Адам в живописи

 

Микеланджело Буонаротти.
«История творения. Господь сотворяет Адама».
Фрески плафона Сикстинской капеллы.

Микеланджело Буонаротти. "История творения. Господь сотворяет Адама". Фрески плафона Сикстинской капеллы.

…Бог сотворил человека из праха, из красной глины, вдунул в него душу и придал ему собственные черты. Он дал ему и имя – Адам, что дословно означает «человек».

Алексей Павловский. «Ночь в Гефсиманском саду». Ленинград, «Лениздат». 1991.

* * *

 

Паоло Учелло.
«Сотворение Адама».
Цикл фресок на темы Ветхого Завета в крытой галерее Санта Мария Новелла во Флоренции.

Паоло Учелло. "Сотворение Адама". Цикл фресок на темы Ветхого Завета в крытой галерее Санта Мария Новелла во Флоренции.

Адам первозданный был создан из праха земного (Быт. 2.7) и создан был в “естестве трехсоставном”: тело – душа – дух. Дух человеческий обладает от Господа по своему творению огромной силой, но свойство человеков (по свидетельству Феофана Затворника) в том, что дух человека, не соединенный с Духом Святым, не может управлять душой и телом, а попадает к ним в рабство (в зависимость). Так произошло и с Адамом. Адам совершил свое падение и отпадение не тогда, когда вкусил от запретного плода, а когда поверил диаволу и не поверил Богу, когда нарушил союз любви. Святой Дух никого не держит насильно, но если нарушены узы любви, то Святой Дух оставляет человека без Себя.

Душа человеческая состоит из разумной и не разумной частей. Разумная часть также трисоставная: рассудочная, волевая и чувствующая (эмоциональная). В зависимости от индивидуальных наклонностей человека, дух может оказаться в рабстве у рассудочной части души (тогда человек становится рационалистом), у волевой части (фанатиком), у чувствующей части (так называемым “человеком настроения”, когда душа передоверяется впечатлениям (что характерно, например, для светских художников)).

Недаром Пушкин называл состояние творческого вдохновения кратким словом «дурь».
Наконец, дух может опуститься ниже и оказывается в рабстве у неразумной части души (поднимаются страсти, гнев, развивается чрезвычайное воображение, появляется печаль, уныние, беспричинная тоска).
Когда страсти развиваются, дух опускается еще ниже и попадает в рабство плоти. Тогда человек становится плотским, и у него появляются соответствующие пороки (чревоугодие, блуд и так далее).

Алексей Павловский. «Ночь в Гефсиманском саду». Ленинград, «Лениздат». 1991.

* * *

 

Адриан Честерман.
«Рождение Адама».

Адриан Честерман. "Рождение Адама".

 

Уильям Блейк.
«И Элохим создал Адама».

Уильям Блейк. "И Элохим создал Адама".

 

Братья ван Эйк.
«Адам».
Гентский алтарь. Фрагмент.
1432.

Братья ван Эйк. "Адам". Гентский алтарь. Фрагмент. 1432.

 

Фра Анджелико.
«Распятие с Марией и св. Домиником, Голгофа и череп Адама».

Фра Анджелико. "Распятие с Марией и св. Домиником, Голгофа и череп Адама".

 

АДАМ

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.