Амстердам в живописи

 

Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Вид на Амстердам».
1640.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Вид на Амстердам". 1640.

Амстердам называли "Северной Венецией". Но это была холодная, дождливая, туманная Венеция, с суровыми настойчивыми ветрами, летящими от льдистых скандинавских берегов, с прямыми улицами и живописными набережными, с кудрявыми деревьями, с устремленными в облака остроконечными шпилями церквей. Над всем этим возвышалась величественная башня биржи - сердце торговли Нидерландов.

Веером раскинувшийся на берегу Северного моря, с обширным портом и каналами, соединяющими его с остальной страной, Амстердам являлся естественным средоточием страны и выходом на морской простор. Морские торговые дороги Нидерландов были во много раз длиннее венецианских. Венеция господствовала лишь над Средиземным морем, Амстердам - над океанами, по которым ежедневно с севера, с востока и с запада приплывали десятки кораблей иностранных государств. Трюмы этих кораблей были загружены всевозможными сокровищами. Драгоценные камни, шелка, слоновая кость из таинственной Индии. Великолепные вазы Китая. Тончайше сработанные, с узорами из золота, серебра и перламутра, шкафы, столики и кресла. Благоуханные пряности и фрукты, корица, гвоздика, шафран, мандарины, бананы, ананасы - и радость европейцев - табак, кофе, какао. Суда знаменитого акционерного общества Ост-Индской компании образуют целую плавучую провинцию. Штабеля леса с Балтийских берегов и из Норвегии громоздятся на амстердамских набережных и покидают амстердамские верфи в виде гордых военных кораблей, стройных галер и крепких транспортников. Из грандиозных зернохранилищ Амстердама - этой житницы Европы - черпают Англия, Франция, Испания и Италия.

Недаром современник Рембрандта, итальянский путешественник из свиты Козимо Медичи говорил, что кажется, будто все четыре стороны света - север, юг, восток и запад - ограблены, чтобы обогатить этот город и свезти в его порт все, что есть достопримечательного и исключительного.

Амстердамская биржа с утра до ночи кишела толпами купцов, спекулянтов и аукционеров, жаждавших неимоверных прибылей: здесь люди бешено гнались за могучим золотом. Биржа диктовала остальным законы и сделки. На ней, по словам современников, можно было закупить и продать целый мир.

Место, где в полдень кишат всевозможные народы,
Гулянье, где мавр торгуется с норманном,
Храм, где сходятся вместе евреи, турки, и христиане,
Школа всех языков, рынок всех товаров,
Наша биржа крепит биржи всего мира,

так воспевает амстердамскую биржу современник и друг Рембрандта, поэт Деккер.

Амстердам - это город спесивых и жадных торговцев, которые в годы после окончательного признания Испанией независимости Голландии стал городом блеска и неожиданного процветания. Высились узорчатые фасады дворцов с тяжелыми, неуклюжими треугольными фронтонами, увенчивающими стены, с аляповатыми густыми каменными гирляндами, с каменными вазами и шарами, то вделанными в зубчатые стены фасадов, то красующимися сверх стен. Очень много окон, вбирающих серый, туманный свет дня.

Общее впечатление странное. Женщины в накрахмаленных белых воротниках, сидя у окон, часами рассматривают фасады домов на противоположной стороне улицы. Шума в квартирах мало: все в порядке, обдуманно, установлено, рассчитано. Здешняя жизнь напоминает торговую книгу: прямые линии и столбцы цифр.

Жители Амстердама все были пуритане - кальвинисты. Слово "свобода" не сходит с уст голландцев семнадцатого века. "Без свободы мысли, - говорит великий философ-материалист Голландии Спиноза, - не могут развиваться науки и искусства, ибо последние разрабатываются со счастливым успехом только теми людьми, которые имеют свободу и непредвзятое суждение". Конечно, Голландия была далека от осуществления этого идеала, но голландцы ценою своей крови отвоевали реформацию, вылившуюся в форму религиозной борьбы против католической церкви - опоры феодализма.

Реформация наложила на победивших голландцев печать не только тихого и высокомерного благородства, но также и уныния. Эти быстро образумившиеся новаторы больше всего опасаются, как бы в будущем не нарушилось установившееся однообразие их существования. Они допускают свободу мысли, но не допускают свободы поведения. Освободив идеи, они наложили цепи на поступки.

Анатолий Вержбицкий. «Творчество Рембрандта».

* * *

 

Эманюэл де Витте.
«Интерьер Старой церкви в Амстердаме во время службы».
Около 1660.

Эманюэл де Витте. "Интерьер Старой церкви в Амстердаме во время службы". Около 1660.

 

Ван ден Берге.
«Примерное морское сражение, данное в честь Великого Посольства Петра I в 1697 году в Амстердаме».
Гравюра по оригиналу И. Мушерона.

Ван ден Берге. "Примерное морское сражение, данное в честь Великого Посольства Петра I в 1697 году в Амстердаме". Гравюра по оригиналу И. Мушерона.

 

М. Вильде.
«Пётр I в музее редкостей Вильде в Амстердаме. 13 декабря 1698».

М. Вильде. "Пётр I в музее редкостей Вильде в Амстердаме. 13 декабря 1698".

 

Мстислав Валерианович Добужинский.
«Пётр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании».

Мстислав Валерианович Добужинский. "Пётр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании".

 

Макс Либерман.
«Девочки-сироты в Амстердаме».

Макс Либерман. "Девочки-сироты в Амстердаме".

 

Иван Константинович Айвазовский.
«Вид Амстердама».
1854.

Иван Константинович Айвазовский. "Вид Амстердама". 1854.

 

Винсент Ван Гог.
«Канал Сингель в Амстердаме».
1885.
Частная коллекция.

Винсент Ван Гог. "Канал Сингель в Амстердаме". 1885. Частная коллекция.

 

Анна Петровна Остроумова-Лебедева.
«Амстердам».

Анна Петровна Остроумова-Лебедева. "Амстердам".

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.