконструкцию, на базе исторических и разных религиозных источников, чины ангелов выглядят так, – смотри таблицу. Хотя у евреев чины ангелов выглядят совсем иначе, без всякого порядка и логики, просто небесный бардак, хотя может они в чём-то и правы. За подобное, указанное в таблице деление чинов, выступил Папа Григорий (Римский), по моему мнению, такое деление максимально соотносится с другими источниками. Так называемые «арабские цифры» – это графическое изображение кланов: 1 – один зубчик, 2 – два зубчика и так далее, до девяти углов-зубчиков. Есть также графическое изображение в виде звёздочек, например трёх лучевая, четырёх лучевая, пяти лучевая, шести лучевая и так далее. Вот упоминание в Евангелии об этих чинах: ✡ (Рим. 8:38-39) 38. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, НИ АНГЕЛЫ, НИ НАЧАЛА, НИ СИЛЫ, ни настоящее, ни будущее, 39. ни высота, ни глубина, НИ ДРУГАЯ КАКАЯ ТВАРЬ не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. 1Пет. 3:22. Который, восшед на Небо, пребывает одесную Бога, и которому покорились АНГЕЛЫ И ВЛАСТИ И СИЛЫ. ✡ Уверенность в правильности классификации, несомненно, охватывает ЧЕТЫРЁХ, ПЯТИ И ШЕСТИ лучевые звезды. Рассказываемая история Рода ангелов затрагивает именно эти звёзды в большей степени. Традиционно в старых текстах звёздами называют ангелов, например в Библии: ✡ (апостол Иуда ст. 13) «...звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы на веки!». (Откровение гл. 12 ст. 4.) «...увлёк с Неба третью часть звёзд и поверг их на Землю...» ✡. Конечно, о восставших ангелах-звёздах в Библии вы найдёте только плохие слова. Да, предатель Рода – Яго, не жалует своих мятежных, свободолюбивых братьев. Он оставил для них в истории только чёрные роли. Поэтому рассказываемая история ангелов впервые предстаёт в ином свете. Я далее постараюсь освещать эту историю объективнее, чем преподносит её нам в своих религиозных мемуарах, дорвавшийся к власти бык (бог) Яхве. В современной истории пятиконечная звезда только в некоторых религиозных течениях объявлена символом Дьявола (например, у «Сатанистов» – поклонников-гвардейцев Яхве), у остальных оставшихся культов – только шестиконечная ✡ звезда принадлежит Дьяволу. (В старых традициях, так изображается полнолуние, спад = росту ↕ Луны – луностояние ✡). Ныне пятиконечная звезда является символом ВС России ✫ и нашего стратегического противника – США ✪ (у них такая звезда, по просьбе Луны, – хотя им бы больше подошёл серп Луны с Молотом ☭) и многих других стран. Краткая справка о государственных флагах: более 50-ти стран (на 90 год) имеют в символиках 5-и конечные звёзды. Такие как: США, СССР, Венесуэла, Ирак, Либерия, Турция, Тунис. Далее: Алжир, Сирия, Югославия, Мавритания и более 40-ка стран мира. Звезда, вписанная в круг, является древнейшим символом человека (пятиконечное тело, и символ руки человека-творца). ✫

В. Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

 

Андрей Рублёв.
«Апостол Пётр с ангелом».
1408.
Успенский собор, Владимир.

Андрей Рублёв. "Апостол Пётр с ангелом". 1408. Успенский собор, Владимир.

 

Андрей Рублёв.
«Апостолы с ангелами».
1408.
Успенский собор, Владимир.

Андрей Рублёв. "Апостолы с ангелами". 1408. Успенский собор, Владимир.

 

Винсент Ван Гог.
«Полуфигура ангела» (по оригиналу Рембрандта).
1889.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог. "Полуфигура ангела" (по оригиналу Рембрандта).

 

Гюстав Доре.
«Ангел у гроба Господня».

Гюстав Доре. "Ангел у гроба Господня".

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Ангелы. Ты помощь моя, и въ тени крылъ Твоихъ я возрадуюсь!»

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «Ангелы. Ты помощь моя, и въ тѣни крылъ Твоихъ я возрадуюсь!»

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Ангелы поютъ на небесахъ: и насъ на земли, сподоби чистымъ серцемъ Тебя славити»!

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «Ангелы поютъ на небесахъ: и насъ на земли, сподоби чистымъ серцемъ Тебя славити»!

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Ангелы. В тени крылъ Твоихъ укрой меня!»

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «Ангелы. В тени крылъ Твоихъ укрой меня!»

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Ангелы. Спаси и сохрани его!»

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «Ангелы. Спаси и сохрани его!»

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Ангелы. Я съ тобою и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь!»

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «Ангелы. Я съ тобою и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь!»

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Ангелы. Я съ тобою и сохраню Тебя, куда ты ни пойдёшь!»

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «Ангелы. Я съ тобою и сохраню Тебя, куда ты ни пойдёшь!»

 

Елизавета Бём (Эндаурова).
«Ангелы. Слава въ выщнихъ Богу, и на землѣ миръ».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «Ангелы. Слава въ выщнихъ Богу, и на землѣ миръ».

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Христосъ воскресъ, Христосъ Воскресъ! Ликуютъ Ангелы с небесъ!»

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). «Христосъ воскресъ, Христосъ Воскресъ! Ликуютъ Ангелы с небесъ!»

 

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Азбука. Аз».

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова). "Азбука. Аз".

 

Карл Павлович Брюллов.
«Летящий ангел, оплакивающий жертвы инквизиции».
1849-1850.

Карл Павлович Брюллов. "Летящий ангел, оплакивающий жертвы инквизиции". 1849-1850.

 

Леонардо да Винчи.
«Коленопреклоненный ангел в профиль».
Фрагмент картины Андреа дель Верроккио «Крещение Христа».
1472.

Леонардо да Винчи. "Коленопреклонённый ангел в профиль. Фрагмент картины Андреа дель Верроккио "Крещение Христа". 1472.

 

Леонардо да Винчи.
Эскиз головы ангела для луврской «Мадонны в скалах».

Леонардо да Винчи. Эскиз головы ангела для луврской "Мадонны в скалах".

 

Луини.
«Мадонна со спящим Христом и три ангела».

Луини. "Мадонна со спящим Христом и три ангела"

 

Лука Баудо да Новара.
«Ангел из сцены «Благовещение»».
Около 1500-1501.

Лука Баудо да Новара. "Аегел из сцены "Благовещение"". Около 1500-1501.

 

Мазолино и Мазаччо.
«Мадонна с Младенцем, святой Анной и ангелами».
1424.
Галерея Уффици, Флоренция.

Мазолино и Мазаччо. "Мадонна с Младенцем, святой Анной и ангелами. 1424. Галерея Уффици, Флоренция.

 

Мастер Рождества Кастелла.
«Мадонна с Младенцем в окружении четырёх ангелов».

Мастер Рождества Кастелла. "Мадонна с Младенцем в окружении четырёх ангелов".

 

Мастер цеха шерстянщиков. Работал в конце XIV - начале XV века во Флоренции.
«Мадонна с Младенцем, четырьмя святыми и четырьмя ангелами».

Мастер цеха шерстянщиков. Работал в конце XIV - начале XVI века во Флоренции. "Мадонна с Младенцем, четырьмя святыми и четырьмя ангелами".

 

Микеланджело Меризи да Караваджо.
«Апостол Матфей и ангел».
1599.
Церковь Сан Луиджи деи Франчези, Рим.

Микеланджело Меризи да Караваджо. "Апостол Матфей и ангел". 1599. Церковь Сан Луиджи деи Франчези. Рим.

 

Микеланджело Меризи да Караваджо.
«Апостол Матфей и ангел».
1600.
Церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим.

Микеланджело Меризи да Караваджо. "Апостол Матфей и ангел". 1600. Церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим.

 

Николай Константинович Рерих.
«Ангел Последний».

Николай Константинович Рерих. "Ангел Последний".

 

Перуджино.
«Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, св. Розы и св. Екатерины».

Перуджино. "Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, св. Розы и св. Екатерины".

 

Питер Брейгель Старший.
«Падение мятежных ангелов».
1562.

Питер Брейгель Старший. "Падение мятежных ангелов". 1562.

 

Питер Ластман.
«Ангел и Товия с рыбой».

Питер Ластман. "Ангел и Товия с рыбой".

 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия».
1637.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия". 1637.

 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Евангелист Матфей и ангел».
1661.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Евангелист Матфей и ангел". 1661.

 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Авраам, принимающий ангелов».
1646.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Авраам, принимающий ангелов". 1646.

 

Филиппо Липпи.
«Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори)».

Филиппо Липпи. "Мадонна с Младенцем в окружении ангелов со святыми Фредиано и Августином (Алтарь Барбадори)".

 

Франческо Мармитта.
«Мадонна с Младенцем, со святыми Бенедиктом и Квентином и двумя ангелами».

Франческо Мармитта. "Мадонна с Младенцем, со святыми Бенедиктом и квентином и двумя ангелами".

 

Эдуард Мане.
«Мёртвый Христос и ангелы».
1864.

Эдуард Мане. "Мёртвый Христос и ангелы". 1864.

 

АНГЕЛ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.