Александра Фёдоровна (1798-1860) в живописи

 

Литография с оригинала Г. Дау.
«Николай I, Александра Фёдоровна и Константин Николаевич в море на прогулке».
1830-1840-е.

Литография с оригинала Г. Дау. "Николай I, Александра Фёдоровна и Константин Николаевич в море на прогулке". 1830-1840-е.

 

Джордж Доу.
«Портрет великой княгини Александры Фёдоровны с детьми».

Джордж Доу. "Портрет великой княгини Александры Фёдоровны с детьми".

 

Илья Ефимович Репин.
«Император Николай I и императрица Александра Фёдоровна».
1907-1908.

Илья Ефимович Репин. "Император Николай I и императрица Александва Фёдоровна". 1907-1908.

А молодая императрица как упала на колена, закрыв лицо руками при первых пушечных выстрелах, так и не вставала, замерла, не двигаясь; только голова дрожала дрожью непрестанною. «Как лилея под бурею», – думал Карамзин.
И потом, когда все уже кончилось, не прекращалось это дрожанье, качанье головы, как цветка на стебле надломленном. Сама его не чувствовала, но все заметили. Думали, пройдет. Но не прошло – осталось на всю жизнь.

Дмитрий Мережковский. «Царство Зверя. 14 декабря».

* * *

 

Пётр Фёдорович Соколов.
«Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княжны Марии Николаевны».

Пётр Фёдорович Соколов. "Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княжны Марии Николаевны".

Обрученье Дантеса и Коко произвело много шума, казалось неправдоподобным, возбуждало всеобщее любопытство. Даже императрица Александра Федоровна в начале января, перед самой свадьбой, писала графине Тизенгаузен, дочери Элизы Хитрово: «Мне так хотелось бы иметь через Вас подробности о невероятной женитьбе Дантеса. Неужели причиной ее явилось анонимное письмо? Что это – великодушие или жертва? Мне кажется бесполезно, слишком поздно». И опять, в другой записочке, писала она: «Мне жаль Дантеса».

Ариадна Тыркова-Вильямс. «Жизнь Пушкина». Том второй. 1824-1837.

* * *

 

А. Малюков.
«Портрет императрицы Александры Фёдоровны».
1836.

А. Малюков. "Портрет императрицы Александры Фёдоровны". 1836.

 

Неизвестный художник. Копия с оригинала Франца Крюгера.
«Портрет императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I (1798-1860)».
Россия. Середина XIX века.
ГМЗ «Гатчина».

Неизвестный художник. Копия с оригинала Франца Крюгера. "Портрет императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I (1798-1860)". Россия. Середина XIX века. ГМЗ "Гатчина".

 

И. А. Винберг.
«Портрет императрицы Александры Фёдоровны (1798-1860), жены императора Николая I».
Вторая четверть XIX века.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

И. А. Винберг. "Портрет императрицы Александры Фёдоровны (1798-1860), жены императора Николая I". Вторая четверть XIX века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Франц Крюгер.
«Императрица Александра Фёдоровна в амазонке».
1836.

Франц Крюгер. "Императрица Александра Фёдоровна в амазонке". 1836.

 

Карл-Христиан Филипп Рейхель.
«Портрет императрицы Александры Фёдоровны».

Карл-Христиан Филипп Рейхель. "Портрет императрицы Александры Фёдоровны".

 

Кристина Робертсон.
«Портрет императрицы Александры Фёдоровны»
1840-1841.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Кристина Робертсон. "Портрет императрицы Александры Фёдоровны". 1840-1841. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Помимо псов, зачисленных в штат императорской охоты, в охотничьей слободе жили и собственные собаки членов августейших фамилий. Их содержание оплачивалось из личных средств императора. В описи 1847 года значатся: водолаз (ньюфаундленд) Гектор и щенок пуделя (имя не указано) Николая I Павловича, две шарлотки (карликовые пудели), принадлежавшие императрице Александре Фёдоровне, и 19 собак цесаревича Александра Николаевича.

«Боги, люди, собаки». Санкт-Петербург, «Арка». 2010 год.

* * *

 

Кристина Робертсон.
«Портрет императрицы Александры Фёдоровны».
1851.

Кристина Робертсон. "Портрет императрицы Алексагдры Фёдоровны". 1851.

 

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.