Академия художеств Санкт-Петербурга в живописи

 

Жан Балтазар де ла Траверс.
«Вид на Академию художеств в Петербурге».
1790-е.

Жан Балтазар де ла Траверс. "Вид на Академию художеств в Петербурге". 1790-е.

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ В ПЕТЕРБУРГЕ – высшее художественное учебное заведение Российской империи.

В 1757 году при деятельном участии М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова была основана «Академия трех знатнейших художеств». Из числа учеников гимназии при Московском университете отобрали и привезли в столицу юношей, отмеченных печатью таланта. Вскоре многие из них составили славу русского искусства – А. Лосенко, В. Баженов, И. Старов, Ф. Рокотов, Ф. Шубин. Занятия проходили во дворце Шувалова под руководством иностранных педагогов, преимущественно французов. Первый выпуск состоялся в 1762 году.

При Екатерине II в 1764 году в Академии появился устав, она стала именоваться «Императорской». Президентом назначили И. И. Бецкого. При Академии создали Воспитательное училище, куда брали мальчиков 5-6 лет. Их обучали в трех «возрастах» (3 года в каждом) по общеобразовательным предметам и рисованию. Ученики жили при Академии под надзором воспитателей в полной изоляции от внешнего мира. После этого следовали 4-й и 5-й возрасты. В Академии были живописный, скульптурный, архитектурный и гравировальный классы, имевшие, в свою очередь, внутренние деления по жанрам или разновидностям технологий. Эти курсы и составляли собственно академическое образование. В общей сложности обучение длилось 15 лет.

Лучшие ученики, завоевавшие высшую поощрительную премию – большую золотую медаль, - получали право на пенсионерскую поездку за границу.

Преподаватели Академии следовали правилам классицизма – художественного стиля, который до начала 19 века господствовал в искусстве Европы и России. Последователи этого направления считали идеалом античное искусство, воплощавшее в себе одновременно простоту, целесообразность, подражание природе и совершенство формы. Важнейшим в обучение было рисование с гипсовых слепков знаменитых античных скульптур. В Академии безукоризненный рисунок считали основой любого произведения. Существовала строгая иерархия жанров в живописи, высшим из них почитали исторический. Ученики писали полотна на сюжеты античной и отечественной истории, античной мифологии и Священного Писания и изображали на них примеры добродетельных и героических поступков, высоких чувств.

В президентство А. С. Строганова (1800-1811 гг.) в Академии преподавали А. Воронихин, А. Захаров, Тома де Томон, И. Мартос, Г. Угрюмов, И. Акимов. Из ее стен вышли О. Кипренский, В. Тропинин, С. Щедрин, в 20-е годы – К. Брюллов, А. Иванов, К. Тон.

К середине 19 века Петербургская Академия художеств стала постепенно утрачивать позиции главного художественного заведения России. Первенство переходило к московским художникам, выпускникам Московского училища живописи и ваяния. На своих полотнах они изображали жизнь простого народа, их герои были далеки от античных образцов.
В 1863 году 14 лучших учеников Петербургской Академии художеств отказались писать свои дипломные картины на античные сюжеты и потребовали свободного выбора темы. Бунтари получили отказ и в знак протеста вышли из состава Академии.

Так возникло Товарищество передвижных художественных выставок во главе с И. Н. Крамским, объединившее художников-реалистов.

Во 2-й половине 19 века Академия сохраняла значение школы профессионального мастерства, но перестала быть законодательницей художественных вкусов. В Академии художеств преподавали талантливые педагоги, в частности П. П. Чистяков, воспитавший И. Репина, В. Поленова, В. Сурикова, В. Серова, М. Врубеля.

Школьная энциклопедия. Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003 год.

* * *

 

Максим Никифорович Воробьёв.
«Набережная Невы у Академии художеств».
1835.

Максим Никифорович Воробьёв. "Набережная Невы у Академии художеств". 1835.

В это время Михайло Бестужев, собрав на Неве остаток солдат, строил их в колонну, чтобы идти по льду в атаку на крепость. Заняв ее и обратив пушки на Зимний дворец, думал начать восстание сызнова.

Три взвода уже построились, когда завизжало ядро и ударилось в лед. Батарея с Исакиевского моста палила вдоль по Неве. Ядро за ядром валило ряды. Но солдаты продолжали строиться.

Вдруг раздался крик:

– Тонем!

Разбиваемый ядрами лед провалился. В огромной полынье тонущие люди барахтались. Остальные кинулись к берегу.
– Сюда, ребята! – указал Бестужев на ворота Академии Художеств.

Но прежде чем успели вбежать, ворота захлопнулись. Вынули бревно из днища сломанной барки и начали сбивать ворота с петель. Они уже трещали под ударами, когда солдаты увидели эскадрон кавалергардов, мчавшийся прямо на них.

– Спасайся, ребята, кто может! – крикнул Бестужев, и все разбежались. Остался только знаменщик. Бестужев обнял его, поцеловал, велел отдать знамя скакавшему впереди эскадрона поручику и сам побежал.

Оглянувшись на бегу, увидел, что знаменщик подошел к офицеру, отдал знамя и упал, зарубленный ударом сабли с плеча, а офицер поскакал с отбитым знаменем.

Дмитрий Мережковский. «Царство Зверя. 14 декабря».

* * *

 

Г. К. Михайлов.
«Академия художеств. Античная галерея».
1836.

Г. К. Михайлов. "Академия художеств. Античная галерея". 1836.

 

Литография с оригинала Ф. Перро.
«Вид на Академию художеств».
1839-1840.

Литография с оригинала Ф. Перро. "Вид на Академию художеств". 1839-1840.

 

Ф. В. Перро.
«Вид Невы, снятый с парадной лестницы Академии художеств».
1840-е.

Ф. В. Перро. "Вид Невы, снятый с парадной лестницы Академии художеств. 1840-е.

 

Неизвестный художник.
«Петербург. Академия художеств».
1-я половина XIX века.

Неизвестный художник. "Петербург. Академия художеств". 1-я половина XIX века.

 

Антон Павлович Лосенко.
«Портрет президента Академии художеств графа И. И. Шувалова».
1760.
Русский музей. Санкт-Петербург.

Антон Павлович Лосенко. "Портрет президента Академии художеств графа И. И. Шувалова". 1760. Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Александр Григорьевич Варнек.
«Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина».
Не ранее 1824.

Александр Григорьевич Варнек. "Портрет президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина". Не ранее 1824.

 

Илья Ефимович Репин.
«И. И. Шишкин на заседании совета Академии художеств».
1895.

Илья Ефимович Репин. "И. И. Шишкин на заседании совета Академии художников". 1895.

 

Илья Ефимович  Репин.
«Портрет почётного члена Академии наук и Академии художеств П. П. Семёнова-Тян-Шанского».
1901.

Илья Ефимович Репин. "Портрет почётного члена Академии наук и Академии художеств П. П. Семёнова-Тян-Шанского". 1901.

 

Алексей Гаврилович Венецианов.
«Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств».
1811.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Алексей Гаврилович Венецианов. "Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии художеств". 1811. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

Илья Ефимович Репин.
«Продавец ученических работ в Академии художеств».
1870.

Илья Ефимович Репин. "Продавец ученических работ в Академии художеств". 1870.

 

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.